Революцией мобилизованный и призванный
В ЦЕНТРЕ ПОЛЯ
Что изменилось в сборной с появлением Юрия Семина?
2 апреля 2005 года к руководству нашим футболом пришел новый вождь – Виталий Леонтьевич Мутко. Обошлось без штурма Зимнего и выстрела «Авроры» – прежнее Временное правительство во главе с Вячеславом Колосковым (25 лет – чем не время?) сдалось само, но факел революции в российском футболе вспыхнул ярко и празднично.
Новый вождь тут же сделал то, о чем его предшественник только много и охотно говорил, – пригласил в сборную освобожденного главного тренера. И не кого-нибудь, а человека, угодного народу: почетного железнодорожника Юрия Семина. Уж кто, как не он, исколесивший Европу со своим «Локомотивом», должен был смазать поршни, проверить давление в котлах, да и вообще пригнать друг к другу все детали механизма национальной команды?
В минувшую субботу этот механизм предстал перед очами футбольных болельщиков. И оставил, надо признаться, двойственное впечатление. Уже довелось услышать немало критических рецензий: мол, и Лоськов с Семшовым в центре поля мячу неправильные маршруты указывали, и в обороне Смертин излишне фолил, а братья Березуцкие спотыкались на первом пасе, и даже железный Акинфеев в воротах вроде бы пару раз не туда вышел.
Но чего мы хотим, если до начала минувшей недели почти половина сборной не была даже лично знакома со своим новым вожатым?! Семин не из тех людей, кто быстро вспыхивает, зажигая всех вокруг, и так же быстро сгорает. Семин – из тех, кто работает долго и планомерно, вникая во все нюансы, как профессиональные (о чем уже не раз писалось), так и психологические. Узнать игрока, понять, чем он живет, как на него воздействовать, для нынешнего наставника сборной не менее важно, чем разработать тактический план на игру и расставить футболистов по позициям. Не случайно, наверное, из «Локомотива», где отнюдь не самые высокие в России заработки, люди уходят крайне редко. Все дело в командном духе. В атмосфере, оздоровить которую в сборной, кстати, Семин провозгласил чуть ли не своей главной задачей.
Над этим он и работает. Спокойно и неброско, как всегда у Семина. Это видно хотя бы по тому, как охотно общались с прессой те же самые футболисты, которые в прошлом году после победы (4:0) над Эстонией молчаливым строем пробивались в выходу, отодвигая в сторону камеры и диктофоны. И даже Андрей Аршавин, который после домашней игры с латвийцами сразу прошел к автобусу, скоро, уверен, заговорит – так же умно и изобретательно, как играет. Ведь даже смеяться при нынешнем тренере, в отличие от предыдущего, можно и нужно.
Сборная Семина сделала только первый шаг. Пусть не слишком уверенный, зато в правильном направлении. Главное-то на самом деле – добраться до цели, а не оказаться, как в анекдоте, кошкой, у которой в самый неподходящий момент кончается бензин. Чтобы свет в окне, читай – в турнирной таблице, который мы увидели после первой игры сборной под руководством Семина, оказался не светлячком, обманчиво мерцающим в двух метрах, а костром, способным согреть уставшую от футбольных блужданий национальную команду. И нас вместе с ней.