Главный тренер «Локомотива» Владимир Эштреков: Заезжает ли Юрий Семин? Странный вопрос!
ФУТБОЛ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА
ТОЛЬКО У НАС
Забор базы «Локомотива» – самый низкий забор из всех заборов баз московских команд. Болельщик, приехавший к родственникам, живущим в Баковке (сам узнавал – мальчишка из Воронежа), висит на дереве и смотрит за тренировкой чемпионов страны. Каждый день – утром и вечером. Владимир Эштреков, уже два с половиной месяца как главный тренер «Локо», только улыбается, глядя на «альпиниста»...
АУРА БАЗЫ
Аккуратненькая беседочка у здания базы. Деревянные стульчики, красивый стол. Уютно. Постоянные звонки на мобильный Владимира Хазраиловича заменяют трели птиц – телефон в момент вызова заливается соловьем. Вороны на деревьях недовольно каркают.
— Приступим, – говорит Эштреков «первым свистком». – У нас два тайма – первый до тренировки и частично во время нее, второй после.
Знаю заранее, что овертайма не будет, – Эштреков будет спешить на день рождения к другу. Я делю вопросы на 2х45, надеясь вырвать на финише блиц.
— Алексей Поляков как-то в интервью «СС» рассказал, что помнит времена, когда на базе «Локо» был хилый забор и крысы бегали. Правда?
— Крыс не видел, а забор был вроде бы точно не кирпичный. Не так это и важно. Важно другое.
— Что?
— Аура важна. Не раз и не два сюда приезжали люди, которые когда-то играли в «Локо», но потом покинули команду. Это нормально – им рады. Их знают и не забывают. Леша Косолапов, Олег Гарин, когда бывает в Москве, приезжает. Это здорово. Хотя вы знаете, при всем великолепии нынешней базы, думаю, и прежняя, в два этажа, была неплохой.
Хотя, конечно, нынешняя – отличная. А стадион какой? Не зря мы перебивались некоторое время, ночуя и играя в других местах.
— Семин заезжает?
— Странный вопрос…
СПОРЫ С ПАЛЫЧЕМ
— В «СС» очень подкованный в плане футбольных цифр отдел корректуры. Когда Виталий Мутко объявил о зарплате Юрия Семина в сборной, – она, напомню, составила 20 тысяч долларов, – женщины позвали меня перепроверить – главный тренер сборной не может получать так мало. Вам зарплату прибавили?
— (Смеется.) Позвольте мне о сборной пока ничего не говорить. Взаимоотношения в ней, в том числе и материальные, не мой вопрос. А что касается меня, то да, прибавили. Статус ведь поменялся.
— Свое назначение главным тренером «Локо» шампанским отметили?
— Если честно, то нет (смеется). Некогда было. А так, кстати, не могу себя аскетом назвать. Готов в хорошей компании выпить бокал хорошего вина. Почему нет?
— Иногда второй тренер в команде больше психолог. Ему жалуются игроки, которые, как правило, второму больше доверяют. Но есть один минус – переход на должность главного дается очень непросто. Как было у вас?
— (После паузы.) С 92-го Филатов, Семин и я работали вместе в «Локомотиве». Все создавалось на моих глазах – естественно, проблем адаптации у меня не было. В других клубах, знаю, есть четкое разделение – главный тренер, второй тренер. У нас с Семиным такого не было, потому что друг друга давно знаем. Вместе играли, тренировали. И все вопросы, которые касались учебно-тренировочной работы, быта, всегда обсуждали. Спорили.
— Часто мнения расходились?
— Нет. Иногда сидим, спорим о составе на матч, тактике. Не сходимся в одной, двух, ну, трех позициях. Но все на пользу команде. И последнее слово оставалось за Семиным. А что касается общения и того, что я был больше доступен игрокам, то не совсем согласен. Юрий Палыч ни от кого не прятался. Легко шел на контакт. Да, бывали пожелания у ребят, которые они сначала доводили до меня, а я их уже обсуждал с Палычем… Но не слишком часто. Так что, повторюсь, больших проблем для меня в этом переходе не было.
УСЫ СБРИВАТЬ НЕ БУДУ
— Главный тренер – фигура публичная. Людям уже нужны не только рассказы о том, что их кумиры делают на поле, – им интересно, кто их родители и дети, чем они занимаются. У мамы Юрия Павловича в Орле на столе – стопка визиток от гостивших корреспондентов. Мама Валерия Газзаева вместе с телевизионщиками смотрела матчи в прямом эфире. Вы готовы к такому прессу?
