Гинер и Газзаев: история одного союза
ФУТБОЛ
ФИНАЛ КУБКА УЕФА
СОБЫТИЕ ДНЯ
Придя в 2001 году в ЦСКА, Евгений Гинер заявил: «Специалистами разработана программа развития клуба, благодаря которой мы через три года должны выйти на европейский уровень». Тогда в лучшем случае на эти слова не обратили внимания, в худшем – посмеялись. Теперь не заметить европейский уровень ЦСКА невозможно, а смеяться впору над тогдашними скептиками.
ПОЧЕМУ ГИНЕР ПРИГЛАСИЛ ГАЗЗАЕВА?
После 1991 года, когда дружина, имеющая в составе Татарчука, Брошина, Дмитрия Кузнецова, выиграла в придачу к Кубку СССР и последний советский чемпионат, серьезные достижения обходили ЦСКА стороной. Светлым пятном стал сезон-98, когда команда Олега Долматова выбралась из подвала турнирной таблицы на второе место. Слишком мало для того, чтобы думать, будто в феврале 2001 года Евгению Гинеру досталось богатое наследство.
«Когда Циолковский придумывал ракету, он тоже не рассчитывал сразу отправиться на Марс. Важно было просто взлететь» – это тоже слова армейского президента.
Марс в планах ЦСКА значился через три года. А взлетать надо было сейчас. Вместе с тем на старте чемпионата армейская ракета забарахлила, и уже после двух первых туров пошли слухи об отставке Павла Садырина, возглавлявшего команду.
Садырин, у которого обнаружили рак, ушел позже. В середине сезона... Пост главного с приставкой «и.о.» занял Александр Кузнецов. Валерий Газзаев тогда не был связан ни с одним клубом. Еще весной он ушел из «Динамо» и, отдохнув две недели, согласился на предложение возглавить молодежную сборную России.
В этом, видимо, и кроется разгадка вопроса, вынесенного в подзаголовок. Достаточно лишь вспомнить состав той команды, чтобы понять, почему дальновидный менеджер Гинер в качестве рулевого своей ракеты выбрал опытного Газзаева. Костяк тогдашней «молодежки» составляли голкиперы Вениамин Мандрыкин («Алания»), Владимир Габулов («Динамо»), защитники Сергей Игнашевич («Локомотив»), Алексей Березуцкий («Черноморец»), Василий Березуцкий («Торпедо-ЗИЛ»), полузащитник Евгений Алдонин («Ротор»). Для чистоты эксперимента можно вспомнить про уже ушедших из ЦСКА Алана Кусова и Спартака Гогниева, которые тоже играли в других клубах, но рано или поздно оказывались в составе армейцев.
Более того, за исключением найденных позже самородков Акинфеева и Жиркова, на всех остальных позициях нынешней команды Валерия Газзаева играют иностранцы. Заслугу их приглашения, думается, можно поровну разделить между тренером и президентом.
ПОЧЕМУ ГИНЕР УБРАЛ ГАЗЗАЕВА?
Следующий этап построения ЦСКА и следующая глава отношений Гинера и Газзаева начались в 2002 году, когда наставник не в последнюю очередь благодаря протекции своего шефа возглавил первую сборную.
Речь о его уходе из клуба не шла – в долгосрочную программу развития ЦСКА этот шаг никак не укладывался. Цель скорее была прямо противоположной, схожей с целью приглашения Газзаева из «молодежки». Этот этап строительства армейской команды так и не был доведен до конца. Боливар, то бишь Газзаев, двоих не выдержал – слишком тяжел оказался груз.
В сборной звонкими пощечинами стали поражения от Албании и Грузии, в Лиге чемпионов случился конфуз с «Вардаром». То, что дела ЦСКА в чемпионате шли лучше некуда (команда лидировала с первого до последнего тура), общественность уже не волновало. На тренера обрушились такие волны критики, что устоять под ними было невозможно.
