Мама Валерия Газзаева Ольга Макиева: Буду молиться за сына. Накануне матча в гостях у матери главного тренера ЦСКА побывал корреспондент «Советского спорта»

На одной из окраинных улиц Владикавказа есть дом, где каждый раз во время матчей армейской команды у телевизора собирается вся семья
news

ФУТБОЛ
ФИНАЛ КУБКА УЕФА

СОБЫТИЕ ДНЯ

 На одной из окраинных улиц Владикавказа есть дом, где каждый раз во время матчей армейской команды у телевизора собирается вся семья. Сегодняшний день для 75-летней Ольги Макиевой особенный. Команда, которой руководит ее сын, будет играть в финале Кубка УЕФА. Накануне матча наш корреспондент побывал в доме Газзаевых.

Моя знакомая, благодаря которой и состоялось это интервью, строго наказала: «С тетей Олей лучше разговаривать на осетинском». За знание родного осетинского мне не было стыдно. Но на этот раз волновался: прежде никогда не приходилось брать интервью на осетинском.

Мама Валерия Газзаева – очень скромный и чрезвычайно обаятельный человек. Не знаю, уловила ли она мое волнение, но мне было легко оттого, что Ольга Семеновна, не дожидаясь вопросов, сама начала рассказывать о том, за чем, собственно, я и напросился в гости.

КОГДА ЕМУ БЫЛ ГОД, ВАЛЕРИЙ РЕШИЛ СТАТЬ ФУТБОЛИСТОМ

– До замужества я жила в Тбилиси. В 1951 году Георгий перевез меня в Осетию. Нелегко было нам, молодым. Из одной комнаты перебирались в другую. Это были трудные годы, трех сыновей на ноги поставили и каждому дали высшее образование. На третий год супружеской жизни у нас родился Валера. Конечно, из трех сыновей Валерий – особенный. У него удивительно редкая преданность любимому делу.

– Нередко, знаю, матери отрицательно относятся к увлечению сыновей футболом…

– Не одобряла и я! Хотелось, чтобы он серьезно занимался учебой. На тренировки запрещала ходить, уши надирала! Но ничего не могла поделать. Не слушался, тайком убегал. Хотя в других ситуациях был послушным и очень внимательным сыном.

Боялась я за него постоянно… Когда он со спецклассом уезжал в пионерский лагерь, я его тренера просила: «Мусса Данилович (М.Д. Цаликов в 1969 г. впервые вывел осетинский клуб в высшую лигу. – Прим. ред.), вы уж последите, пожалуйста, за моим…». Однажды Валера пришел с тренировки, а руку за спиной прячет. Оказывается, упал, сильно вывихнул кисть. Не хотел показывать мне, матери, как ему больно…

Только и был у него на уме футбол, хотя учился он неплохо. После школы поступил в сельхозинститут. Правда, на третьем курсе бросил. Сказал: «Мама, это не мое». Это потом он получил высшее юридическое образование, а затем и ВШТ окончил.

– Когда же он определился с футбольным выбором окончательно?

– Когда ему еще и года не было! (У осетин есть любопытный обычай. В июле семья, у которой родился мальчик, устраивает кахцганан (пир). По кругу раскладывают различные предметы, и если ребенок выберет, скажем, ручку, – быть ему писателем или журналистом; молоток – будет хорошим плотником. – Прим. ред.). Валера пополз к мячу, взял его в руки и начал рассматривать.

…В зале у Газзаевых на самом видном месте книга, выпущенная Валерием к своему 50-летию. На второй странице надпись: «Мамуля, это твоя книга! 8.02.2004 г.».

– Конечно, сегодня я – горячая поклонница футбола, читаю спортивные газеты. Когда Валерий тренировал «Аланию», приходила на стадион. Даже в Москве побывала на нескольких матчах.

Особенно мне запомнился первый приезд в Москву, когда Игорь Волчок забрал сына в «Локомотив» и пригласил меня погостить у Валеры. Никогда не забуду, как Волчок дал мне свою машину с водителем, чтобы я могла посмотреть Москву.

И отец наш в итоге тоже стал футбольным болельщиком. Как сейчас говорят, фанатом. Очень даже горячим! В одном из матчей за наш «Спартак» (прежнее название «Алании». – Прим. ред.) сын не забил пенальти. Георгий схватился за голову, а рядом сидящий по полной прошелся по матери Валеры, то бишь по мне. И в эту же секунду на него обрушились кулаки моего супруга, а он у нас тоже, кстати, спортом занимался – вольной борьбой и тяжелой атлетикой. Только представьте, что было с тем неосторожным болельщиком!

«ВАЛЕРИЙ, ОБНИМИ ЗА МЕНЯ АКИНФЕЕВА»

После победного полуфинала телефон в квартире Газзаевых не смолкал ни на минуту. Даже Валерию Георгиевичу не сразу удалось дозвониться до матери.

– Он мне позвонил только по пути со стадиона – поздравлял!

– Детали обсуждали?

– Да нет, мне все-таки до деталей игры далеко… Он их со своим младшим братом Эдуардом (моложе Валерия Георгиевича на шесть лет. – Прим. ред.) обсуждает. Ох и любят они поспорить!

Ольга Семеновна живет вместе с семьей Эдуарда Георгиевича.

– Сын часто наведывается?

– Часто не получается. Но как появляется возможность, выбирается во Владикавказ. Когда ЦСКА приезжает играть с нашей «Аланией», обязательно навещает меня и до, и после игры. Ну, еще в год пару-тройку раз. Зато звонит очень часто.

– А за кого болеете, когда ЦСКА с «Аланией» играет?

– …Я ведь болельщица своего сына! Зато дети Эдуарда возмущались, когда в прошлом году армейцы выиграли здесь у нашей команды – 3:0. «Не мог он хотя бы один гол пропустить?» – внуки говорили.

– Нервничаете во время матчей ЦСКА?

– Места себе не нахожу! Я же за всех армейцев переживаю, всех их в лицо знаю. Больше всех мне нравится вратарь Акинфеев. Умница мальчик! В таком возрасте и такие успехи! После матчей я сыну всегда говорю: «Ты обними этого парня за меня».

– А Вагнер?..

– Из нападающих больше люблю… с шевелюрой такой…

– Олич!

– Он самый. Господи, только бы у них получилось в Португалии. Тяжело ведь придется. Как-никак соперник на своем поле... Буду молиться за ребят, за сына…

Новости. Футбол