Неожиданный финал Червиченко. Заметки о вице-президенте «Химок», которые сыграют завтра в финале Кубка России

Андрей Червиченко снова в центре внимания. Собственно, он чувствует себя на этом месте комфортно, как и не уходил
news

ФУТБОЛ
ПАС ОТ ВАСИЛИЯ УТКИНА

 Андрей Червиченко снова в центре внимания. Собственно, он чувствует себя на этом месте комфортно, как и не уходил. Внимание это специфично: с одной стороны, это эхо извлеченного из нафталина бромантана… или наоборот – это уже не важно. С другой – интерес к его новому проекту – «Химкам», которые в воскресенье сыграют в финале Кубка России.

ЕГО ОБРАЗ РУШИТ ШТАМПЫ

На самом деле и то, и другое – не более чем повод, конечно. Эксцентричный, резкий, веселый, эмоциональный, противоречивый Червиченко просто настолько прочно вошел в футбольную жизнь, что вообразить эту жизнь без него уже предельно сложно.

Лично мне Червиченко интересен тем, что образ его живой. Он изменяется во времени, при соприкосновении с ним рушатся штампы, и антология его интервью, а еще лучше – публицистических заметок о нем, по-моему, лучшая школа для молодых журналистов. Учит эта школа тому, что в оценке никакого современного деятеля не бывает ничего окончательного. Все течет, все изменяется.

Я сам писал о Червиченко много и резко. И совершенно об этом не жалею – мы, журналисты, не пишем романов и не общаемся с вечностью, мы живем в сегодняшнем дне. Имя Червиченко накрепко связано с крахом московского «Спартака» последних лет, с его падением в турнирной таблице с первого места и до… Впрочем, это слишком памятный процесс. Мог ли он его остановить? Конечно, мог. Как любой руководитель, оглядываясь назад, может сказать себе: да, ситуация была сложной, да, во многом я не разобрался… Но ведь все при этом понимают, что не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Сегодня прошел почти год с тех пор, как Червиченко ушел из «Спартака». Слава Богу, команда продолжает поступательное движение вверх. Впрочем, это уже совершенно другая история. И герои у нее другие, и пусть им повезет. Перед нами – день сегодняшний, а именно 28 мая 2005 года. Завтра новая команда Червиченко, созданная на его деньги, сыграет в финале Кубка России.

А где все его товарищи и соседи по той, спартаковской истории?

О ДРУЗЬЯХ-ТОВАРИЩАХ

Олег Романцев безуспешно пытался вернуться в строй с двумя разными командами. Ясности в том, что ему помешало, нет, но ведь в двух местах подтвердилось: сам Романцев сегодня – не тренер топ-уровня. Почему, неизвестно. Вообще главная ошибка Червиченко в «Спартаке», наверное, в том и заключается, что расставание с Романцевым не произошло раньше.

Юрий Заварзин никогда не был сподвижником Червиченко. Наоборот, он ушел из «Спартака» не без конфликта с ним. Заварзин, тем не менее, руководил «Спартаком» в куда более лучезарные для него годы. Но вот сегодня прочитаем в любой газете, а еще лучше в Интернете: неужели Заварзин – лучший, чем Червиченко, менеджер? И не наивно ли думать, что именно приход к руководству клуба одного вместо другого стал причиной его краха?

Где сегодня сам Червиченко, мы знаем. Завтра его молодая, созданная с листа команда сыграет в финале Кубка. Для него, конечно, важно, чего она в этом финале добьется. Для нас, наблюдающих со стороны, – совершенно нет. Это уже результат для почти юной команды из младшего дивизиона, и не к сегодняшнему дню она создавалась. Ей бы вот в премьер-лигу пробиться к осени, а там… Вот там и будут новые задачи.

ОН СВОИХ НЕ СДАЕТ

Спартаковские болельщики еще долго будут его ненавидеть. Да всегда, наверное, будут. Там до смешного каждое лыко ложится в строку: Айвазовского собирает? Ну, гад! Вот только если Андрею Червиченко на что и наплевать по жизни, так это на то, кто его ненавидит. Это тоже реакция на самом деле понятная. Взять хотя бы бромантановое дело.

