«Локо» смыл грим
ПАС ВРАЗРЕЗ
Ну не лежит после Вены душа к холодному обсчету перспективы «Локомотива» отобраться в основной раунд Лиги чемпионов. Да, эта команда, как мало какая другая, приучила своих поклонников к тому, что самое красивое в футболе – счет на табло. Но эта же самая команда вдруг тронула душу. И когда? В трудный для нее момент, близкий к критическому.
Около часа «Локо» выдавал в Вене не игру – красотищу! Где «Рапид», какой «Рапид»? «Рапид» при сем присутствовал и в происходящее не въезжал. Эластичная тактическая растяжка – самая что ни на есть тотальная, вглубь и вширь. Индивидуальные включения техники. Непременная любезность к партнеру, получавшему мяч с запасом свободного пространства и времени. И как апофеоз комбинация – произведение искусства: кажется, Билялетдинов – Самедов – Маминов – Лебеденко (каюсь, не пометил точный состав ее участников в блокноте – грех было оторваться от наслаждения). В духе шахматного гения Таля, у которого, казалось, кони ржали и слоны трубили от удовольствия. Одним словом, «Локо» вынул из запасников самое острое и редко им используемое оружие – чувство игры.
В одном из первых своих российских интервью итальянский нападающий Руополо рассказал о большой разнице между тренировками в «Локо» и у себя на родине. В Италии, мол, сплошная тактика, а здесь все тебе игровые упражнения. Меня, помнится, его слова тогда удивили: если «Локо» не подвержен тактическим кренам, чтоб не сказать флюсам, то кто ж у нас тогда по этой части дока? Но во время матча с «Рапидом» пришлось удивиться еще сильнее. Потому что без тщательных репетиций так мастерски – и так свободно! – не сыграешь. Только и скажешь: команда полгода скрывала главную свою футбольную идеологию!
Два месяца назад невозможно было представить «Локо» без Лоськова. А два дня назад воображение напрочь отказывало в прогнозе, как оно будет без Сычева. Состав, который Владимир Эштреков выставил в Вене, – объективно сырой. Лебеденко, по-моему, никогда еще не приходилось играть такую роль – шарашить по всему фронту атаки. И Самедов, который в основе «Локо» без году неделя, в общем-то игрок со своими стереотипами, и все это еще требует привыкания: как ему мячик давать, какие мячи от него идут. И тем не менее оба отбарабанили свои игровые функции от и до. А Самедов забил, что называется, свой мяч, знакомый по «Спартаку», – вряд ли кто-то другой из этого состава «Локо» мог оказаться в подобной позиции замыкающего.
За эту команду хочется переживать не только потому, что она наша и бьется нынче за позицию России в рейтинге УЕФА. Она подкупает непрогнозируемыми перевоплощениями, оригинальной работой над собой. Вот вам еще пример – с Бикеем. Эштреков впервые определил ему рабочее место в глубоком тылу, в своей штрафной площади. Да, дивиденд ощутимый – хватка у камерунца звериная. Но и риск страшенный – чуть ли не в любом эпизоде жди от него бедового перехлеста. Перехлеста дождались – фол и удаление Бикея едва не погубили все шикарно начатое дело. Но вот интересно: Эштреков ведь не снял камерунца после желтой карточки. Значит, были у него основания надеяться, что тот выдержит без крайностей. Значит, процесс воспитания идет.
Разговор про проверенных локомотивских людей в этот раз я нарочно приберег – для него будет еще не один случай. Хотя применительно к Билялетдинову удержаться трудно: такой футбольной породы, такой, если хотите, начинки мы, пожалуй что, еще ни в одном своем игроке не обнаруживали в российские времена.
После того, как «Локо» показал, что он может, резюме совсем простое: Эштрекову нужно разложить силы своих игроков на концовку сезона. Положение команды в чемпионате этому вполне благоприятствует.