Президент КФА Николай Левников: У Радимова есть cерьезные пробелы в воспитании
ФУТБОЛ
ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС
В последнем туре судьи премьер-лиги предприняли акцию «Светофор». «СС» рассказывал о ней в номере за понедельник. Все арбитры в 27-м туре вышли с желтыми повязками на рукаве — эдакий предупредительный сигнал. Таким образом после избиения питерца Николая Иванова судьи дали понять, что в случае повторения нападений они оставляют за собой право не выходить на матчи. О ситуации в судействе рассказал вчера в редакции «СС» руководитель КФА Николай Левников.
В ПИТЕРЕ РАХИМИЧ БЫЛ ОСТОРОЖЕН
— Как оцениваете судейство в матче «Зенит» — ЦСКА?
— Мы полностью удовлетворены работой арбитра. Он вообще изначально повел себя верно, выбрав правильную тактику на эту игру. В ней нельзя было быть очень придирчивым: надо было дать возможность играть в футбол и свести к минимуму желтые карточки.
— Почему?
— Потому что это могло в конечном итоге привести к удалению игрока той или иной команды, и претензий было бы не избежать. С технической точки зрения Петтай, возможно, и должен был показать больше желтых карточек, но в таких матчах любая ошибка судьи, даже самая мелкая, может вызвать большой резонанс в обществе. Я рад, что этот молодой арбитр справился с поставленной задачей и мы в нем не ошиблись. Эту игру должен был обслуживать именно такой арбитр — с феноменальной физической подготовкой. Погрешности у него, конечно, были, но они не носили рокового характера и где-то были спровоцированы самими игроками.
— Каким образом?
— Мне кажется, «Зенит» играл немножко медленно, провоцируя конфликтные ситуации. Если бы судья начал вмешиваться в эту борьбу, он мог бы сломать игру.
— Как считаете, армеец Рахимич заслуживал карточки в игре? Иногда складывалось впечатление, что мяч боснийца просто не интересовал. Зацепы, задержки руками, мелкий фол…
— Не соглашусь с вами. В этой игре я не увидел того Рахимича, о котором вы говорите. На «Петровском» он играл осторожнее. Если в европейских чемпионатах команды играют быстрее, тактика мелкого фола используется реже. Взять, к примеру, матчи Лиги чемпионов. Количество нарушений там значительно меньше. Не потому, что футболисты чисто играют, а потому, что команды другие. Делают все значительно быстрее. В былые времена, когда еще был чемпионат Советского Союза, технически судить было легче, чем сейчас. Сегодня очень много технического брака.
— Имеете в виду то, что уровень нынешнего чемпионата не идет ни в какое сравнение с чемпионатом СССР?
— Это именно так. Я говорю не о качестве игры, а о количестве брака, об уровне футболистов. Тогда команды у нас играли на уровне участников нынешней Лиги чемпионов.
ХУСАИНОВ — СВИСТОК ГАЗЗАЕВУ, РАДИМОВ — КАРТОЧКУ КОЛОБАЕВУ
— Футболисты очень часто негативно отзываются о судействе, особенно когда команда проигрывает. «Убили, придушили, вырыли могилу» — кровь иногда в жилах стынет от этих слов в смешанной зоне. Никогда не было желания ответить на подобные высказывания?
— Так вы же, журналисты, часто сами и провоцируете игроков на такие высказывания. Наша позиция такова, что судьи не должны реагировать на подобные выпады. Сегодняшняя ситуация в стране, в том числе и в вопросах арбитража, складывается благодаря представителям СМИ. Отношение к судьям сейчас негативное.
— Не соглашусь с этим. Вопрос о судействе, который задают коллеги, — это нормально. Другое дело, как на него отвечают. Вот пример: после игры в Питере Кержаков сказал, что у него нет вопросов к рефери, а Шумуликоски заметил, что Петтай не назначил два стопроцентных пенальти. Или вот еще случай — Владислав Радимов. То что-то митингует на поле, то карточки судьям показывает. Нет желания с такими поговорить по-мужски?
— Радимов выразился, мягко говоря, некорректно в адрес членов КДК. Я вам предлагаю как-нибудь прийти на нашу беседу с футболистами, поверьте, мы говорим об этом! Но уровень воспитания у некоторых футболистов не высок. Что касается Радимова, то ситуации с ним говорят о том, что в воспитании имеются серьезные пробелы. Человек, если даже так думает, не имеет права говорить то, что наговорил Владислав. Ведь это оскорбление и хамство чистой воды. Я отношусь к этому очень негативно, так же, как в свое время негативно отнесся к поступку Хусаинова, который дал в свое время Валерию Газзаеву свисток и предложил выйти на поле. Это не джентльменские поступки. Каждый должен заниматься своим делом: Радимов — играть в футбол, а Хусаинов — судить. А то скоро нашему чемпионату по части взаимных оскорблений не будет равных.