И Газзаев ушел. Вернее, его «ушли». Кто-то говорил, что Гинер убрал его из-за пошатнувшегося имиджа, кто-то намекал, что за этим стоит вовсе не Гинер. Официальная же причина звучала примерно так: «Валерий Газзаев подал в отставку, решив отдохнуть от футбола».
Что переживал в эти дни сам тренер, знают только его близкие друзья. Свои слабости на людях гордый Газзаев никогда не показывал. «Футбольная история знает только два случая, когда тренера-чемпиона убирали из клуба, – говорил позже Газзаев. – Это Дель Боске в «Реале» и я. Остается утешаться тем, что попал в хорошую компанию».
Еще одной хорошей компанией, в которую попал Газзаев, стала группа отечественных тренеров, добивавшихся золотых медалей с двумя разными командами. Таких было шестеро: Борис Аркадьев, Виктор Маслов, Никита Симонян, Александр Севидов, Павел Садырин и, собственно, он, Валерий Газзаев.
Но об этом в конце 2003 года никто не вспоминал.
ПОЧЕМУ ГИНЕР ВЕРНУЛ ГАЗЗАЕВА?
Как говорит сам Гинер: «Потому что он никуда не уходил». Газзаев действительно следующие полгода после своей отставки провел в клубе.
После увольнения Артура Жорже, который запомнился прежде всего тем, что на каждой пресс-конференции говорил одну и ту же хорошо заученную речь, других кандидатов на вакантный пост, кроме Газзаева, Гинер даже не рассматривал.
Доводилось слышать, что в этом и состоял гениальный план Евгения Ленноровича, посадившего Газзаева «на лавку» в воспитательных целях. Но рассуждать об этом даже не хочется. В том-то и состоит сила их союза: оба слишком уважают друг друга, чтобы играть друг с другом «втемную».
ПОЧЕМУ ЦСКА ПОБЕЖДАЕТ?
Тут, как кажется, мы и подходим к разгадке феномена сегодняшнего ЦСКА.
Увольняясь из «Динамо» в 2001 году, Газзаев объяснял это так: «Устал решать локальные задачи». Именно такой тренер и был нужен Гинеру. Именно поэтому он так решительно вернул Газзаева в 2004-м, удивив, как говорят, даже старожилов команды.
Гинер и Газзаев, как ни странно, очень похожи. Своими амбициями, умением убедить собеседника, подчинить коллектив общей цели. Каждый, если послушать, говорит правильные вещи, которые многие принимают просто за громкие слова: «На каждый матч выходить, как на кубковый», «Создать коллектив, способный решать серьезные задачи», «Настраиваться только на победу». Вот только фразы эти не казенные, а на самом деле идут от души, от сердца. В них хочется верить.
«Нынешние наши успехи – заслуга тренера и президента. Они – творцы сегодняшнего ЦСКА», – недавно сказал мне 19-летний Игорь Акинфеев. Думаю, в ЦСКА это осознает не только самый молодой футболист команды, но и все остальные игроки.
В том числе, например, Карвальо, тренироваться которого нужно заставлять из-под палки. Бразилец, получивший по ноге в матче против «Сатурна», говорят, мечтал пофилонить до матча со «Спортингом», чтобы затем выйти и сыграть «на вдохновении», то есть как получится. Хорошо – так герой, плохо – так болел, даже тренировки пропускал. Убить эти настроения помог всего один разговор с Газзаевым. «Не будешь заниматься – не будешь играть», – отрезал тренер. Надо было видеть, как носился Карвальо по полю в Обидуше, где ЦСКА готовился к финалу Кубка УЕФА!
…В тот момент, когда на месте Газзаева в ЦСКА появился Жорже, опальный тренер пришел в редакцию «Советского спорта». Было это полтора года назад, когда Россия и не мечтала о серьезных успехах в Европе.
– Крайне тяжело пережив неудачу ЦСКА в Лиге чемпионов, я был уверен, что и на этом уровне к нам придут победы, – сказал тогда Газзаев. – Думаю, что подтверждать сказанное примерами из мировой и отечественной истории просто нет необходимости.
Вы оказались, как всегда, правы, Валерий Георгиевич. Этот пример – у нас перед глазами.