Титов и Тихонов снова вместе. В редакции «Советского спорта» друзья находили общий язык также легко, как когда-то в «Спартаке»
ФУТБОЛ
ПРЯМАЯ ЛИНИЯ
Признаться, Андрей Тихонов и Егор Титов получили приглашение посетить редакцию «Советского спорта» каждый по отдельности. Но в ответ последовало встречное предложение, которому журналисты никак не могли противиться: а можно, мы придем вместе? Общение получилось таким приятным (легким, непринужденным и т.п.), что мы решили завести в «Советском спорте» новую традицию: Тихонова и Титова приглашать всегда вместе!
ВМЕСТЕ С АКУЛАМИ
Как только Андрей и Егор ступили на порог редакции, речь зашла об их недавнем путешествии семьями в Доминиканскую Республику. Ребята показывали фотографии, как на духу делились впечатлениями.
– Страна, конечно, экзотическая, – сошлись они во мнении. – Но, если честно, ожидали большего. Много где довелось побывать – в Малайзии, Таиланде – все было на высшем уровне… Но здесь организация немного подкачала. Отель – огромный, повсюду люди – шум, гам, какие-то мелкие проблемы. Одним словом, отдохнули хорошо, но вспоминаем о досуге без особого восторга.
– Дайвингом занимались?
– Представьте себе, нам даже инструктор не нужен – такие опытные. Вода в море чистая, было хорошо видно, как под нами, где-то метрах в трех-четырех, акулы плавают – совсем рядышком с берегом! И ничего, даже дети плавают, не боятся. Местные говорят, что акулы не такие опасные, их даже погладить можно.
Вот такие они отважные – Андрей Тихонов и Егор Титов!
1-Й ТАЙМ. ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ
ТИХОНОВ И «СПАРТАК»
– Алло, здравствуйте! Александр Косицин, болельщик «Спартака» с 80-го года. Вопрос к Егору: что будет со «Спартаком» в следующем сезоне?
Егор: – Больная тема для всех, я сам хочу побыстрее заглянуть в будущее. Руководство клуба ведет переговоры с новыми игроками, в то же время есть список примерно из десяти фамилий, которые команду покинут.
– Меня зовут Александр Мороз. Вопрос, который волнует всех болельщиков «Спартака»: Андрей, ты возвращаешься? Я от Германа Титова слышал, что ты рвешься в Москву.
Андрей (смеется): – Наверное, это не Титов сказал, а Ткаченко!.. Желание вернуться в Москву, в «Спартак», действительно есть. Готов рассматривать предложения, но их пока нет. Что касается контракта с «Крыльями Советов», то он истекает 26 декабря.
– Неужели из «Спартака» никто к вам не обращался?
– Если руководители «Спартака» хотели бы видеть меня в команде, то давно бы связались. Вероятности, что я окажусь в «Спартаке», похоже, нет.
Егор (громко): – Не верьте ему, есть! (Смех в зале).
ТИТОВ И БУДУЩЕЕ
– Добрый вечер, говорит Марк из Эдмонтона. Егор, я прочитал в Интернете, что вы находитесь в боевой форме, готовы прямо хоть сейчас выйти на поле. А как вы сами оцениваете свое состояние?
Егор: – Я не могу судить об этом объективно. Но чувствую себя, как и прежде, хорошо. Возвращения на поле не боюсь. Все месяцы вынужденного простоя я поддерживал себя в форме, старался почаще бывать в команде.
– А как вы расцениваете приход Бояринцева?
Егор: – Говорят, не только Бояринцев будет, но, возможно, и Андрей Рубин. А имя лучшего левого хава «Спартака» вы и сами прекрасно знаете. Сейчас он сидит рядом со мной.
– Вас беспокоит болельщик ЦСКА Андрей. Вопрос к обоим: как вы относитесь к засилью легионеров в премьер-лиге? Ну и расплодилось их!
Андрей: – Действительно, иностранцев в командах много, и не всегда они дотягивают до добротного уровня. Если лимит на легионеров будет наконец принят, то развитию отечественного футбола это пойдет только на пользу. Никто же не спорит, что те же Ярошик, Вагнер, Видич красят наш чемпионат.
Егор: – Возьмем «Спартак» – у нас полкоманды легионеров. Если ставить высокие задачи, то половину из нашего легиона нужно убирать. Если бороться за 7–10-е места, то можно оставить хоть всех. Надеюсь, что селекция нашего клуба будет продуманной, точечной – как, например, у «Локомотива».
