Пятничный пас от Василия Уткина. Судью в поле! Первые уроки «лотерейного» назначения судей на матчи премьер-лиги

ФУТБОЛ
Сегодня пятница – судейский день. По пятницам судьи собираются в лужниковском пресс-центре и напряженно следят за мечущимися в лототроне шариками. Потом встречаются с плечистыми охранниками и разъезжаются судить в разные города. Эта система, подробности которой описаны уже не раз, сегодня активно обсуждается. У нее, новорожденной, уже множество оппонентов.
КОМУ ЭТО НЕВЫГОДНО
А, между прочим, судят пока чемпионат у нас отлично. И я не очень понимаю, кому и зачем хочется превратить новую систему в анекдот, представить несерьезной.
Вообще у этого желания могут быть множественные причины. Например, наши корреспонденты, не раз уже снимавшие процедуру судейской жеребьевки, замечали, что некоторые явно смущаются: судьи не очень привыкли находиться в центре внимания, когда не занимаются исполнением своих судейских обязанностей. Возможно, кому-то кажется, что встреча с охраной и двухсуточное пребывание с нею неразлучно ущемляет самолюбие, являясь формой недоверия к судье. Впрочем, вслух арбитрами куда больше сказано о том, что с охранниками отправляться на выезд комфортно и спокойно, чувствуешь себя увереннее, защищеннее. А раз такие слова звучат, значит, дискомфорт уже следует относить к внутренним причинам каждого – мало ли, у кого какой темперамент…
Но главная причина недовольства, полагаю, все же в другом. Когда меняется порядок, расстраивается тот, кто с этой переменой что-то теряет. Если учесть, что назначения нужных судей на нужные игры – вид бизнеса, которым пребывающие в основном в тени структуры кормятся много лет, становится понятно, кто эти самые недовольные. Глубинная причина критики судейской реформы может быть только в этом.
ПОЧЕМУ ЭТО КРИТИКУЮТ
Проанализируем, впрочем, ситуацию глубже. Действительно, подобной лототронной системы нет больше ни в одной стране. Я с интересом прочитал за последние две недели в прессе, как распределяют судей в ведущих европейских странах; действительно, порядки там иные. И уже слышится: мы снова изобретаем велосипед…
По-моему, это совершенно неправильное замечание. Беспредел взяточничества, установившийся вокруг нашего судейства давным-давно и в последние годы в основном только усугублявшийся, тоже не имел аналогов в этих самых развитых футбольных странах. Когда наше судейство перестанет быть притчей во языцех, мы тоже придем к чему-нибудь будничному, может быть, даже к испанскому варианту, где судей назначают на год вперед.
Мы только в поиске нормальной судейской системы, мы только пытаемся выйти из кризиса в этом вопросе. Любой выход из кризиса всегда требует нестандартных мер. Особенно если результата достичь хочется поскорее.
Критики новой системы развивают свое наступление. Конечно, раньше, говорят они, когда судья матча становился известен за неделю, было больше времени и всяческих возможностей – что оказать на него давление в той или иной форме, что договориться полюбовно. Но разве теперь это стало в принципе невозможно? В конце концов, горячатся критики, есть мобильная телефония и охранники, которые сопровождают арбитров и составляют о каждой поездке подробный рапорт, не могут знать, о чем в таких разговорах идет речь. Да и вообще охранники не являются надсмотрщиками и не следуют за судьями неотступно.
А по-моему, здесь куда важнее, что сам по себе выбор арбитра осуществляется вслепую. Потому что вообще отнюдь не каждый судья поддается этому самому давлению. Система «зрячего» назначения направлена не на то, чтобы выгадать время для договоренности; в первую очередь она стремится сделать так, чтобы в нужный момент ту или иную команду судил нужный человек, к которому уже давно проложена тропинка. И как раз в этом порядке лототрон и производит непоправимую смуту.
ЧТО В ЭТОМ ПЛОХОГО…
Есть, кажется, только одно по-настоящему серьезное, предметное замечание к новой системе судейских назначений. Квалификация судей не одинакова, и система не позволяет принять меры к тому, чтобы наиболее сложные матчи судили лучшие арбитры. Опытные и качественные.