На меня в рассказе о его перипетиях куда более сильное впечатление, честно говоря, произвело то, какие силы были брошены клубной администрацией на то, чтобы ликвидировать последствия этого прокола. И, в частности, то обстоятельство, что обнаружилось все в итоге далеко за пределами «Спартака». Это спорт; мы смотрим Олимпиады, читаем газеты, это может произойти везде. Ну, почти везде. Важно, кто и как с этим борется, кто и как потом защищает своих. Вот вам не противно, уважаемые читатели, бывает видеть, как наших олимпийцев при первом подозрении на запрещенные препараты бросают защищать всяческие спортивные федерации? Да это самое противное, что вообще есть в спорте высших достижений, и мы становимся свидетелями этого каждую Олимпиаду и даже чаще. В «Спартаке» все было не так. Попав на некомпетентности врачей, Червиченко предпринял титанические усилия для того, чтобы свести прокол на нет. И почти свел…

Вообще медицинская служба в современном спорте сродни спецслужбе. Ее финансируют, не вникая в детали, довольствуясь результатом, который она приносит. Совсем недавно выяснилось, что врач «Ювентуса», большой профессионал (без намека на кавычки), несколько лет кормил своих игроков чем-то неправильным. Мне не доводилось слышать, чтобы в этом скандале в Италии обвиняли кого-то из клана Аньелли.

Впрочем, и от сравнения с Аньелли Андрея Владимировича я уйду подальше. Равнение здесь нужно иное. Ну, например, Хесус Хиль, которого хоронили в прошлом году в конце семидесятилетней жизни, завернутого во флаг «Атлетико» (Мадрид). Хиль был фашистом и не скрывал этого, Хиль сидел в тюрьме и был мэром одного из самых знаменитых городов Испании – Марбельи. Его любили и ненавидели, но он не обращал внимания на это, он просто был Хилем. Перипетии его жизни повторить невозможно, но такое место, которое он занимал в испанском футбольном процессе, не может пустовать ни в одной стране.

СХОДИТЕ НА «ХИМКИ»!

«Химки» непременно будут популярными, но вы сходите на матчи этой команды сейчас, пока там не очень шумно (стадиончик-то маленький совсем, новый только готовятся строить). Ложа прессы расположена буквально по соседству с ВИПом, и расслышать реплики химкинского вице-президента по ходу игры совсем не сложно. Это достойно, поверьте, отдельного издания, это настолько темпераментный он-лайн, что мне, как профессиональному комментатору, стало завидно. Ну а места мальчиков, подающих мячи вблизи от этой самой ложи, я бы на месте химкинских родителей покупал за деньги. Это ни с чем не сравнимая школа жизни.

На полуфинальном матче «Химок» с «Амкаром» Андрей Червиченко с интервалом в минуту, например, тихонько упрекнул мальчика за то, что тот слишком быстро подал мяч отыгрывавшемуся «Амкару», и зычно крикнул что-то типа «да бросай же!», когда в атаке были уже хозяева. С этого реактивно подготовленного аута началась голевая атака «Химок», и счет стал 2:0. Собственно, после этого они и попали в финал. Лицо Червиченко сияло, а мальчик с тех пор никогда, наверное, не перепутает своих с чужими. Между прочим, очень важный жизненный урок…

Так что страсти вокруг Андрея Владимировича, как показала жизнь, – штука неизбывная. Сколько он будет оставаться в футболе, он останется таким – резким, даже грубым, не более чем в одном шаге от любви до ненависти окружающих. Это свойство цельных натур, между прочим. Каким бы ни был Червиченко, он такой, какой он есть. В нем трудно разобраться, зато можно быть уверенным, что он искренен.

Он и вне футбола – точно такой же.

vasya.gzt.ru

Новости. Футбол