— В российском футболе есть проблемные игроки с точки зрения судейства?
— Они есть не только в российском футболе. Я не представляю, как, например, в той же Англии справлялись с Полом Гаскойном.
— Но вы же справились!
— Судил однажды матч с его участием в Лиге чемпионов, и, честно говоря, я боялся перед игрой. Видел много матчей с его участием. И в моей игре он все равно сделал выходку. Когда забил гол, подбежал к болельщикам и показал язык. А язык у него (разводит руками и смеется) во-о-т такой! Но после этого я все же нашел слова, чтобы он не повторял подобных поступков.
— Во втором круге у нас появился свой Гаскойн — самарец Кингстон. Две игры — две красные карточки.
— Такого за мою судейскую практику не было никогда. Но Кингстон прислал в адрес арбитра письмо с извинениями. Искренними. Раскаивается парень. Ей-богу, был тронут.
— Вы можете объяснить, почему сочинец Александр Гончар, арбитр печально знаменитой игры в Раменском между «Сатурном» и ЦСКА, на заседании КДК вдруг заявил, что в драке виноват именно он?
— Могу. Дело в том, что перед тем заседанием к Саше подошел один из доброжелателей (не буду называть его фамилии) и подсказал, что нужно говорить. Гончар так и сделал — и после этого был отстранен от судейства.
С ЮРАНОМ ОТНОШЕНИЯ НЕ СКЛАДЫВАЮТСЯ
— В этом сезоне судей жестоко били уже не один раз. Следствие по Колобаеву длится уже полгода. Заведено, если не ошибаюсь, уголовное дело и по факту нападения на Николая Иванова.
— По случаю с Колобаевым никакого продвижения дела пока нет. Что касается Иванова, то это дело находится под контролем высоких начальников Санкт-Петербурга. Зацепки в расследовании имеются, так как нападавших видели люди, поэтому мы надеемся, что преступление будет раскрыто.
— На ваш взгляд, избиения связаны с профессиональной деятельностью арбитров?
— Дело даже не в футболе. Общество у нас такое. А версий может быть множество. Футбол — это отражение жизни. У меня ведь тоже были подобные ситуации. Мне нужно было ехать на матч Лиги чемпионов, где, по сути, и решалось, поеду ли я на чемпионат мира. В мою квартиру залезли и подбросили обрез. Хотели, чтобы я просто никуда не поехал. Не исключаю, что и у Иванова есть завистники.
— Среди проблемных для судей футболистов есть ведь не только Радимов. Есть Евсеев, у которого «теплые» отношения с Сухиной. Тот, похоже, не в восторге, когда получает назначения на игры «Локо»?
— У Евсеева не только с этим судьей проблемы. Такой уж он человек… СМИ тоже этому поспособствовали, когда сделали его национальным героем не столько после гола Уэльсу, сколько после его знаменитой фразы. А теперь мы удивляемся, почему Радимов позволяет себе хамить в адрес членов КДК, каждый из которых ему в отцы годится. Что до Сухины, то ему не стоит ввязываться в полемику. Ему надо доказать, в первую очередь, что он растет как арбитр, что он и делает. Вот это действительно важно. А отношения потом могут наладиться. У меня ведь тоже так было. На футбольном поле враги, а вот сейчас хорошие дружеские отношения. С тем же Бахвой Тедеевым, Иналом Джиоевым.
— Так вы же однажды даже на бронетранспортере со стадиона Владикавказа уезжали — такое разве забывается?
— (Улыбается.) Ну не от них же я на БМП уезжал… Тогда, если помните, отношения «Спартаков», московского и владикавказского, на поле были что война. И как ты ни суди, одна сторона всегда будет недовольна.
— С кем отношения не сложились?
— С Сергеем Юраном — причем до сих пор.
— В последних турах болельщики на поле — частые гости. Бывали времена, когда они бегали по газону за судьями…
— Вы опять о Сухине будете вспоминать? Вообще, считаю, что в этом сезоне он отработал несколько очень важных матчей, в том числе ЦСКА — «Локомотив». Пока за три тура до финиша он, на мой взгляд, лучший арбитр этого сезона.
— Мы отвлеклись. Как вы относитесь к таким выходам болельщиков?
— Скажите мне, а в Англии такие случаи есть?
— Я такого не помню.
