Георгий Ярцев: История разочарования. Размышления журналиста, всегда считавшегося главным защитником главного тренера
СУББОТНИЙ ПАС ОТ ВАСИЛИЯ УТКИНА
За год, прошедший с момента назначения ныне действующего главного тренера сборной России на должность, отношение к нему широких общественных кругов поменялось довольно радикально. Неудивительно: критерий отношения – результат. Это и хорошо, и плохо: общественное мнение – хороший индикатор. Раз все недовольны, значит, недовольство это нельзя не принять во внимание. Но, с другой стороны, общественное мнение – никакой советчик. Оно потому и монолитно, что неглубоко, и сходится только в главном векторе. Таковых бывает два: «Ура!» или «Вон!».
В СБОРНОЙ – НИ МИРА, НИ ВОЙНЫ
Парадокс между тем заключается еще и в том, что отставка тренера – действительно не увольнение. Отставка – это назначение. Вопрос не в том, куда девать оплошавшего; он как-нибудь сам в подоспевшем, как назло, одиночестве переживет или не переживет, что редко, но случается – свою неудачу. Это уже частное оплошавшего дело. Нас же волнует, что будет дальше с командой – нашей командой. Или, в прикладном смысле – вот уволят Георгия Александровича, а кого назначат?
Об этой ярцевской сборной за год с небольшим ваш покорный слуга, кажется, написал больше, чем о двух предыдущих, вместе взятых. В связи с чем прочно угодил в апологеты Ярцева. Между тем нынешняя ситуация, когда после разгрома в Португалии положение у нас со сборной почти то же самое, что на германском фронте после Брестского мира, – когда армию по домам распустили, ни мира, ни войны толком не объявив, – как раз указывает, прошу прощения за назидательность, на точность основной мысли моих писаний. Кандидатура Ярцева изначально возникла как неожиданный выход из тупика. В момент ярцевского назначения никаких других реальных фигур – да и нереальных – просто не было. Сейчас год спустя тупик виден уже невооруженным глазом. Ярцеву дан шанс в матче против Эстонии 17 ноября, но ни для кого не является секретом, что под этим спудом, во-первых, добровольные, а местами и полномочные эмиссары РФС прорабатывают новых кандидатов – за границей. Не оглядываясь на гражданство. Имена, кстати, которые звучат, все до одного неправильные.
А во-вторых… Вячеслав Колосков, величайший из отечественных чиновников рубежа веков, играет очень сложный расклад. Он не уволил Ярцева сразу же по двум причинам. Первая – у него просто нет нового имени взамен. Смотри чуть выше теорию тупика; тогда хоть Георгия Александровича нашли, теперь и его нет. А вторая – нельзя вот так просто взять и выгнать человека, на родство которого с правящей партией, Единой Россией, сам Колосков и делал дополнительную ставку год назад. Это вопрос тонкий. Тут рулить еще – не перерулить.
НА ЧЕМ ПОДНЯЛСЯ ЯРЦЕВ…
Но для начала нужно понять, что произошло с Ярцевым. Это ведь только на первый взгляд – стандартная тренерская история: сегодня грудь в крестах, а назавтра голова покатилась, покатилась – и в кустах. Тут от частностей идти надо.
Кандидатура Ярцева всплыла ниоткуда. Не помню дат, помню дни недели: в среду игрался товарищеский матч с Израилем, после которого Газзаев кружным путем ушел со стадиона в обход пресс-центра, в четверг и пятницу мы с коллегами обрывали телефон Колоскова, предусмотрительно выключенный – помните, он потом рассказал – уехал в Рязанскую аж область? А по субботам у вашего покорного слуги радиопередача есть. Так вот в тот день, в связи с чьим-то юбилеем, на ту передачу, помимо меня, должен был прийти Георгий Ярцев. На тот момент – просто знаменитый ветеран. И – не пришел. Тут-то мысль и закралась…
В понедельник же назначение состоялось. До решающих отборочных матчей с Ирландией и Швейцарией оставалось две недели.
