Главный тренер сборной России Юрий Семин: Тренировки Моуриньо напомнили мне о Бескове

В прошлую среду главный тренер сборной России Юрий Семин вернулся из Англии, где целую неделю наблюдал за постановкой тренерского дела в лондонском «Челси».
news

ФУТБОЛ. СБОРНАЯ РОССИИ
ТОЛЬКО У НАС

 В прошлую среду главный тренер сборной России Юрий Семин вернулся из Англии, где целую неделю наблюдал за постановкой тренерского дела в лондонском «Челси». А уже на следующий день дал эксклюзивное интервью обозревателю «СС» Юрию СЕВИДОВУ.

ПРЕДСЕЗОНКА ЗА ПЯТЬ НЕДЕЛЬ

– Позвольте для начала выразить благодарность «Челси» за эту командировку. Мне она принесла большую пользу, – начал беседу Юрий Семин.

– Почему вы поехали в Лондон именно летом, в подготовительный период?

Хотелось проанализировать, как готовит команду к сезону один из самых сильных тренеров мира. Конечно, подготовка к сезону у них отличается от нашей. Начать хотя бы с того, сколько эта подготовка длится. У одной команды – полтора месяца, у другой – месяц и неделя. При этом есть же и футболисты, которые совсем недавно были задействованы на Кубке конфедераций. У них подготовка еще короче.

Игроки подходят к началу занятий процентов на 70 уже подготовленными. Им за этот месяц нужно набрать 30 процентов кондиций. У нас процент готовности в среднем 50, а у некоторых и 40.

– Как Моуриньо строит предсезонку?

– Методы подготовки у него – чисто игровые и, как я уже говорил в интервью «СС», чем-то напомнили мне Константина Ивановича Бескова. Все связано с мячом, с игровыми заданиями. К ним подбираются упражнения, которые заставляют делать и беговую работу – но тоже с мячом. Задача тренера – связать все воедино. Конечно, все в комплексе с физподготовкой.

– Физподготовка отличается от нашей?

– Безусловно. Мы не видели акцента на силовые и прыжковые упражнения. Но, наверное, за месяц и 7 дней игровой метод более приближен к оптимальному набору формы, чем метод раздельной подготовки, когда физическая работа идет отдельно от занятий с мячом.

– Их метод тренировок позволяет уменьшить травматизм игроков?

– Разговаривая со Смертиным и Ярошиком, я понял, что прошлогодняя подготовка ничем не отличалась от нынешней. В прошлом году это позволило «Челси» ровно пройти сезон. Они имели минимум травм – во многом благодаря хорошей растяжке, которая делается после каждого упражнения и в паузах. Все упражнения вообще направлены на то, чтобы игрок думал, находясь в маленьком пространстве. Все футболисты очень быстры. Они, к слову, не очень высокорослые. Я обратил внимание, что на тренировки игроки при всей жесткости единоборств выходят без щитков. Считаю, что это ненормально, и в итальянских клубах, насколько знаю, подобное запрещено.

ЛЭМПАРД, ГУДЙОНСЕН И ДАФФ ПРИШЛИ С ЛИШНИМ ВЕСОМ

– Как ведут себя игроки на тренировках?

– Задание тренера – закон, который нельзя не выполнить. Не видел ни одного опоздания на тренировку. Тренер никого не подгоняет. Команда очень дисциплинированная.

– Вы говорите, что за полтора месяца предсезонки футболистам нужно набрать лишь 30 процентов кондиций – до оптимальной формы. Что, совсем нет тех, кто приходит из отпуска с лишним весом?

– Обратил внимание, что есть небольшой лишний вес у Лэмпарда, Гудйонсена и Даффа, – они оставались после тренировки и занимались беговой работой. Не знаю, сами или по заданию тренеров. Наверное, второе, однако никто их не контролировал. Вот тренировка закончилась, все ушли, а эти трое остаются и бегают. И причем довольно долго, не делая себе никаких поблажек. Профессионализм потрясающий!

– А как ведут себя игроки после занятий?

А вот здесь все сугубо индивидуально. Кто-то садится в машину и уезжает домой, возвращаясь ко второй тренировке. Другие остаются на базе и ждут второго занятия. Лежат на массажных лежаках, отдыхают.

– У нас совсем недавно зарубежные тренеры, приехав в российские клубы, заставляли команду строем ходить на обеды – мол, это поможет выиграть чемпионат. В «Челси» как питаются?

