Колосков как пробный камень
ПАС ВРАЗРЕЗ
Если Вячеславу Фетисову удается выкроить часок-другой, чтобы собраться с единомышленниками за хорошим столом, то главным тостом здесь звучит: «За то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями!».
В своих публичных выступлениях Вячеслав Александрович все настойчивее проводит тему ответственности федераций за качество выпускаемого ими спортивного продукта. Решимость Фетисова обратить болотные нравы «общественных организаций» в животворные потоки горных рек растет. Вспомните его весеннюю фразу про хоккей: «Стеблин должен уйти, но вмешаться в работу федерации нельзя». И сравните с твердыми нынешними словами про футбол: «Колосков сообщит о своей отставке».
Выходит, вмешался-таки? Подобрал инструмент, чтобы отомкнуть эти чудесные порождения общественной инициативы – «без окон, без дверей полна горница людей»? Значит, нашлось что-нибудь в духе управдома из «Бриллиантовой руки»: «А не то отключим газ!»?
Послушать Фетисова внимательно – не разберешь, по добровольным правилам играет он игру с «общественными организациями» или по принудительным. Вот Тягачев, к примеру, зачисляет Фетисова, согласно его заявлению в ОКР, в качестве своего первого зама, но «забывает» сообщить об этом исполкому. Алешин, президент федерации плавания, вроде как обещает Фетисову созвать отчетно-перевыборную конференцию (по логике Афин, надо понимать, чтобы подобно случаю Колоскова отдать власть), но собирать народ ему все как-то недосуг.
За небывалой решимостью Фетисова многие усматривают настроение Президента Путина. Но все ли способно решить в данном конкретном случае пожелание Президента? В 1998 году президент Ельцин даже без посредников высказался в том роде, что пора уже менять футбольное руководство, понимаешь.
И даже тренера в сборную незамедлительно поставили, спущенного сверху, в обход РФС. Но вы не забыли, как сборная, доверенная Бышовцу, надежно выступила в защиту Колоскова, незаменимого? Шесть поражений из шести возможных. Это ведь суметь надо было так тонко провести «линию защиты» и так ровно сыграть, правда же?
Ну, будет конференция, ну, вроде как сделает Колосков всем ручкой. Но Фетисов-то хочет ведь от президентов клубов, тренеров и даже от футболистов откровенного разговора: что делать с футболом дальше? И лейтмотив его: «так жить нельзя». Вот только все упомянутые стороны в этом вряд ли с Фетисовым согласны. Очень даже можно так жить, потому что всем им с лихвой хватает на каждодневный бутербродик с икрой на завтрак, обед и ужин. Еще Фетисов хочет выдвинуть сборную в приоритет для всех и каждого. Но ответьте, кому, кроме собственно Фетисова и, разумеется, нас с вами, такой приоритет в футболе так уж важен?
Президент России аккуратно выстраивает вертикаль власти и ответственности. Спортивные федерации во вверенных ему владениях как бельмо на глазу. Они совершенно однозначно выпадают из общего контекста и неприлично смахивают на «весь покрытый зеленью остров» в суровом океане. И это слишком легкомысленно – договариваться с аборигенами этого острова по джентльменскому признаку типа «давай не будем, а если будем, то давай». Законы дикой природы не победишь.
А вот пресловутый Закон о спорте, так опрометчиво предоставивший федерациям всю полноту власти, победить можно. При пропрезидентском-то большинстве в Думе. Взяв на вооружение прежний советский и нынешний китайский опыт единоначалия в спорте. Всего-то и нужно аккуратно прописать новый закон. Почему нет, если даже институт губернаторства реформировали. Умели же раньше – никакая ФИФА к «ущемлению прав общественности» не придиралась. Словом, или останется как есть, или станет как в Союзе – спорт под государством. Это без вариантов. И я вполне допускаю, что «дело Колоскова» и его непременные последствия как раз и предназначены наглядно сагитировать за новую редакцию закона широкое общественное мнение.