— Я-то готов, а вот родителям моим это уже не грозит – светлая им память… Но в принципе то, о чем вы только что сказали, нормально. Интерес к футболу постоянно растет, людей на «Локо» ходит все больше, и глупо ото всех прятаться. Хотя иногда пресс выдерживать непросто.
— Пример, позвольте, приведу. В феврале Валерий Газзаев дал в редакции «СС» обещание болельщикам сбрить усы в случае победы в Кубке УЕФА. Следующие четыре месяца людей не интересовала тактика и состояние игроков. Интересовала судьба усов.
— Я таких обещаний точно давать не буду.
— Потому что нет усов?
— (Смеется.) Да. Насколько я понял, сначала Валерий Георгиевич дал обещание в шутку, а потом, когда дело дошло до того, что надо сбривать, нужно было искать выход. По-моему, он сказал, что мама просила этого не делать.
— Кстати, вы знаете об обычае в Северной Осетии – когда ребенку исполняется год, перед ним кладут несколько предметов и смотрят, что он выберет…
— Знаю об этом, но у нас в Кабардино-Балкарии, где я родился и вырос, такого не было. Обычаи были немного другие, и никаких предметов я не выбирал.
— Нигде не смог прочитать о ваших родителях. Да думаю, что и болельщикам это будет интересно.
— Отец Хазраил – кстати, довольно распространенное кабардинское имя – работал в колхозе под Нальчиком. Мать Нану, если по-русски, то Нина, тоже трудилась там. А я играл в футбол. Увлек этим занятием двоюродный брат. И, если честно, как-то так все время получалось, что со старшими ребятами.
— Младших обычно ставят в ворота.
— С одногодками я играл всегда в нападении. А со старшунами… Здесь, знаете ли, как… Куда определят. Скажут защитником – деваться некуда. Поставят в ворота – тоже не отказывался.
— Получалось?
— Считаю, что выглядел неплохо. Но слишком уж развивать эту тему не хотел бы – все же это был лишь незначительный эпизод. А все остальное в футболе было уже на виду – нового я вам ничего не расскажу. Да вы и сами все знаете. Кстати, в футболе я пересекался и с обозревателем «Советского спорта» Юрием Александровичем Севидовым.
НАПАДАЮЩИМ НЕ ХВАТАЕТ СТАБИЛЬНОСТИ
— Он, кстати, говорит, что «Локо» срочно необходим форвард, который стабильно будет забивать. А вот защитники в команде приживаются легко.
— Что могу сказать… Мы ведем поиски забивного нападающего ровно в такой же степени, как это делают и остальные 15 клубов премьер-лиги.
— А чем привлек «ростовчанин» Каньенда, который вот-вот приедет? Забивным его тоже никак не назовешь.
— Он уже адаптировался в России. Обладает такими качествами, как скорость, обводка. А то, что незабивной... Согласен, что в «Ростове» он не так часто поражает ворота. Мы надеемся, что в нашей команде он будет забивать.
— С другой стороны, ведь и не скажешь, что в команде недокомплект нападающих. В чем проблема Пименова, Бузникина, того же Паркса? Никто не говорит ведь, что форварды плохие. Каждый из них хорош, но на результативности это не отражается.
— Не хватает стабильности, которая, как известно, признак мастерства. Посмотрите, в каждой игре мы создаем много моментов. Хромает процент реализации. Мы объясняем, разбираем ситуации, советуем. Но в большей степени решение проблемы должно исходить от человека. Игрок и сам должен понимать… Нет, не понимать – чувствовать, где он должен находиться и как исполнять момент.
— Кстати, как смотрите на будущее Пименова?
— Сейчас он тренируется с командой, и не исключен вариант, что вернется в состав.
— Президент «Ростова» заявил, что в его команде появится Ашветия.
— Не стоит всему верить. А то Саввиди в «Ростов» уже взял и Маминова с Бузникиным… По Ашветия и Бузникину позиция такая: если будет сделано предложение и игроков оно устроит, мы не будем возражать против их перехода.
— Зимой, знаю, в команду мог перейти шведский форвард Розенберг, которого перехватил «Аякс».
— Мы вели переговоры с ним. Разговаривали с отцом парня – он приезжал в Москву, смотрел базу, стадион. Все понравилось, да и сам футболист сначала был не против. Но потом ситуация поменялась. Что ж, насильно мил не будешь. Не судьба.
— Новобранцы Круглов и Бикей уже заявлены за команду. Каньенда вот-вот приедет. Селекция в дозаявочный период на этом не заканчивается?
— Она никогда не заканчивается. Работа ведется. На этом все – позвольте фамилий не называть.
ФУТБОЛУ БРОСИЛИ КОСТЬ В ВИДЕ ТРАНСЛЯЦИЙ
— «Локо» – популярная команда у телевидения. Это вы почувствовали и на себе, играя часто в самое «рейтинговое» для российского футбола время – в два часа дня. Как относитесь к этому?