– Значит, Кебе и Зоа уходят? Некому будет нас развлекать…
– (Посмеивается.) Да, в Тарасовке без них будет теперь грустно.
– Говорит Владимир из города Химки. Андрей, когда же воссоединится прославленная тройка Титов – Тихонов – Аленичев?
Андрей: – Не знаю. Может, в футбольном клубе «Химки» когда-нибудь?
– Какие «Химки»?! Не жить вам всем без «Спартака»! По твоим глазам, Андрей, видно, что в «Спартак» тебе хочется. Глаза – спартаковские!
Андрей: – Неужели они такие красные?.. (Дружный смех.) Видно, я часто не высыпаюсь. А все потому, что о «Спартаке» все время думаю.
ЛУЧШИЙ – КАВЕНАГИ!
– Андрей, звонит болельщик «Спартака» из Балашихи, привет! Когда всенародно любимый игрок красно-белых вернется к родным пенатам? Вспомни о славных временах!
Андрей: – Да помню я, помню. Только ох как давно это было!
– Ты лучший навсегда!
– Лучший – Кавенаги!
– Да ты что, он второй Булыкин! Егор, давай-ка пригласи своего друга в «Спартак». И вы вместе будете на поле выходить – с Аленичевым, Парфеновым, Ковтуном…
Егор: – …а также с Родионовым, Черенковым…
– Олег из Москвы. У меня вопрос, касающийся финала Лиги чемпионов. Как думаете, реально в ближайшие годы провести финал этого турнира в «Лужниках»?
Егор: – Мне как игроку «Спартака» известно, что газон в «Лужниках» скоро будет меняться. Но он останется синтетическим. Так что ответить на ваш вопрос затрудняюсь.
– Меня зовут Леонид. Егор, хочу выразить восхищение вашей позицией. В то время, когда нашего кумира Титова пытались выпроводить из «Спартака», вы держались стойко!
Егор: – Да уж, меня так просто не выпроводишь.
ОТСТАВКА КОЛОСКОВА ПРОБЛЕМ НЕ РЕШИТ
– Алло, это Дмитрий из Москвы. Вопрос к Андрею как к одному из самых честных людей в нашем футболе. Вы, должно быть, следите за дуэлью Фетисова и Колоскова. Как считаете, отставка Колоскова будет способствовать каким-то глобальным изменениям в нашей порочной футбольной системе?
Андрей: – Нет. Ну, давайте поменяем руководство – толку не будет! Замена Колоскова не решит всех проблем, а, быть может, даже ухудшит положение дел. Сейчас мы хотя бы имеем своего человека в УЕФА, который, что бы ни говорили, обладает определенным авторитетом и влиянием во властных футбольных структурах.
– А чем, как не развалом футбола, объяснить унизительное поражение от Португалии?
Андрей: – Тот крупный проигрыш отношу к категории случайных и досадных.
– Звонит Руслан Файзуллин из Альметьевска. Как вы относитесь к расширению премьер-лиги?
Егор: – Отрицательно. Даже 16 команд – многовато, неплохо было бы и до 14 сократить. Посмотрите, на каких полях мы играем по весне и осенью. Кому нужен такой футбол?
Андрей: – Особое внимание нужно уделить составлению календаря. Интересно было бы узнать, кто составлял график на 2004 год. Мы почти весь март играли, а в августе, когда и погода прекрасная, и поля в полном порядке, «Крылья Советов» сыграли всего один матч!
– Вопрос к обоим. Где и когда вы в последний раз виделись с Олегом Романцевым и на что может рассчитывать его «Динамо» в новом сезоне?
Андрей: – Виделись не так давно – в конце сезона «Крылья» играли товарищеский матч с «Динамо», там даже чуточку пообщались. Если Олегу Ивановичу помогут с качественным усилением, то быть бело-голубым в зоне УЕФА – это как минимум. Нужно знать Романцева – у него только самые высокие цели в любом турнире.
Егор: – Где Романцев, там успех. Болельщики «Динамо» могут рассчитывать на очень многое в наступающем сезоне. С Олегом Ивановичем последний раз разговаривал по телефону. Было это, как сейчас помню, 5 января.
– А как вам Старков как тренер?
Егор: – Некорректный вопрос. Но я поражен его отношением к футболистам, интеллигентностью. Иностранные языки при нем. Одним словом, прекрасный человек.
