Наши корреспонденты Сергей Пряхин и Константин Иванов (фото) передают из Турции. Футбольный Вавилон. Главным местом проведения сборов российских команд в январе стала Турция
ФУТБОЛ
МЕЖСЕЗОНЬЕ
Вот уже который год зимой в Турции повсюду слышна русская речь. Российские футбольные клубы облюбовали средиземноморское побережье этой страны для первых предсезонных сборов.
Турция зимой – самый настоящий Вавилон. Футбольный. Представители фирм, организующих сборы, сбиваются с ног. Сегодня прилетает одна российская команда, завтра – две другие, послезавтра прибывают украинцы и даже аргентинцы. Слава Турции, как идеального места для предсезонной (и не только предсезонной) подготовки, разлетелась по всему миру.
Одних российских команд за ближайшие три недели сюда приедет более десятка. Четвертого января в аэропорту Антальи приземлились московское «Динамо», «СКА-Энергия» из Хабаровска и подмосковные «Химки», успевшие в день прилета даже провести первую тренировку.
Пятого числа здесь начал подготовку к сезону «Спартак», шестого – «Алания», «Сатурн» и «Томь». Девятого сюда прилетит «Орел». Семнадцатого колонию российской премьер-лиги на турецкой земле пополнят «Торпедо» и «Шинник», 20-го – «Сокол».
«Спартак», кстати, примет участие в очередном розыгрыше «Эфес Пилсен Кап», первым победителем которого он был три года назад. Турнир состоится в Анталье – командам, большинство из которых базируется на юге Турции, проще добираться именно в этот город. Погода, что называется, располагает играть именно здесь: на Средиземноморье сейчас сухо и тепло – плюс 15 по Цельсию. Днем на солнце даже жарко, и немецкие пенсионеры, которым зимовать в Германии накладнее, чем в Турции, после завтрака в своих отелях дружно укладываются на лежаки. Правда, загорать они предпочитают в свитерах, а купаются и вовсе только отчаянные смельчаки.
АЛБАНСКИЙ ОПЫТ
Рейс, которым корреспонденты «Советского спорта» отбывали в Турцию, задержали в Москве примерно на два часа. В результате на пересадку, которую на пути в Анталью нужно было делать в Стамбуле, мы не успели. Что, впрочем, нас не слишком огорчило. Во время вынужденного ожидания мы успели познакомиться с администратором… футбольной сборной Албании.
Оказывается, национальная команда этой страны выкроила время для восьмидневных сборов на южном побережье Турции и даже договорилась о встрече со второй сборной страны-хозяйки. Почему бы и нам не воспользоваться ценным албанским опытом? Если клубы премьер-лиги настаивают на том, что в ходе сезона не могут на длительный срок отпускать игроков в сборную, то, может быть, за два месяца до старта чемпионата найти неделю-другую для благих целей не столь проблематично? На первых сборах, как правило, в основном просматривают потенциальных новичков, а под это определение игроки сборной России подходят крайне редко. Чтобы вспомнить наигранные связи с постоянными партнерами по клубу, им тоже много времени не требуется. Так что недельный сбор дружины Георгия Ярцева удовлетворил бы всех.
В «ДИНАМО» — ИЗ «ПОРТУ»
В самолете, который следовал по маршруту Стамбул – Анталья, наше внимание привлекла группа в полосатых спортивных костюмах. Молодые ребята южного вида вели себя довольно скромно, однако их принадлежность к футбольному миру угадывалась мгновенно, и не только по костюмам: на сумке одного из них красовалась эмблема Лиги чемпионов. Оказалось, что они прибыли на просмотр… в московское «Динамо», а обладателем лигочемпионской эмблемы является 20-летний бразилец Тьягу из португальского «Порту».
— Летели из Лиссабона, с пересадками во Франкфурте и Стамбуле. Устали страшно, а завтра у нас уже первая тренировка. Надо понравиться коучу. Как его зовут? – Тьягу морщит лоб и, наконец, разводит руками. – Не могу сказать, но знаю, что он очень известный в России специалист.
— Расскажите немного о себе и ваших спутниках.
— Я – бразилец, на родине играл в команде RS из Порту-Алегри и «Жувентуде» из Кашиас-ду-Сул. Потом перешел в «Порту», но так и не сыграл за главную команду ни одного матча. О спутниках, честно говоря, рассказать ничего не могу – мы только познакомились. Знаю только, что они, как и я, выступали в Португалии.
— Долго думали, прежде чем согласиться на предложение поиграть в России?
— Подумать я еще не успел. Этот процесс продолжается. Контракт же еще не подписан!
«ХИМКИ» ПЛОХОМУ НЕ НАУЧАТ
В аэропорту португальскую делегацию «Динамо» уже встречал микроавтобус, за полчаса доставивший их в отель «Лареспарк». На следующий день после тренировки динамовцев пресс-атташе бело-голубых Александр Львов познакомил нас с генеральным менеджером этого отеля Бураком Тюркери.
— Я работаю в этой должности всего четыре месяца, но уже знаю, что по-русски мое имя очень похоже на слово «дурак». Это «Химки» к нам перед Новым годом приезжали, научили. Только прошу вас так меня не называть, – выдав этот спич на смеси русского и английского, Тюркери рассмеялся.
Сам главный менеджер отеля «Лареспарк» оказался бывшим спортсменом, правда, баскетболистом.
— Шесть лет отыграл разыгрывающим в «Фенербахче». Так что болею за эту команду. А в России, вероятно, теперь буду болеть за «Динамо», – Тюркери, хитро взглянув на Львова, снова улыбнулся. – Наш отель открылся три года назад, и с тех пор динамовцы – наши регулярные гости. Стараемся, чтобы им у нас понравилось. Вот в этом году поставили заградительную сетку вокруг двух старых полей и построили еще одно новое поле. Скоро оборудуем освещение. Правда, становиться фабрикой по приему футбольных команд мы не хотим. Скорее хотим улучшить условия для тех двух-трех команд, которых мы можем принимать одновременно сейчас. В следующем году приезжайте – увидите, что получилось!
…Когда мы прощались с Тюркери, пресс-атташе «Динамо» Александр Львов поинтересовался:
— Я тут, когда в ноябре был, оставлял для вас пакет с российскими сувенирами. Вам его передали?
— Да, да, конечно, помню! Замечательные были сувениры! – добродушное лицо менеджера на секунду приняло мечтательное выражение. — Я их с преогромным удовольствием выпил!
В этот момент приветливая южная Турция стала еще на шаг ближе к нашей щедрой северной стране. Совсем недолго осталось до того момента, когда здесь, как в Вавилоне, все будут понимать один язык. И кто сказал, что этот общий для всех язык не будет русским?