— В этом все и дело. Там тоже были подобные проблемы, связанные с болельщиками. Но английская ассоциация сумела навести порядок, и теперь даже с маленькими детьми не страшно появляться на стадионе. А у нас выбежит болельщик на поле, а что у него в голове — неизвестно. Может ведь получиться, что фанат нанесет тяжелую травму игрокам. Судьям. Тренерам. Конечно, когда милиционер бьет болельщика в центральном круге, это его не красит. Но хорошо бы, чтобы никто из болельщиков никуда по полю не бегал.
Поэтому нужны радикальные меры. Раз наши стражи порядка не могут обеспечить безопасность. Нужны рвы. Будем копать, колючие проволоки натягивать… Что ж, и это сгодится, раз по-другому не умеем. Но это необходимо делать, пока не случилось непредвиденное.
КАК ГОСДУМА КОЛЛИНУ В РОССИЮ НЕ ПУСТИЛА
— Мы по субботам печатаем мемуары людей футбола. Недавно публиковали выдержки из книги Коллины. У вас нет желания написать автобиографию?
– (Смеется.) Ох… Было желание, да теперь уж нет. Взялся один писатель в Санкт-Петербурге, провел со мной неделю, вел записи, потом попросил мой дневник и фото из архива. До сих пор ни книги, ни дневника, ни фото… Автор извиняется… А Коллина, конечно, молодец. Этот год – последний для него в качестве арбитра на международной арене. Но, по моей информации, возрастной ценз Йозеф Блаттер может повысить – не в последнюю очередь из-за Коллины. Итальянец – потрясающий человек. Совсем недавно пивная компания «Балтика» предлагала ему сотрудничество – предполагалось, что Коллина будет в России рекламировать пиво. И быть бы этому, если бы не ограничение Госдумой рекламы пива.
— Итальянец в этом году может приехать в Россию?
— Вряд ли. По моей информации, Коллина будет судить один из матчей Лиги чемпионов и матч сборных – в обеих встречах российские команды не участвуют.
— Как идут дела в казино у нижегородца Игоря Егорова? Он, поди, за время своей болезни успел сколотить приличное состояние?
— Это вы у него поинтересуйтесь. (Смеется.) Не был в его казино ни разу. Хотя убежден, что бизнес мешает его судейской карьере.
— Почему?
— Потому что судейская карьера не менее важна, чем бизнес. Нужно тренироваться, а это отвлекает от бизнеса. Это ведь кажется, что вот немец Маркус Мерк до сих пор работает дантистом.
— А на самом деле?
— А на самом деле, думаю, что зубы он уже давно не рвет. Остался, может быть, хозяином клиники. Урс Майер тоже очень серьезный бизнесмен. Коллина зарабатывает на рекламе. Книги, вы говорите, пишет.
— Со следующего сезона количество арбитров, которые будут обслуживать матчи чемпионатов России, будет сокращено?
– Правление КФА на своем заседании приняло решение, что на следующий сезон арбитраж премьер-лиги будет поручен 22 судьям. Мы решили прибегнуть к мировой практике, в которой количество арбитров, работающих в чемпионатах, на 3–4 человека превышает число выступающих в них команд. Таким образом, каждый из этих арбитров обслужит не менее 12 игр за сезон. Второй момент: за два последних года мы ввели группу молодых арбитров, которые составили конкуренцию опытным арбитрам.
— Обратил внимание, что в матчах 27-го тура у арбитров были разной ширины желтые повязки. Случайность?
— Просто не знаю. Могу сказать лишь, что у арбитров были проблемы с инспекторами матчей – некоторые из них, например, Будогосский, пытались запретить надевать эти желтые повязки.
— Почему в роли орудия протеста были выбраны повязки? Знаю, что вам еще в апреле, после избиения Колобаева, отсоветовал эту акцию Вячеслав Колосков.
— Вы правы. Но мы тогда высказали свою позицию – в случае повторного избиения оставляем за собой право на этот шаг. Первоначально мы думали о том, чтобы начать каждый из матчей тура на 5 минут позже. Но игры идут в удобное телевидению время, и на КФА из-за срыва трансляции был бы наложен штраф. В итоге же остановились на так называемой акции «Светофор». Считаю, что рефери продемонстрировали свою солидарность с Николаем Ивановым.
— Вы разобрались в ситуации, когда была избита бригада арбитров матча «Сатурн» – ЦСКА во главе с Александром Гончаром?
— Разобрались. Тогда на арбитров напали более десяти человек. Рядом не было службы безопасности «Сатурна», хотя по регламенту она должна была быть. Но в итоге арбитры дали объяснение – они сами отказались от охраны.