2-Й ТАЙМ. ВОПРОСЫ ЖУРНАЛИСТОВ
ДРУЖИМ СЕМЬ ЛЕТ
– Вы дружите уже много лет. А помните день, когда в первый раз повстречались? Что подумали друг о друге?
Егор: – Было это в 92-м году. Я, игрок спартаковского дубля, помню Андрея еще в футболке реутовского «Титана». Подумал: ух, какой крепыш! Выделялся он на фоне остальных. А вскоре Андрей оказался в «Спартаке».
Андрей: – А я Егора в то время плохо помню. Поначалу мы с ним мало общались из-за разницы в возрасте. У него свои друзья – сверстники, у меня свои. Все-таки преимущество почти в шесть лет тогда и сейчас – совершенно разные вещи. А тесно дружить начали году в 97-м.
– Новый год вместе будете встречать?
Егор: – Однозначно – да. Семьями. И подарки будем дарить.
– Судя по вашим часам на руках, подарки будут дорогие…
Андрей: – Мы друг на друга никогда особо не тратились. Так повелось – другие нас балуют.
– Как, кстати, дружат ваши дети – Миша Тихонов и Анюта Титова?
Андрей: – Они не так часто видятся, но их уже можно назвать хорошими друзьями.
Егор: – Но, как всякие малыши, они спорят частенько, а иногда даже ссорятся.
– Вы оба по футбольным меркам уже не молоды. В связи с этим вопрос: что можете сказать об отношениях в России между руководителями клубов и возрастными игроками?
Андрей: – Достойный пример – «Локомотив». Несколько игроков все ближе к кризисному возрасту, но, кажется, им в паспорт не заглядывают и оценивают сугубо по профессиональным качествам. Но рано или поздно расставаться приходится. Для меня главное – чтобы прощались по-человечески и куда-нибудь в первую лигу в аренду не запихивали.
– В «Спартаке» с вами расстались по-человечески? Как вам видится та история спустя четыре года?
– Сейчас нет обиды, как раньше. Есть ностальгия. Да и грех мне на судьбу жаловаться. Если бы не то расставание, не узнал бы я город Самару, не появились бы у меня новые друзья.
Егор: – Не вина Андрея, что ему пришлось покинуть «Спартак», а потом какое-то время даже играть в Израиле. В этом плане я себя считаю более удачливым. Всю жизнь играл за «Спартак», и у меня есть возможность остаться в нем еще надолго. Таких людей, согласитесь, редко где встретишь. От журналистов я узнал, что Александр Старков рассчитывает в новом сезоне на всех нас – «старых» спартаковцев – Титова, Аленичева, Парфенова и Ковтуна. Очень приятно было слышать, что Юра Ковтун останется в команде, я за него немного побаивался.
В САМАРЕ – ПРАЗДНИК, ТОСКА – В «ЛУЖНИКАХ»
– Один из игроков «Крыльев» – Кингстон – в этом году рекорд побил. Трижды на поле вышел и дважды был удален. Его, что, плохо воспитывали?
Андрей: – Кингстон на самом деле неплохой футболист. Но как пришел в команду – начал всех дубасить. В смысле играть грубо. Его пришлось переучивать, что такое хорошо и что такое плохо.
– Наверное, самый комичный эпизод этого сезона связан с Кингстоном…
– Нет. Вы, наверное, знаете, что во время перерыва на домашних матчах «Крыльев» прямо на стадионе транслируют происходящее в раздевалке. Без звука, слава богу. Так вот, однажды я первым прибежал в раздевалку и сразу же всю форму с себя стянул. Опомнился через секунду-другую: на меня же целый стадион таращится! До сих пор мучаюсь догадками: попал я в голом виде на монитор или все же пронесло?..
Вообще обстановка на матчах в Самаре просто удивительная! Ощущения – праздничные. Шум, гам! Не слышно ничего, даже если на трибунах гадости кричат. Попадаешь в «Лужники» – тоска берет.
«МОЕЙ ВИНЫ НЕТ»
– Не можем не затронуть наболевшую тему с вашей, Егор, дисквалификацией. Близится 22 января, когда вы сможете участвовать в официальных матчах…
Егор: – Да уж, заждался.
– Как-то пересмотрели свое отношение ко всей этой истории спустя время, поостыв?
