Ролан Курбис: В России два чемпиона – для «богатых» и «бедных»…
ФУТБОЛ
Как известно, после расставания с «Аланией» экс-наставник владикавказцев Ролан Курбис возглавил французский «Аяччо». Из нескольких предложений Курбис выбрал именно это по одной простой причине – в получасе от тренировочной базы «Аяччо» находится клиника, где проходит послеоперационное лечение его мать.
Мы связались с Роланом по телефону сразу после того, как было принято это решение, и попросили его рассказать о том, что он думает о российском футболе, с которым познакомился «изнутри», о перспективах клуба, который возглавлял почти сезон, о его понимании задач тренера.
– Из пяти зарубежных тренеров, которые начинали в России этот сезон, сегодня продолжает работать только один. Как вы думаете, почему?
– Сказать, что они просто «не прижились» в России, мне кажется, нельзя. Что они плохо работали – тоже не так. Знаете, европейский тренер-профессионал (а в Россию приехали профессионалы) по определению не настроен на плохую работу. Он не может жить одним днем, одной игрой, потому что просто не выживет при той конкуренции, которая есть в Европе и мире. Основная причина, думаю, в другом.
К сожалению, в российском футболе, как мне кажется, очень непростая ситуация. В первую очередь это связано с непрозрачными бюджетами клубов. А это всегда – непрозрачная, теневая система отношений с какими-то другими правилами игры. Создается впечатление, что во главу угла в российском чемпионате поставлены не только спортивные интересы. И получается, что если тренер, менеджеры команды не встроены в эту систему отношений, то, как ни старайся, как ни готовь команду, настоящего успеха не добьешься.
Мне как иностранцу, возможно, не все до конца понятно в российском футболе, не все закулисные «тонкости» я знаю. Но ведь совершенно очевидно, что нередко результат встречи зависит не от технической подготовки игроков, не от их физической формы и тактических находок тренеров. И это – ненормально.
– Как вы можете в связи с этим оценить перспективы российского футбола?
– В России немало по-настоящему классных игроков, интересных клубов, а какой результат у сборной страны? Я считаю, что дело не в кнутах и пряниках, как об этом принято говорить в России. Проблема, как мне кажется, лежит совсем в другой плоскости.
Представьте себе, что одна из российских команд полностью укомплектована лучшими игроками сильнейших европейских клубов. И тренируют ее известные приглашенные тренеры. Что-то изменится в российском футболе от этого по большому счету? Да ничего! Потому что нельзя создать суперкоманду в отдельно взятом клубе и надеяться, что это автоматически поднимет уровень национального футбола.
Не мое дело советовать российским футбольным функционерам, но, на мой взгляд, для этого необходимы два главных условия. Первое – активное развитие детского футбола и второе – ясность и прозрачность в финансовых вопросах клубов всех уровней.
– Чем, на ваш взгляд, отличается российский чемпионат от футбольных чемпионатов Европы?
– Скажу так: в России чемпионат состоит как бы из двух чемпионатов. В одном играют «богатые» клубы, имеющие возможности решать свои проблемы. А другой чемпионат проходит среди «бедных» команд, которых «богатые» используют, когда есть необходимость в дополнительных очках.
Разумеется, и в Европе многое зависит от денег, от бюджетов, которыми располагают клубы. Но там деньги используются, как говорится, по прямому назначению, то есть непосредственно на футбол. В России, как я по-нял, это не всегда так. Повторяю: я успел узнать далеко не все, но у меня есть такое ощущение.
– Как вы оцениваете команду, с которой работали?
– «Алания» – команда, у которой есть несомненный потенциал. В крепких руках она может добиваться хороших результатов. Но она не является и не может быть каким-то счастливым исключением из той системы российского футбола, о которой я говорил. Во Владикавказе вполне можно было почувствовать специфику этой системы. Ну, например, вдруг посреди сезона поле ставят на ремонт. В результате шесть игр подряд мы провели на выезде… Кем было принято такое решение? Почему? Для меня и для менеджеров клуба это до сих пор загадка. Возможно, кто-то пытался таким образом либо самоутвердиться, либо достичь каких-то своих целей, либо как-то повлиять на настроение игроков.
А команда, повторяю, очень неплохая. Есть талантливые игроки, способные повести за собой. Это прежде всего Юрий Дроздов, Игорь Яновский, Мирджалол Касымов, Дмитрий Смирнов, Алан Агаев, Эрик Брабец и другие. В конце концов результаты первого круга чемпионата – хорошее подтверждение этому.
Также должен сказать, что я испытываю очень теплые чувства и к болельщикам, вообще к жителям Осетии, которые всегда были вместе со своей командой.
– Как складывались ваши отношения с руководством клуба? И как вы отнеслись к тому, что компания «Исток» довольно неожиданно вышла из управления клубом?
– Для меня сотрудничество с компанией «Исток» было плодотворным и, я бы сказал, достаточно неожиданным. Честно говоря, я не думал, что встречу во Владикавказе европейский подход к организации такого дела, как футбол. «Исток» перенес в управление командой те же принципы современного менеджмента, которые обеспечивают ему успех в его основной деятельности.
Эффективность такого подхода показал первый круг: 7-е место «Алании» – несомненный успех. А то, что произошло во втором круге, – это в первую очередь следствие того, что команда и менеджмент не «вписались» в те специфические отношения в российском клубном футболе, о которых я говорил выше.
То, что «Исток» принял решение выйти из управления клубом, продиктовано, как я понимаю, трагическими событиями в Беслане. Я уважаю это решение. Думаю, что нельзя его оспаривать или подвергать сомнению.
– А что, по вашему мнению, будет с командой «Алания»?
– Я уже сказал, что у команды есть вполне очевидный потенциал. Уверен, что она останется в премьер-лиге российского футбола.