С тех пор о партийности Ярцева говорили очень много. Дескать, только в силу ее наличия он и угодил в гостренеры. Но это ведь чушь несусветная. Потому хотя бы, что с партбилетом Ярцев уже и побеждал, и проигрывал. Стало быть, профессиональные качества – они все же от другого происходят. А, кроме того, партийные тренеры уже были в РФС. Валерий, напомню, Гладилин в молодежной сборной. Уж не знаю, есть ли у него тот самый билет, но финансовая поддержка «молодежке» при нем оказывалась Сергеем Шойгу. И ничего – стала команда плохо играть, как ни в чем не бывало – сменили на Газзаева. Вот ведь уместился, кстати, человек между двумя красными корочками; забавная деталь.
Почему Ярцев пришелся в сборной ко двору? Ведь даже в самом радужном сне не стоило, да и не делали этого те, кому дороги свои слова – анализировать успехи на финише отборочного цикла сквозь призму передовой тактики да мудреных цифр типа «4-4-2» или «3-5-2». Нет, Ярцев сыграл так, как играл всю жизнь, примерно так, как учил его игроком в «Спартаке» Бесков и как практиковал в той же команде при участии самого Георгия Александровича Романцев. Техничные футболисты, ставка на контроль мяча и… Что еще?
Еще ровно две вещи. Ярцев сумел раскрепостить сборную. Вернуть в нее сильнейших. В том и проблема была у Газзаева, кстати, на исходе его правления, что сборная стала каким-то ходульным эскизом тренерских абстракций, а вот лучшие игроки в нее как-то не попадали. Раскрепостить – это вообще самое ярцевское дело; всегда и везде у него был отличный контакт с игроками.
И другая штука – счастливый он. Вот как объяснить те феноменальные булыкинские игры? Тогда было легче: говорилось, что наконец-то парень за ум взялся, а таланта-то и данных физических у него вагонище.
Ну а теперь? Как теперь объяснить три гола в ворота швейцарцев в сумасшедшем каком-то стиле, стиле Вьери лучших образцов? Да и ведь не одну игру человек выдал. Несколько… Так как?
Никак. Сейчас принято посмеиваться над ярцевской интуицией. Но раз посмеиваетесь, так объясните, попробуйте чем-нибудь другим. И – не найдете объяснения.
Это история взлета. Потому что ведь вывести сборную на чемпионат Европы из того положения – это успех. Который, конечно, остался в прошлом, но, с другой стороны, он ведь и ревизии не подлежит.
… И НА ЧЕМ НАДЛОМИЛСЯ
А теперь история падения. Она будет зеркально противоположной. Мы увидим, как изменилась ситуация, и ярцевские плюсы, где сошли на нет, а где оказались просто не нужны – при новом раскладе. А потребовались качества другие.
Итак, тренер Ярцев не тренер-тактик, не тренер-умник. Это само по себе не минус – много таких тренеров даже и в мировом масштабе. Бразилия вон до Сколари от века играла, как милая, по одной и той же схеме. Да и как ей играть иначе, если в национальном футболе мало какой специалист дольше трех месяцев с клубом работает; тут не до ухищрений. Качеств Ярцева было бы вполне достаточно, чтобы сборную нашу ВЕСТИ – она уже жила, она уже набрала ход…
Я думаю, что страшным ударом стала для Ярцева дисквалификация Титова. Потому что именно с его отсутствием – мы-то можем Егора по-разному именовать, но для Ярцева, как он и сам признавался, это был главнейший, незаменимый игрок – команду ему пришлось делать как бы заново. Не вести, как по хорошей дороге едет автомобиль, а менять на дороге колесо, вытаскивать из лужи. Тут-то и нужны качества строительские, тактические; Ярцев же располагал эмоциональным взрывом, но это средство разовое. Оно уже было использовано.