– Остаюсь при своем мнении. Моей вины в произошедшем нет. А срок дисквалификации должен был быть куда меньшим. Но, увы, мы сразу пошли по неправильному пути – об этом говорили компетентные люди, юристы. То, что мне по указанию Колоскова продиктовали по телефону сотрудники РФС, а именно заявление об отказе от пробы B, поставило крест на перспективе смягчить приговор. Мне дали понять: делай, как говорим, и все будет в порядке.
– То есть ваша судьба действительно зависела от Колоскова?
– Именно. Но, увы, мне достался наихудший сценарий.
– Не разобрались, кто вас подставил из бывших спартаковских врачей – Катулин, Щукин? Помнится, они, не стыдясь, друг на друга собак навешали…
– Катулин как главный врач всю вину взял на себя и сказал об этом. А Щукина, который сейчас в «Москве» работает, я видел на недавнем матче между нашими командами. Он прошел мимо, взгляд отвел. Сделал вид, что не заметил. Я думал, он хоть спросит: как у меня дела, жив-здоров ли? Видно, у Щукина есть причины меня сторониться.
Андрей: – Хочу отметить, что Егор все это время держался молодцом и не позволял себе хандрить. Его не приходилось успокаивать, жалеть. Неудивительно, что он столь многого достиг в этой жизни. Помимо своих талантов, он отличается завидным упрямством и целеустремленностью.
НАС ИНОГДА ПУТАЮТ
– Этот год, Егор, позволил вам узнать другую жизнь. Речь, как понимаете, о шоу-бизнесе.
Егор: – Хотите честно? Я уже замучился на эти вопросы отвечать. Не хотелось бы, чтобы меня на улицах узнавали не как футболиста: смотрите-ка, этот парень с Трубачом в дуэте поет! Пока что такого не было, и слава богу – я прежде всего футболист. Куда приятнее, когда тебя путают с кем-нибудь. Однажды на полном серьезе какой-то человек подошел на улице и назвал меня Тихоновым.
Андрей: – И ко мне как-то раз обратились: «Господин Титов, будьте добры автограф». Я и подписался: Ти-тов. Но это еще цветочки: Омари Тетрадзе, когда расписывается, ставит рядышком маленький дополнительный автограф: Пеле.
Егор: – Возвращаясь к теме моих проектов, хочу сказать, что за последнее время я познакомился со многими людьми – и правда – познал совершенно другую жизнь. Она засасывает, не отпускает. Однажды я сказал себе: стоп! И шоу-бизнес закончился. Теперь мои мысли – о футболе.
– Неужели мы вас больше на сцене не увидим?
– (Улыбается.) Если после окончания карьеры поступит предложение из Голливуда – тогда да.
О ПЕЧАЛЬНОМ ЕВРО
– Думается, на звание самой трагикомичной истории-2004 может претендовать «постановление» членов КДК после драки в матче «Сатурн» – ЦСКА. Согласны?
Егор: – Все, кто хотел, на эту тему уже высказался. Евсеев, Радимов, Колосков. С их словами я полностью согласен, могу подписаться.
– На чемпионате Европы трагикомедии разворачивались вокруг нашей сборной в Португалии. Кто, по-вашему, прав и виноват в истории с изгнанием Мостового?
Егор: – Я был в Португалии, но после инцидента с Мостовым решил на базе сборной от греха подальше не появляться, если даже разрешат. Было ясно, что злосчастное интервью далеко не выдумка журналистов. Но самое интересное, что каждый из ребят видит ситуацию по-своему.
Андрей: – Для Ярцева авторитетов не существует. Я не помню, чтобы он хотел кого-то отчислить из «Спартака», но пару раз прогонял лентяев с тренировок.
– Говорят, что некоторые игроки российской команды перед играми «не по-детски» расслаблялись на пляже. Курили и даже не прятались…
Егор: – И что теперь, возмущаться по этому поводу? У нас, русских, в этом плане менталитет совершенно не европейский. Я помню, играли мы в гостях с французским «Бордо» в Лиге чемпионов и проиграли. После матча сидим хмурые в автобусе, а тут французы выходят – Вильторд, Ласланд. Стоят, балагурят. Закурили при всех по сигаретке и разошлись по своим делам. А наши футболисты согласно устоям почему-то прятаться должны…
Вообще Евро вышел для нас очень печальным. Помню, когда комментировал матч Россия – Португалия в прямом телеэфире, за десять минут матча замолчал. Понял, что мы обречены…