(Улыбается.) Строем в столовую, разумеется, никто не ходит. Не заметил я где-то и особого диетолога, который бы диктовал команде, чем питаться, а чем нет. Все без особых затей. При этом часто футболисты основной команды встречаются за завтраком или ужином с совсем юными мальчишками, которые тоже работают на базе «Челси» на одном из многочисленных полей. Иногда, заметил, к тренировке первой команды привлекаются дублеры.

Вообще база «Челси» потрясает. Пятнадцать или больше полей, при этом там занимаются только спортом.

МОУРИНЬО – НЕПРОСТОЙ ЧЕЛОВЕК

– Как можете охарактеризовать Жозе Моуриньо?

– Человек он непростой. Но где, скажите мне, вы вообще можете найти простых людей среди великих? Каждый человек по-своему своеобразен… Мне общаться с ним доставляло большое удовольствие – так же, как и с Дель Боске или Фергюсоном. Так же Игнатьев разговаривал с Капелло. Но вот что очень понравилось в «Челси», так это то, что давления извне на игроков нет абсолютно! Я имею в виду давление от кого-то из начальников или руководства, к примеру… Давление на футболистов есть только со стороны болельщиков. Поэтому игроки и свободны – они знают, что свои деньги по контракту получат вовремя.

– Итак, какой главный вывод о предсезонной подготовке в одном из лучших клубов мира вы извлекли из своей командировки?

На мой взгляд, мы должны вспомнить свой опыт предсезонки – те же мини-футбольные турниры, которые у нас проводились. Их до сих пор в Германии устраивают! Мы ведь должны соблюдать игровой тонус, и не только для футболистов, но и для болельщиков. А мы на 3–4 месяца пропадаем, и футбола в стране нет. Словом, игровой практики зимой должно быть больше.

СЛЕДИМ ЗА ДЕНИСОВЫМ И БИЛЯЛЕТДИНОВЫМ

– К теме «Челси» мы так или иначе будем возвращаться, а сейчас позвольте мне перейти к делам сборной. Я бы хотел вернуться к первой нашей беседе, которая состоялась в апреле, спустя несколько дней после вашего назначения. Тогда на вопрос о том, верите ли в то, что у сборной остались шансы попасть на чемпионат мира, вы ответили, что да – иначе не взялись бы за дело. Изменилось ли сейчас ваше мнение – спустя несколько месяцев работы в команде, а также после просмотра игр Словакии с Португалией?

– Мнение не изменилось, потому что я получил от работы с игроками определенное удовлетворение. Да, что-то было лучше, что-то хуже… Игра с Латвией получилась не очень хорошей в плане КПД и качества передач… Но сама идея и мой замысел были выполнены – команда сделала много длинных передач вперед, после которых и были забиты голы. Порадовало старание игроков прессинговать на чужой половине поля. Матч с Германией по качеству понравился больше, потому что на каждую атаку соперника мы старались отвечать своей. Неплохо выглядела оборона, хотя мы и пропустили два гола. Конечно, времени мало… Словакия? Согласен с вами, словаки прилично выглядели с Португалией, но и мы, уверен, в состоянии усилить игру. С другой стороны, меня очень тревожит количество травм у футболистов сборной. Тревожит и то, что сегодня ряд игроков не показывает той легкости, которая была перед тем сбором.

– Основной фактор вызова игрока в сборную вы определили. При приблизительно равных тактических и психологических данных за основу будет браться «физика». Но беда, на мой взгляд, в том, что практически все игроки сборной середины поля и атаки играют, особенно в последнее время, очень медленно!

– Во-первых, стыковые, как я их называю, матчи еще впереди. К примеру, «Локо» – ЦСКА, «Спартак» – ЦСКА… И так далее – напряжение в чемпионате нарастает, подрастут и эмоции у игроков. Им придется действовать в полную силу все 90 минут. Думаю, что футболисты будут улучшать свое физическое состояние. Да, сегодня их «физика» не очень хорошая, да, много травм… Но я надеюсь, что напряженная ситуация в чемпионате поднимет их функциональное состояние. А что касается быстроты… Мы ведем сейчас просмотр игроков. Вот хорошо себя проявил Билялетдинов. Быстрый игрок? Быстрый! Внимательно следим и за Денисовым – тоже быстрый, объемный футболист. Хорошо играет в центральной зоне. Они заявили о себе в полный голос в ответственных матчах.

– Вы согласны, что клубные тренеры пока не могут заставить игроков действовать быстро на всем протяжении матча? А повлиять на них у вас возможности нет?