К слову, на судейских жеребьевках, по утверждению очевидцев, едва ли не самым потрясающим впечатлением пока было лицо московского арбитра Сергея Мартынова в тот момент, когда он узнал, что жребий подарил именно ему игру между ЦСКА и «Локомотивом». Говорят, судья был сам не свой – он никогда не входил в число тех самых лучших, и арбитром ФИФА является только в квалификации лайнсмена…
Да, это серьезное замечание. Но и на него есть что возразить.
Дело в том, что гарантировать, что самому напряженному матчу достанется лучший арбитр, не может вообще ни одна система. Я вспоминаю, например, прошлогодний испанский сезон. Впервые в своей карьере в число судей, обслуживающих матчи первого испанского дивизиона, вошел Тристанте Олива из Мурсии. Как он туда попал? А просто Мурсия вышла в Примеру, а по испанским правилам, каждый регион, представленный в турнире командой, должен быть представлен и судьей. Тристанте Олива был уже немолодым рефери, и рассчитывать, что в нем вдруг прорежется большой судейский талант, не приходилось.
Так вот, испанская система назначения арбитров – не знаю уж, каким образом – написала имя Тристанте Оливы на два важнейших матча второго круга. Матчи эти решали судьбу чемпионства. Это были встречи «Реала» с «Валенсией» в Мадриде и «Депортиво» с «Барселоной» в Ла-Корунье. В обеих встречах Тристанте Олива допустил ошибки, повлиявшие на ход игры. В Мадриде он назначил пенальти в ворота гостей, которого не было, а в Ла-Корунье и вовсе устроил цирк, показав две желтые карточки игроку «Барсы» Тиагу Мотте, причем в обоих случаях ошибочно. Ошибка заключалась вовсе не в том, что фолы Мотты следовало трактовать по-другому, нет – это были куда более вопиющие промашки… Дело в том, что в обоих случаях Мотта получал горчичники за других. Он вообще не нарушал правил – и удалился.
Испанская система судейских назначений, да и не только назначений, между тем, одна из самых проверенных в мире. Во всяком случае, она обслуживает едва ли не сильнейший из чемпионатов уже много лет; значит, устраивает большинство клубов. Ну, и что? Как видим, и она не идеальна.
…И БЕЗУСЛОВНО ХОРОШЕГО
Лично мне кажется, впрочем, что суть даже не в этом. Что не бывает идеальных систем, известно из житейского опыта. Но я вот вспоминаю, например, как в прошлом году на матч «Зенита» с ЦСКА во втором круге был назначен судья Петтай из Петрозаводска. Уж сколько копий сломалось вокруг этого обстоятельства! Петтай на тот момент и вправду не входил в число лучших в России. Ну а теперь – входит. Потому что справился с той игрой на «отлично», и в следующих матчах подтвердил окрепшую репутацию.
Да и тот самый Сергей Мартынов, который временно онемел, угодив на игру ЦСКА – «Локо» в третьем туре, отработал, между прочим, спокойно и уверенно. Мартынову уже сорок два года, возраст солидный; но кто знает, может быть, этот успех заставит его поверить в собственные силы и прибавить?
Есть и еще один плюс в новой системе. Заключается он в том, что сам судейский вопрос занимает в умах публики, как заинтересованной (игроки и тренеры), так и прочей (болельщики), куда меньше места. В прошлом году, помнится, болельщицкий Интернет уже дня за три до игры обгладывал приезжающего рефери до косточек, уже успевал нагромоздить вокруг еще не состоявшейся игры груды всяческих предрассудков, и воспринималась в итоге судейская работа с предубеждением, предвзято. Сейчас, когда имена становятся известны самым заинтересованным за день до игры, а большинству – в день матча (с выходом спортивных газет), само отношение публики к судейству будет гораздо более спокойным. Это способствует как росту болельщицкой культуры, так и профессиональной обстановке для работы арбитра.
Я сторонник новой системы назначения судей. Ее стоит развивать; в частности, во втором круге, когда ставки возрастут, наверное, стоит все-таки определить ограниченную группу арбитров, которым будут доставаться главные матчи. Но сейчас она ведь работает. Мы видим это. Так пусть поработает подольше, а дальше, годика через два-три, может, и забросим лототрон.
vasya. gzt.ru