— К популярности – хорошо. К тому, что в два часа дня приходится выходить в тридцатиградусную жару на синтетический газон «Лужников» – плохо. Крайне отрицательно. Футболу бросили кость в виде двух часов трансляции на Первом канале. Что там, настолько большие деньги клубы получают? Правильно Виталий Мутко, я читал, выступил на выездном заседании исполкома в Краснодарском крае – надо с этим разбираться. Учитывать интересы зрителей, болельщиков на стадионе, думать о здоровье футболистов…
— Думаю, что от Мутко в данной ситуации мало что зависело – контракт не он подписывал.
— А он, по-моему, и имеет в виду будущие соглашения. Надо смотреть более реально на вещи. Наверное, этот вопрос нужно адресовать тому, кто подписывал соглашение.
— Его ведь подписывал в том числе и президент «Локомотива».
— Тогда надо говорить с тем, кто организовал эти контракты… Ладно, что уж теперь.
ОПИРАТЬСЯ НУЖНО НА СВОИХ
— Вы, я видел, свободно общаетесь с Бикеем на французском. В команде нет переводчиков?
— Бикей может что-то сказать по-русски, прогрессирует в этом плане и Лима. Так что большой необходимости в этом нет. Говорю с игроками на их языке. Французский освоил за время работы в Алжире.
— Обратили внимание на новую тенденцию в премьер-лиге – руководители клубов стали едва ли не требовать от тренеров ставить в состав русских игроков?
— Мы часто бросаемся из одной крайности в другую. Метания – вот как это называется. То состав полностью состоит из иностранцев, то вдруг все они не нужны. Мы в «Локо» уже давно поняли одно золотое правило – опираться при любых ситуациях нужно на российских игроков. Да сейчас и все условия к этому есть, клубы обросли базами, детскими школами… Все логично.
— Не больно вам смотреть на нынешнее московское «Динамо»?
— (Улыбается.) Это проблемы не моего клуба. А за тем, как там португальскую колонию сменяет самарская, уже просто как наблюдатель слежу, без эмоций.
— А за ситуацией в судействе – имею в виду историю с Игорем Егоровым – тоже без эмоций наблюдали?
— На мой взгляд, Егоров – квалифицированный судья. И, насколько я понял, заявление Егорову Николай Левников не подписывал. Это значит, что мы, возможно, еще увидим этого арбитра на поле.
— Кто вообще, на ваш взгляд, лучший арбитр России?
— Валентин Иванов. Да и вообще думаю, что уровень судейства вырос. Это очевидно.
САМЫЙ-САМЫЙ
— Позвольте несколько вопросов в темпе блица. Кто самый сильный человек в составе «Локомотива»?
— Физически сильных много, но самый-самый, пожалуй, Сенников.
— Самый упрямый?
— Гуренко.
— Самый немногословный?
— (После паузы.) Пашинин.
— Самый откровенный?
— (Мгновенно отвечая, смеется.) Евсеев!
— Самый модный?
— О, модников-то у нас хватает! Так, пожалуй, Маминов.
— Самый веселый?
— Сычев, – ответил Владимир Хазраилович, улыбаясь. – За сим позвольте откланяться.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Владимир ЭШТРЕКОВ
Родился 16 мая 1947 года.
Амплуа: крайний нападающий.
Карьера: воспитанник школы «Спартак» (Нальчик). Выступал за нальчикский «Спартак» (1964–1967 с перерывом), московские «Спартак» (с июля 1965 по май 1966 года) и «Динамо» (1968–1973), минское «Динамо» (1974), московский «Локомотив» (1975–1977), вологодское «Динамо» (1978).
В чемпионатах СССР сыграл 163 матча, забил 17 мячей.
Достижения: серебряный призер чемпионата СССР-1970. Обладатель Кубка СССР-70. Финалист Кубка кубков 1972 года, автор первого советского гола в финалах европейских кубков.
Сборная: за сборную СССР сыграл 2 матча (1971).
Карьера тренера: главный тренер майкопской «Дружбы» (1981–1982), нальчикского «Спартака» (с 1983 по май 1989 года), алжирской «Константины» (с мая 1989 по июль 1991 года), тренер московского «Локомотива» (с 1992 по 2005 год). С середины апреля – главный тренер московского «Локомотива».
ПРИШЛИ SMS!
Уважаемые читатели! А что бы вы хотели сказать Владимиру Эштрекову? Шлите SMS на номер +7-916-377-03-47 – ваше сообщение будет опубликовано в завтрашнем номере «Советского спорта»!