Главный тренер «Зенита» Властимил Петржела: Уходить со скамейки Ярцеву было нельзя
ФУТБОЛ
РАЗБОР ПОЛЕТОВ
Что такое быть разгромленным со счетом 1:7, главный тренер «Зенита» Властимил Петржела знает не понаслышке – фиаско в матче с «Динамо» в Петровском парке в сезоне-2003 помнят все. Оно, впрочем, не помешало сине-бело-голубым стать серебряными призерами чемпионата России. Правда, по мнению самого Петржелы, сравнивать клуб и сборную в данном случае нельзя.
ТАКИЕ ПОРАЖЕНИЯ РАВНОСИЛЬНЫ ТРАВМАМ
— Свои ощущения сразу после матча с «Динамо» помните?
— Приятными их, естественно, не назовешь, тем более что в моей тренерской карьере подобное произошло впервые.
— Тем не менее сразу после финального свистка вы отправились не в раздевалку, а к зенитовской трибуне…
— Позволить себе убежать я не мог – надо было пойти и извиниться перед нашими болельщиками. По той же причине вечером по возвращении в Питер поехал на телепередачу, которая шла по местному телевидению в прямом эфире. В общем, сделал в этой ситуации все, чтобы поклонники «Зенита» не оказались один на один с поражением. И мне кажется, они меня поняли.
— А что вы сказали команде? Ругали или, наоборот, успокаивали?
— Ругать футболистов после такого – значит, быть не очень умным человеком. Они и сами все прекрасно понимали, а их состояние можно было оценить одним словом – катастрофа. Ведь с точки зрения психологии подобные поражения для них равносильны полученной травме. Не стоит забывать и том, что тогда я только начал работать с «Зенитом» и мы еще недостаточно хорошо знали друг друга, а ребята – мою систему.
МНЕ ЖАЛЬ ЯРЦЕВА
— Что бы вы в нынешней ситуации посоветовали Георгию Ярцеву?
— Не знаю… (После паузы.) Сейчас, когда после игры прошло какое-то время, делать что-либо уже поздно. Разве что подать в отставку…
— Но ведь вы в свое время в отставку не подали!
— В клубе исправлять собственные ошибки легче, чем в сборной. Чемпионат длинный, игры – раз в неделю, а значит, возможностей гораздо больше. У тренера же сборной этого времени нет, потому что от него требуется результат практически в каждом матче. Иными словами, права на ошибку он в общем-то не имеет.
— А что бы вы сделали, окажись сейчас на месте тренера сборной России?
— Легче сказать, чего бы я точно не сделал – никогда не ушел бы с тренерской скамейки раньше времени. Это главная ошибка Георгия Ярцева, за которую уже не извинишься. Во всяком случае, объяснить этот факт очень сложно. И в первую очередь – футболистам сборной. С другой стороны, чисто по-человечески мне очень жаль Ярцева. Да, не все его шаги мне понятны, да, на многие вещи у меня есть своя точка зрения, но пусть она останется при мне, поскольку судить нынешнего наставника сборной России я не вправе.
СТРАШНО, ЕСЛИ О РОССИИ ЗАБУДУТ
— А что скажете о зенитовских «сборниках» – Малафееве и Аршавине?
— Самого матча я не видел, поскольку из-за сильнейшего отравления на несколько дней задержался в Чехии, ничего не ел и даже телевизор толком смотреть не мог. Впрочем, когда у нас показывали отрывки, не выдержала даже моя жена Зузана, которая стала звать меня к экрану. Но обо всех подробностях я узнал уже из прессы. А из нее составить впечатления, как играли Слава и Андрей, сложно.
— В каком состоянии вы нашли их в «Зените»?
— Оба держатся, стараются делать вид, что ничего страшного не произошло. Но мне кажется, для них это большой удар.
— А сами вы что обо всем этом думаете?
— Шок от результата этого матча, по-моему, испытала вся футбольная Европа. Ведь сборная России всегда считалась очень сильной командой. Но последний чемпионат Европы она, к сожалению, провалила, а теперь ей будет очень не просто пробиться и на чемпионат мира в Германии. И если последует второй провал подряд, о России как о футбольной державе в мире вообще могут забыть. А это очень неприятно. В такой ситуации нам, клубным тренерам, остается только одно – пытаться поднимать рейтинг России на уровне клубов.