Кадровые искания товарищеских матчей сейчас, с оглядкой из сегодняшнего дня, кажется, правильнее назвать метаниями. А дальше от Ярцева еще и, ко всему прочему, отвернулась удача. Эта категория часто кажется надуманной, произвольной, но тем не менее – травмы заставили ехать на чемпионат Европы без двух основных центральных защитников. И пусть Онопко и Игнашевич вряд ли европейские звезды – дело тут в незаменимости их в конкретной ситуации, в твоих собственных условиях. Представьте себе испанцев без Марчены и Эльгеры, итальянцев – без Каннаваро и Несты, да хотя бы и греков без Делласа с Капсисом.
Это была совсем уж ситуация «не ярцевская». Однако сегодня итоговую надежность, относительную, конечно, именно линии обороны сборной России на Евро признают даже самые невыдержанные критики. И точно так же, как с успехом в отборочном турнире – это не повод отворачиваться сегодня от реальных проблем, стоящих перед сборной. Но, вспоминая ту оборону, склепанную из подручных средств – двух дебютантов и одного незащитника – нам всем стоит прикусить язык, когда мы огульно упрекаем Ярцева в непрофессионализме.
Ситуация продолжала меняться. Два нефутбольных события – или околофутбольных – стали, наверное, последней каплей в том, что Ярцев потерял нити управления ситуацией. Первое – скандал с Мостовым. Любопытно, что ни одна живая душа из профессионального футбольного мира ни разу не встала на сторону Мостового – по сути. Даже такой авторитетный человек и нейтральный совершенно, как Валерий Карпин, признал, что слова, сказанные Мостовым о том, что в сборной все на свете сделано неправильно, логично повлекли за собой его удаление из сборной. Мостовой далеко не в первый раз бежал с корабля даже не тонущего – покосившегося; его собственным интересом было заключение нового контракта, а значит, лишний пиар да облик человека в незапятнанных одеждах были очень кстати… Мостовой, правда, переборщил, и после этого скандала ни один российский клуб связываться с ним не захотел. Но вот и Ярцев повел себя слишком уж горячо. Необдуманно. Было сказано вслед изгнаннику очень много лишнего – что делать, эмоции; но атмосферу в команде это подкосило. А атмосфера – главный козырь в ярцевских руках во всех его командах.
Другое событие – стакан сока, вылитый на тренера на пресс-конференции. Вылитый по ошибке, между прочим, «соковый террорист» отчетливо сказал: «Россия без Путина, футбол без Колоскова», – так что понятно, в кого он целился. Но что в том разбираться… Как всякий эмоциональный, горячий человек Ярцев тяжело пережил ситуацию, в которой он выглядел смешным. И еще больше замкнулся в себе.
ИЗ ИСТОРИИ ТРЕНЕРСКИХ ТУПИКОВ
Говоря о тренерском типаже, вспомню двух известных европейских тренеров. Первый – Руди Феллер. История его появления на посту тренера сборной Германии очень ярцевская – это ситуация тупика. Как и Ярцев, он в сборной был в первую очередь авторитетным, бывалым человеком, присутствие которого заставляло действовать с полной отдачей. Но других козырей у тренера Феллера не было, и как только проблема, стоявшая перед немецкой сборной, оказалась не в мобилизации внутренних сил, а в чем-то другом – Феллер ушел.
Кстати, в его карьере было, пожалуй, еще более ужасное поражение – дома, от Англии, заклятого врага, 1:5. Ничего; оставили Руди. Через год играли в финале чемпионата. Это не рецепт, просто случай из жизни.
А другой тренер, который вспоминается, – Кевин Киган. Которого вся Англия умоляла стать тренером, и тоже ведь в тупиковой ситуации – больше звать было некого. Киган пришел, вывел Англию на большой турнир, там провалился… Инструментарий-то у Кигана тот же. Почитайте книгу Бекхэма: говоря о Кигане, он не рассказывает о тактике, о тренировках, он говорит об атмосфере в команде, о том, какой Киган тонкий и чуткий человек, за которого умереть хотелось. Но потом, после провала, Киган оказался под огнем славящейся язвительностью британской прессы. Он закачался, потерял уверенность в себе, а неуверенный человек, который должен сплачивать других своим авторитетом, БЕССИЛЕН. После поражения от Германии – 0:1 дома Киган ушел. Ему больше нечего было дать сборной.