– Так я и говорю, что турнирная ситуация заставит людей действовать быстрее – это естественный путь. А искусственного пути, честно говоря, я просто не вижу. Наверное, это дело каждого тренера – есть же, наконец, нормальные тактические процессы, в которые нельзя вмешиваться.

Будете ли вы придерживаться костяка команды, того, что играл с Латвией, или будут перемены?

Мы внимательно следим за восстановлением Игнашевича, Кержакова и Лоськова… Это три ключевых игрока команды. Наверное, будут и перемены, но не коренные. Основная обойма не такая большая, и риска мы допускать не можем.

ЗАМЕНЫ ИГНАШЕВИЧУ Я ПРОСТО НЕ ВИЖУ

Многих удивил выход на поле Акинфеева в матче с Латвией. Вы дали возможность Овчинникову плавно войти после перерыва в сборную или просто считаете, что класс этих игроков приблизительно сравнялся?

Оба – игроки классные. Высококлассные, я бы сказал. Почему предпочтение отдается тому или иному? У нас до матча были два дня тренировок, и мы очень внимательно наблюдали за всеми вызванными на сбор. Была двусторонняя игра. Скажу больше, изначально на матч с латвийцами был другой состав. Но, посмотрев эту двусторонку, мы многие позиции поменяли. И в дальнейшем будем строить игру не исходя из того, откуда, из какой команды этот футболист: «Локомотива», ЦСКА или «Зенита», а исходя из того, как он выглядит во время подготовки к матчу.

– На мой взгляд, то, что происходит с защитниками России, можно охарактеризовать одним словом – беда. Травма Игнашевича заставляет передвинуть опорного полузащитника Смертина на позицию заднего центрального защитника. Неужели это так необходимо? Понимаю, что это не ваша вина, но стабильности в обороне, к чему мы так стремимся, так не добьешься!

– Смертин – игрок разноплановый. И он на позиции центрального защитника уже играл, и не раз. Впрочем, для него эта позиция не основная. Он нам нужен в средней линии. Убирая оттуда Смертина, мы теряем в отборе, в организации игры.

У нас ведь проблема отбора мяча даже не столько у защитников, сколько у тех, кто перед ними, – полузащитников. Это самая большая проблема. Ведь отбор мяча в обороне не всегда дает возможность для быстрой контратаки, а отбор в центральной зоне – сделать быстрый укол, вероятность забить гол после которого велика. Эти отборы Смертин делает хорошо, а получается, что мы их теряем. Другого игрока в центре поля, равноценного ему, в сборной нет. Кстати, хочу заметить, что Смертин и при предыдущих тренерах сборной играл в обороне. Но нам бы не хотелось там использовать его постоянно, потому что он быстро организует атаку. Таких футболистов мало.

– Вам сложно найти замену Игнашевичу в роли заднего защитника?

Сразу скажу, что с ярко выраженным задним защитником мы играть не будем. Но на сегодняшний момент я не вижу замены Игнашевичу. Просто не вижу! Значит, приходится делать перестановки и передвигать сюда игрока из средней линии.

ПОЛУЗАЩИТНИКИ МАЛО ОТБИРАЮТ МЯЧ

– Медлительность средней линии очевидна. Большинство игроков подстраиваются в своих клубах под легионеров, которые играют медленно. У наших же футболистов «взрывы» активности нечасты – пожалуй, этим могут похвастать Лоськов за счет отличного паса, Семшов за счет обыгрыша и короткой стенки. На мой взгляд, средняя линия нашей сборной вообще играет несовременно – мало идет в борьбу, медленно начинает атаку, чем дает сопернику опомниться, совсем не играет в перехват.

Вы правы, это проблема, и одна из самых главных. В чем заключается эта медлительность? Наши игроки средней линии по сравнению с футболистами высокого европейского уровня делают значительно меньше отборов в опережение, которые позволяют быстро начать контратаку и за счет двух-трех передач добиться результата.

– Смогут ли молодые игроки – Билялетдинов, Измайлов, Быстров – выполнять такого рода работу?

– Думаю, смогут. Возвращаясь к «Челси»… Я видел там серию тренировок перед стартом сезона. Они были распределены в пропорции 50 на 50. Половина направлена на развитие атакующих действий и хороший контроль мяча, половину посвящали количеству отборов. Причем мяч отбирать должны не только игроки обороны, которым это положено делать. Стараться быстрее вернуть мяч команде нужно и нападающим, и хавбекам. Акцент делается именно на это. Различие футбола того времени, в котором мы с вами играли, и того, который мы видим сейчас, и заключается в количестве отборов мяча. Сейчас их больше во много раз! Почему в «Челси» держат такого игрока, как Макелеле? Он забить не может, но зато сколько мячей отбирает! По этой же причине в нашем чемпионате так заметен Лима. Потому и Смертина взяли в Европу.

