Пас от Василия Уткина. Не спешите нас хоронить (возносить)... Мысли по поводу прочитанного в промежутке между двумя матчами сборной
ФУТБОЛ
ГЕРМАНИЯ – РОССИЯ
Между двумя матчами сборной мы обсуждаем ее проблемы. Кстати, есть ли они? Ну, в полновесном смысле этого слова? Вопрос, по-моему, не праздный, потому что обсуждаемое, как кажется, проблемами назвать довольно сложно. Приведу списком по материалам изучения отечественной прессы за последние три дня.
ШУМИМ, БРАТЦЫ, ШУМИМ…
1) Почему Акинфеев, а не Овчинников? (В скобках: стоит ли вызывать человека основательно за тридцать, чтобы он на лавочке сидел.)
2) Как так вышло, что пятеро из шестерых игроков «Локомотива» оказались в запасе? Что, в общем, за поза со стороны недавнего тренера «Локомотива»?
3) Кержаков и Аршавин в нападении – это блок игроков «Зенита» или простой выбор двух сильнейших на данный момент форвардов? И успешный, сперва в качестве талисмана, а потом уже в качестве заработавшего одиннадцатиметровый, Быстров – это укрепление этого блока, если он, конечно, существует? И с этих позиций снова: отчего, в таком случае, локомотивский блок оказался настолько невостребованным?
Ну и так далее, с уходом в уже почти беспросветную казуистику. Это все не проблемы на самом деле. Ну представьте себе, что вышел бы Овчинников, и ровно то же можно было бы спросить об Акинфееве. А сколько столь же благодатной почвы насыпалось бы под ноги (или под язык? Речь-то о разговоре.), если б Семин, напротив, выставил ощутимую группу игроков своего бывшего клуба…
Нет, не проблемы это. Так, ветер.
А самая моя любимая штука – это заголовок, прочитанный во вторник. Он гласит: «Семин заслужил право на германский эксперимент». Заслужил чем, как, когда? Он тренер сборной, ему и везти ее в Германию. А что, если б сыграли с Латвией хуже, он бы это право НЕ заслужил? И право это перешло бы, скажем, к Борису Стукалову из «Томи» или еще кому-то, без сомнений, достойному?
ЕСТЬ ЛИ ВРЕМЯ У СЕМШОВА?
Отчасти все это простительно, конечно. Сборная сыграла всего матч, а знать о ней хочется сразу и много. Или по крайней мере много говорить. Игру ведь команды тоже обсуждать сложно: и без дополнительных объяснений понятно, что игра эта сырая. Обсуждать в ней возможно только фрагменты, на которые она, собственно, и разбивается при ближайшем рассмотрении.
Смертин, играющий фактически в центре обороны, – это, понятно, шаг вынужденный. Впрочем, и отчаянным его не назвать – Алексей играл на этой позиции не раз и не два. Между прочим, лучшие матчи в сборной – так уж вышло – Смертин и играл на позиции фактического защитника. Вот хотя бы приснопамятная победа над французами шестилетней давности – там молодой Смертин противостоял Николя Анелька… При том, что в центре поля наш капитан по определению раскрывается полнее. Ну да такая возможность у него еще будет, наверное.
Или обратный пример – Семшов. Кстати, довольно странно, что его появление в сборной рассматривается многими как креатура Семина. Семшова еще Романцев брал на чемпионат мира и использовал в стартовом составе; Семшов и с Георгием Ярцевым ездил на первенство Европы и участвовал в последней игре с греками. Во всех этих случаях Семшов производил какое-то… слово и не подберешь… напуганное несколько впечатление. Во всяком случае, лучших своих качеств в сборной он пока не демонстрировал. И своей фирменной игры тоже. Отчего опытный игрок в национальной команде не может проявить себя по причинам явно психологического свойства – вопрос к более узким специалистам. Возможно, систематическое доверие тренера позволит ему перебороть эти проблемы и выйти на запланированный уровень. Но вот есть ли для этого время?
ЩАДЯЩАЯ СЕРИЯ СЕМИНА
Вот о времени вопрос и есть главный. Календарь сборной в оставшееся до конца турнира время можно назвать удачным. Относительно, конечно, потому что главная его характеристика, как ни поверни, – жесткий цейтнот. Но вместе с тем начать Семин смог с серии из двух игр, в которых он располагал правом на эксперимент. При всем уважении к сборной Латвии – обыгрывать ее у себя на поле сборная России могла и должна была в любом состоянии. Ваш покорный слуга даже не допускал мысли об ином исходе – что задокументировано, кстати, в «Советском спорте» за 3 июня. Ну и второй матч – с сильным соперником, но не имеющий турнирного значения.
Главным выводом по матчу с латвийцами, по-моему, является именно то, что Семин отлично понял эти календарные плюсы. Я бы назвал состав на игру в Питере и те непростые решения, которые Семин при этом принимал, решениями в первую очередь основательными. Неторопливыми. За ними чувствуется план не на один день, чувствуется перспектива – Семин строит команду не для того, чтобы она прям щас любой ценой вырвала три очка (это и так понятно, что получится), он строит сборную в том виде, какой она ему представляется В ПРИНЦИПЕ. Если хотите, можно даже воспользоваться идиотски затертым оборотом «строит команду своей мечты». Тоже мне, мечтатель Юрий Палыч; как раз наоборот – человек практический донельзя.
Каковы черты этой команды?
ЛУЧШЕЕ, КОНЕЧНО, ВПЕРЕДИ
Ну, например, модная и действенная, многими клубами используемая модель игры в обороне: из двух фланговых защитников один как бы третий центральный, а другой, наоборот, активный. Так и «Челси», кстати, играет, и наш же родной ЦСКА. Анюков добросовестно вспахал бровку, освободив для работы значительно ближе к центру Семшова. Ну а слева, наоборот, именно полузащитник выполнял фланговую работу – Жирков. При том, что у играющего достаточно глубоко Лоськова – функции фактически свободного хавбека, того самого диспетчера, Семшов выступал в роли то стабилизатора, помогая Алдонину прессингом (что исполнил добросовестно), то связывая оборону с атакой (почти ничего не вышло).
Проходы Жиркова часто повисали в пространстве, но откуда и взяться было взаимопониманию с форвардами? Нападающие вообще сейчас серьезная проблема, потому что, как ни удачно Аршавин закатил мяч в ворота латвийцев, ни он, ни Кержаков, ни сидевший на лавочке Сычев сегодня лучшей своей игры не показывают. Не то что в прошлом году, когда, казалось, близость Евро-2004 подхлестывала потенциальных игроков сборной.
Еще один ресурс сборной Семина – стандартные положения. Ведь Лоськов – ключевой игрок для Юрия Павловича, и если раньше в сборной он играл не ахти, то Семин – именно тот тренер, который знает, как его использовать. И наработки со стандартами тут непременно появятся. Вот только нужно для них, во-первых, время, а во-вторых, умело обороняющиеся и наевшиеся воображаемых собак в игре головой латвийцы – явно не полигон для новорожденных, неокрепших наработок в этой области.
В матче с Германией Юрий Семин, наверное, вряд ли существенно поменяет состав обороны. Ну разве что Смертин выдвинется «на родину», в середину поля – обороне нужна сыгранность в первую очередь. Очень может быть, что нападающий будет один – чтобы больше возможностей появилось в средней линии, где целая группа футболистов отлично умеет атаковать из глубины. И что совершенно не беспокоит, так это кто будет вратарем. Вратари есть.
vasya.gzt.ru