Полузащитник «Бенфики» Андрей Каряка: Достал уже этот Лиссабон!

ФУТБОЛ. ЗАРУБЕЖЬЕ
КАК ДЕЛА У НАШИХ?
Одна из главных интриг межсезонья – будущее футболиста «Бенфики» Андрея Каряки. Вернется ли просиживающий скамейку запасных игрок сборной в Россию или все же попробует поймать свой шанс в Португалии? Ответа на этот вопрос не знает и сам Андрей, у которого в гостях в Лиссабоне побывал корреспондент «СС».
ВЫЛЕТЕЛ ДАЖЕ ИЗ ЗАПАСА
– 8-го у нас игра с «Пассуш Ферейра» в Лиссабоне, давайте встретимся после нее, – единственный российский легионер в Португалии с радостью воспринял мое желание повидаться.
– Рассчитываете сыграть?
– Здесь сложно загадывать, но думаю, что выйду на поле.
Разговор этот проходил за четыре дня до игры, когда Андрей был полон оптимизма. Мы договорились созвониться еще раз в день матча. Голос у Каряки был уже не таким бодрым:
– Я даже в запас не попал… Но все равно приезжайте, посмотрим вместе хороший футбол.
Даже большого запаса по времени оказалось недостаточно, чтобы вовремя попасть на стадион. В Лиссабоне в день игр «Бенфики» движение парализовано! 60 тысяч болельщиков едут на футбол, и большинство из них – на машинах. Не паркуются в окрестностях «Да Луж» разве что на деревьях… А как вам такое ноу-хау: бросить машину посередине дороги, образуя разделительную полосу? Стадион «Локомотив» в дни топовых матчей отдыхает.
В итоге опаздываю на добрых полчаса.
– Вам еще повезло, – полагает Каряка, встретивший с билетами у сектора стадиона, когда шла уже двадцатая минута матча. – Иногда люди только к концу игры попадают.
МЕСТНЫЙ ФУТБОЛ НЕ СМОТРЮ
– С победой, Андрей! – поздравляю Каряку по окончании матча. Его «Бенфика» без видимых усилий разобралась с середняком лиги – 2:0.
В ответ – ироническая ухмылка. Доезжаем до симпатичного ресторанчика, где «главное блюдо» – футбол. Андрей умышленно садится спиной к монитору.
– Не поверите, я не смотрю местный чемпионат. За полгода видел только одну игру – «Порту» – «Спортинг». Все. Мне неинтересно! Голова всегда забита чем-то другим. Может, если бы сам играл стабильно, восприятие было другое…
– Считаете переезд в Португалию ошибкой?
– Скорее нет, чем да… Это же опыт, пусть и не совсем удачный. Конечно, хочется иметь больше игровой практики, постоянно выходить в основном составе. Поначалу думал: будет легче. Оказывается, не все так просто.
– Вам хотелось играть именно за границей?
– Да, потому-то и сорвался из России. Но какие-то околофутбольные проблемы мешают здесь постоянно. Как раз при моем переходе в «Бенфику» стали менять главного тренера. У пришедшего голландца Кумана свое видение игры.
– Например?
– Ему нравятся бразильцы. В чемпионате есть лимит на легионеров, а если получить вид на жительство в этой стране, тебя не будут считать иностранцем. Сейчас как раз делают бумаги бразильцам. Как знать, может, мне полегче станет...
ДАЙТЕ МНЕ ШАНС!
– С Куманом тет-а-тет общались?
– Был один разговор (после паузы)… Через переводчика. Я прямо спросил: «Почему два месяца не выхожу на поле?». Он стал про бразильцев рассказывать: мол, им обязательно нужно паспорта получить португальские.
– Они же их и получили. А вы все не играете!
– Загадка. Недавно открылось трансферное окно, стали покупать новичков. Лоран Робер из «Ньюкасла» вот пришел. Конкуренция усиливается с каждым днем. Даже не представляю, что нужно сделать, чтобы заиграть здесь.
– Может, поймать свой шанс?
– Дали бы его мне только…
– В последнее время участились разговоры о возможном вашем возвращении в Россию.
– Да, идут переговоры с руководством «Бенфики». Ситуация непростая. Хочу иметь стабильную игровую практику, регулярно вызываться в сборную России. Пока этого нет. Но вдруг все наладится?
– В то же время вы понимаете, что в «Зените» или «Москве», куда вас зовут, играть будете наверняка?
– Вот именно. Кстати, не только два этих клуба из России хотят видеть меня у себя. Знаю и о варианте с «Крыльями Советов». Несколько дней назад прочитал в местной газете, что клуб не горит желанием меня продавать. Поэтому пока и не настраиваю себя на переезд.
ПОРТУГАЛИЯ – ОТСТАЛАЯ СТРАНА
– В Лиссабоне успели освоиться?
– В целом – да. И коллектив в «Бенфике» хороший, и в бытовом плане особых проблем нет. Хотя, конечно, без казусов не обошлось. Но именно по ним можно говорить об отсталости страны. Думаю, Лиссабон лет на двадцать задержался в России. Большая деревня (смеется).
– Что вы имеете в виду?
– К примеру, моей дочке 3 года и 8 месяцев. И в таком огромном городе нет возможности отдать ребенка в садик.
– Почему?
– Нет привычных для русского человека условий. Ни площадок, ни горок детских – ничего нет! Нам предлагали один вариант… Знаете, где дети там гуляют? По небольшому заасфальтированному дворику, огороженному кирпичными стенами. А вместо привычных игрушек – просмотр телевизора. Куда это годится? Дома телевизор, в садике телевизор…
– И что вы сделали?
– Пока ни-че-го. Причем дело-то не в деньгах! Ближайший цивилизованный садик для ребенка находится в другом городе! В 30 километрах от Лиссабона – в Эшториле. Как возить дочурку туда – не знаю! Еще вот что заметил: Португалия – чересчур бюрократическая страна. Все, что касается документов, – проблема. Вы где-нибудь видели страну, в которой пластиковую банковскую карточку делают дольше трех месяцев? Достало уже!
УЗНАЮТ ЧАЩЕ, ЧЕМ В САМАРЕ
– Вернемся к футболу. Допустим, «Бенфика» договорится с кем-то из России. Вернетесь?
– А что, на скамейке лучше сидеть? У меня такой возраст, когда хочется играть. В том числе и в сборной.
– У любого российского легионера любопытно узнать: как обстоит дело с популярностью? Узнают на улицах?
– Еще как! Не поверите, но чаще чем в Самаре, причем не важно, играешь ты или сидишь в запасе. Здесь особое отношение к футболу. Равнодушных к этой игре почти нет. Одни за «Спортинг» болеют, другие – за «Бенфику». Узнают и те, и те. Начинают говорить со мной как с португальцем, хотя я с трудом понимаю их язык. Приходится прикидываться, будто все понимаю (улыбается).
– Клуб снял вам дом или отдельную квартиру?
– Что вы, какой клуб! «Бенфика» пальцем о палец не ударила, чтобы помочь с жильем! С клубом у меня только контракт, все остальное сам устраивал. Нашел недалеко от стадиона квартиру и переехал в нее.
– Сколько комнат?
– Не помню, для жизни хватает трех-четырех (улыбается).