НА ЧТО СТАВИТ ИГРОК
Нынешняя ситуация в сборной России очень похожа и на ту немецкую, и на ту английскую. В который раз скажу: плюсы и минусы Ярцева известны. Мы понимаем, почему ему сопутствовал успех год назад. Мы догадываемся, отчего его нет сейчас. Ситуация изменилась. Ярцев со всеми своими личностными особенностями уже не входит в эту замочную скважину с легкостью удачно подобранного ключа.
Очень может быть, что португальская оплеуха заставит Ярцева взглянуть на сборную немного со стороны. Как человек, многое ставящий на интуицию, он не смог отказаться в трудный момент от ходов, которые прежде приносили успех. Он как игрок, который верит, что рано или поздно выпадет ОНО – нужное число по фамилии Булыкин. С этим упорством можно сравнить только упорство болельщиков, которые, кажется, свято верят, что именно в Булыкине все и дело; убери его – и сразу мы станем чемпионами чего-нибудь.
Сейчас история с тренером Ярцевым в сборной закончена. Она на нуле. Может быть, он снова сумеет сорвать банк, если придет в команду как бы с начала, с чистого листа. Мы видели Ярцева на игре «Зенита» в Питере – чем не симптом, до того подобных визитов как-то не бывало. Это будет счастливый конец, а история станет похожей на сказку.
А может быть, она так и закончится. И в разочаровании, которое всегда – крах определенных надежд,будет поставлена точка.
ЯРЦЕВ В СБОРНОЙ. ХРОНИКА СОБЫТИЙ
25 августа 2003 года. Георгий Ярцев назначен главным тренером российской сборной.
6 сентября 2003 года. Сборная в первом матче под руководством Ярцева играет вничью с ирландцами на выезде (1:1).
10 сентября 2003 года. Первая победа Ярцева – Россия обыгрывает Швейцарию со счетом 4:1.
11 октября 2003 года. Россия побеждает Грузию (3:1) и выходит в стыковые матчи за право поездки на Евро-2004.
19 ноября 2003 года. Россия обыгрывает Уэльс в ответной стыковой встрече – 1:0 (первый матч – 0:0) и выходит в финал Евро-2004.
12–20 июня 2004 года. Их трех игр на Евро сборная России побеждает лишь в одной – обыграна команда Греции – 2:1.
4 сентября 2004 года. Первая игра нового отборочного цикла к чемпионату мира. Сборная России играет вничью на своем поле со Словакией – 1:1.
13 октября 2004 года. Сборная России терпит унизительное поражение от Португалии – 1:7. Президент РФС Вячеслав Колосков заявляет, что в случае поражения от Эстонии 17 ноября Ярцев подаст в отставку.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Георгий ЯРЦЕВ
Родился 11 апреля 1948 года.
Амплуа: нападающий.
Карьера игрока: «Спартак», Кострома (1965–1967, 1975–1976), «Искра», Смоленск (1968–1972, с перерывом), ЦСКА (1970), «Гомсельмаш», Гомель (1972–1974), «Спартак», Москва (1977–1980), «Локомотив», Москва (1981), «Москвич», Москва (1982). В чемпионатах СССР провел 82 матча, забил 38 мячей.
Карьера тренера: старший тренер клубных команд СК «Красный богатырь», Москва и футбольной школы «Нефтяник», Москва (1983, 1985–1988), тренер «Красной Пресни», Москва (1984–1985), тренер «Спартака», Москва (1994, 1995, 1997). Главный тренер «Спартака», Москва (1996), «Динамо», Москва (1998–1999), «Ротора», Волгоград (2000). В чемпионатах России в качестве главного тренера провел 76 матчей (+39=21 – 16).
Сборная: сборную России возглавил 25 августа 2003 года и вывел ее в финальную часть чемпионата Европы-2004. Под руководством Ярцева сборная России провела в 2003–2004 гг. 15 матчей (+6=5 – 4).