– Могу привести свой пример – Патрик Вьейра.

Не соглашусь с вами: Вьейра от природы очень развит физически. Мощь, рост высокий… А мы берем вот тех, кого я перечислил, плюс Коштинья, который перешел в «Динамо». Эти игроки показывают нам новое направление футбола – то, в сторону чего будет двигаться футбол. Эти люди – своеобразные «собаки» в отборе!

– Вы будете с футболистов требовать такой игры в сборной. А в клубе-то они действуют по-иному! Только при похожих требованиях на всех уровнях будет прогресс…

– (После паузы.) Ну, я за всех говорить не возьмусь и не имею права это делать. Но за те три-четыре дня, что футболисты находятся в сборной, они обязаны соблюдать мои рекомендации по этой части неукоснительно. Ну а клубы.… Навязать методику подготовки ведь невозможно. Одни хотят видеть такой футбол, другие – нет…

В АТАКЕ НЕ МОЖЕМ ДЕЛАТЬ СТАВКУ ТОЛЬКО НА НАПАДАЮЩИХ

– Перейдем к линии атаки. У нас в сборной, на мой взгляд, есть сейчас три явных лидера. Кержаков, Сычев, Аршавин. Но все не слишком результативны в первом круге, и это не может не беспокоить. Посмотрите на ведущие клубы – проблема гола стоит перед всеми! Как вы видите построение тактики в атаке? Возможна ли такая модель – Сычев и Кержаков, под которыми будет располагаться Аршавин?

На мой взгляд, не столь важно, кто забивает гол, защитник ли это будет, или нападающий. Важно другое – как создать гол? У нас явного бомбардира на сегодняшний день нет. Хорошее впечатление в отдельных матчах оставляет Павлюченко, лучше стал играть Сычев. Но! Проблема у всех у них – в командных взаимодействиях. Мы не можем делать ставку в атаке на одних нападающих, стоит посмотреть на ситуацию в комплексе. Стоит посмотреть на игроков средней линии, которые обязаны открываться в свободные зоны. Эти футболисты должны быть свободны в импровизации…

– И они, не будем забывать, должны быть агрессивны!

Вы меня опередили – только хотел об этом сказать. Агрессивны – в первую очередь у ворот противника. Агрессия – основное условие в атаке. А от кого она будет исходить, не столь важно. При стандартах ли от Игнашевича или Березуцких, при фланговых передачах – от хавбеков, которые должны врываться в штрафную. Еще один важный момент, и снова об агрессии, – на этот раз внутри штрафной. Вот здесь нужно прибавить всем! Тогда и будет забивать любой футболист.

– Мы давно не забиваем с розыгрыша стандартов в матчах нашего чемпионата. С чем это связано?

– Вот здесь не совсем согласен с вами. Много голов так забивал «Локомотив». Вспомните, в матче с «Динамо» Лоськов со стандарта великолепно отдал пас Измайлову, ХохловАсатиани в игре с «Тереком»… Очень тонкие передачи. Это те встречи вспоминаю, на которых я был. А вспомните великолепный мяч Аршавина в игре с «Амкаром»! Вот поэтому я считаю, что мы не проигрываем в комбинационной игре. Мы уступаем в агрессивности – вырвать где-то мяч, сыграть на опережение. Вот давайте зададимся вопросом: когда в последний раз на нашей с вами памяти гол забивал игрок, будь то защитник, полузащитник или форвард, в падении после прострела, да еще рискуя получить травму? Последний похожий гол, который я помню, забил Кержаков «Локомотиву» в прошлом году на 91-й минуте! Но, наверное, в каждом туре должен быть хотя бы один такой мяч. А в комбинационности, в игре в квадратах, скажу вам, мы не уступаем. Вот я был в «Челси» и не заметил, что мы отстаем в этом компоненте. В агрессии надо прибавлять, в агрессии.

ПРИШЛИ SMS!

Уважаемые читатели! А что вы хотели бы сказать Юрию СЕМИНУ? Шлите SMS на номер +7-916-377-03-47 – ваше обращение к футбольному наставнику будет опубликовано в завтрашнем номере «СС».