Вратарь «Челси» Петр Чех: Боюсь Олича! Опасаюсь Вагнера…
ФУТБОЛ
ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. ГРУППА H. ЦСКА – «ЧЕЛСИ»
Для Петра Чеха этот приезд в Москву не первый. Три года назад он участвовал в матче Лиги чемпионов против «Спартака» в составе пражской «Спарты». С воспоминаний о той встрече и начался наш разговор.
ГРУСТНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ О МОСКВЕ
– Меня неприятно удивило отсутствие интереса со стороны болельщиков – трибуны в тот день были пустыми, – говорит Чех. – Наверное, потому, что «Спартак» тогда выступал не слишком удачно. Вместимость московской арены, наверное, раз в десять превосходит количество зрительских мест на моей любимой «Летне» (домашний стадион пражской «Спарты». – Прим. «СС»), и было как-то неуютно играть в огромной полупустой чаше.
– Игра с ЦСКА пройдет не в «Лужниках», а на «Локомотиве». Он размерами поменьше и наверняка будет забит до отказа, все билеты давным-давно проданы.
– Не удивлен. Даже на матче в Лондоне было полно русских.
– Какие еще воспоминания остались о Москве?
– Почти никаких. Я все время хотел спать, а когда команда отправилась на прогулку по Красной площади, плелся сзади и не особо обращал внимания на достопримечательности. Холодно было. Помню, как выглядит Мавзолей и большой магазин напротив.
– ГУМ называется. Что-нибудь купили себе не память?
– Ничего, потому что руководители нас начали торопить. А вообще я любознательный и по магазинам не прочь пройтись.
СМЕРТИН ПРЕКРАСНО АДАПТИРОВАЛСЯ В АНГЛИИ
– Чехи – те, кому за 20, – в большинстве своем владеют русским языком. Как у вас обстоит дело с ним?
– Мои родители прекрасно говорят на русском, для них в школе он был обязательным предметом. А у меня все на уровне: я, ты, мама, папа, хорошо. В пятом классе выбрал для изучения три языка: английский, немецкий и французский. Последний мне очень пригодился на время выступления за «Ренн». И если мой нынешний партнер Смертин в разговоре что-то не понимает по-английски, я с легкостью перехожу на французский (смеется).
– Если серьезно, сумел ли, по-вашему, Смертин адаптироваться в Англии? В основном составе «Челси» не всегда его увидишь…
– В таком клубе, как «Челси», не может быть слабой конкуренции. К тому же нужно учитывать, что наш главный тренер Моуриньо – великий тактик. Самый звездный игрок клуба может вдруг попасть в запас только из-за каких-то нюансов в выборе тактики. А Алексей, на мой взгляд, прекрасно адаптировался в Англии. К тому же он очень командный игрок, что высоко ценится. Умрет на поле, но не проиграет. Он прекрасно эрудирован и обладает европейским менталитетом. В нем есть какое-то очарование.
В ЦСКА У МЕНЯ ЕСТЬ ДРУГ
– Скажите честно: кого из нападающих ЦСКА вы боитесь больше всего?
– Олича. Сразу оговорюсь: считаю свою линию защиты лучшей в Англии, эти ребята могут справиться с любым бомбардиром! Впрочем, Олич не вышел на поле в Лондоне и не опроверг мое убеждение. Я видел игру Олича на чемпионате Европы, а также в нескольких матчах за клуб. Удивительная скорость и нацеленность на ворота, злость. Вся команда ЦСКА такая. Не верьте, если вратари говорят, что не боятся нападающих типа Олича. Кстати, поговаривают, что хорват скоро переберется в Англию, об этом писали газеты.
– Кто на втором месте по опасности?
– Сегодня партнером Олича в нападении наверняка будет Вагнер – очень техничный нападающий. Знаю еще, что остроту в атаке может создать капитан и лидер ЦСКА Семак.
– Кто еще в ЦСКА вам запомнился?
– Мой друг Иржи – на всю жизнь! С Ярошиком мы не самые близкие друзья, и из-за разницы в возрасте наши интересы порой не совпадают. Но когда вместе вызывались в сборную Чехии, жили в одном номере. Созваниваемся иногда, договорились в Москве встретиться на полчаса. А в «Спарте» вместе играли всего год, зато выигрывали много.
АКИНФЕЕВ БУДЕТ НОМЕРОМ ОДИН В СБОРНОЙ РОССИИ
– А не хотите ли сказать пару слов об Акинфееве – вашем коллеге по амплуа из ЦСКА?
– Когда к нам в руки попала распечатка состава ЦСКА, я поразился: такой молодой парень – и уже в основном составе! Перед матчем пожали друг другу руки – рост невысокий, лицо такое детское, но в то же время очень серьезное. Акинфеев – прекрасный вратарь и здорово отыграл в лондонском матче.
– А помните, большая часть вины в первом пропущенном голе – на нем?..
– Не помню. По-моему, он не совершал ошибок и не раз спасал свою команду.
– Вообще-то игроки вашей команды почти не били по воротам…
– Все равно Акинфеев – очень хороший вратарь. Не думаю, что я открою секрет для вас и ваших читателей. Вратарь, который в столь юном возрасте регулярно выходит в матчах Лиги чемпионов и одного из самых сильных чемпионатов Европы, просто обречен на статус высокого мастера. Давайте поспорим: через два-три года Акинфеев станет первым номером сборной России.
– Удивляет, что вы называете российских футболистов по фамилиям, без подсказки.
– Так я играю в самой русской команде в Европе! Поэтому по возможности слежу за ходом чемпионата России и выступлением вашей сборной. В России много чехов. Кто знает, как дальнейшая судьба сложится…
– Владелец вашего клуба Роман Абрамович мог бы легко организовать ваш переход в ЦСКА…
– Нет уж, спасибо, мне и в «Челси» хорошо. К тому же Абрамович так тепло поздравил нас в раздевалке после победы над ЦСКА, что захотелось играть за «Челси» долго-долго и обязательно все выиграть.
ПРОГНОЗ СПЕЦИАЛИСТА
Петр Чех специально для «Советского спорта» спрогнозировал тройку призеров чемпионата Англии-2004/05. Места распределились следующим образом: «Челси», «Арсенал», «МЮ».
ГОВОРЯЩАЯ ФАМИЛИЯ
Фамилия вратаря Чех не только в русской транскрипции совпадает с его национальностью. Петр просвещает: «Специально покопался в газетах и справочниках. Мою фамилию можно перевести как «чех» на все европейские языки. Забавно…»
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Петр ЧЕХ
Родился 20 мая 1982 года в чешском городе Пльзень.
Рост 197 см, вес 87 кг.
Клуб: «Челси».
Амплуа: вратарь.
Карьера: «Хмель», Блшаны (2000–2001); «Спарта», Прага (2001–2002); «Ренн», Франция (2002 – 2004); «Челси», Англия (контракт с 1 июля 2004 года).
В сборной Чехии: 21 матч.