Денис Лактионов: Меня зовут теперь Ли Сон Нам

Признаюсь, надолго упустил из виду Лактионова – не общались с того самого момента, как он попал в конце мая 2002-го в четверку отцепленных от сборной России (напомню, Олег Романцев тогда не взял в Японию и Корею на чемпионат мира еще Аршавина, Каряку и Т
news

ФУТБОЛ

МИСТЕР ЛИ

Признаюсь, надолго упустил из виду Лактионова – не общались с того самого момента, как он попал в конце мая 2002-го в четверку отцепленных от сборной России (напомню, Олег Романцев тогда не взял в Японию и Корею на чемпионат мира еще Аршавина, Каряку и Тетрадзе). Вскоре после этого полузащитника, имеющего статус свободного агента и не стоящего больших денег, позвали в ЦСКА. Валерий Газзаев искал в команду левого полузащитника, а Денис был не прочь вернуться на родину. В Россию, где он восемнадцатилетним мальчишкой играл в холмском «Сахалине», а потом в 95-м был увезен в Корею – лететь от Новосибирска туда было ближе, чем в Москву…

Ту самую Москву, где он был только несколько раз – наездами в олимпийскую и молодежную сборную Михаила Гершковича.

Но переход в ЦСКА так и не состоялся, а причины происшедшего стороны предпочли не раскрывать. Квалифицированный левый хавбек уехал в Корею, где успел «обкореть» настолько, что в 2003-м принял гражданство. Стал Ли Сон Намом. Мистером Ли, как говорят в Корее.

 – О сборной России, признаюсь, уже забыл. Во-первых, потому, что стал корейцем, – говорит Лактионов. – Во-вторых… А зачем вообще «во-вторых»? Знаете, это почти как в анекдоте. Пункт первый – начальник всегда прав. Пункт второй – если не согласен, смотри пункт первый. Так и здесь: корейский пункт – самый главный.

 – Почему решили вообще взять это имя?

 – Ли Сон Нам? (После паузы.) Выбор был – Ким, другое имя, третье… Но я настоял – Ли. Мистер Ли.

 – Ли – фамилия или имя?

 – Фамилия. Как у Брюса Ли. Помните в начале 90-х во всех российских видеосалонах фильмы великого мастера восточных единоборств? «Путь дракона», «Возвращение дракона»? Никогда не думал, что тоже буду мистером Ли… Сон Нам – это имя, в честь города и команды, где сейчас играю. Вы знаете, я вам благодарен.

 – За что?

 – (Смеется.) Если честно, я уже сам для себя – Сон Нам. Для жены – Сон Нам. Для корейцев тоже… Удивительно, как вы еще решились называть меня по-русски.

 – Ваши дети родились, когда вы уже вполне освоились в Корее. Они корейцы?

 – Даже по имени – нет. Сын – Никита, дочь – Катюша. Какие же они корейцы? У Юли, супруги, гражданство российское. Хотя познакомились, никто не верит, уже в Корее. Вы верите?

 – Нет.

 – Ну вот… Говорю же, не верит никто! Она здесь работала, я тоже. Вот как бывает…

ЭКЗАМЕН

История корейцев в России одновременно и трагична, и смешна. Приезжал вот прошлой зимой в Москву Валерий Сарычев. Интересен, говорят, был только журналистам. Вернулся Валерий Непомнящий – предложений стоящих тоже нет. Агент Владимир Абрамов, великолепно знающий азиатский рынок, как-то сказал мне, что Непомнящего в один из его отпускных приездов в Россию приглашали возглавить… детско-юношескую школу одного из московских клубов. Непомнящий не захотел. Сначала корейское гражданство получил Сарычев, теперь вот – Лактионов.

 – Легко корейское гражданство получить?

 – Непросто. Нужно пять лет безвыездно жить в Корее (я играю здесь уже девять), а потом сдавать экзамены.

 – Для вас как футболиста последнее – дело непростое?

 – Непростое. Корейский я выучил в процессе. А культура местная… Она интересная ведь. Книжки я про древности всякие еще в России читал, потом здесь поездил по историческим местам. Так что проблем нет.

 – Какое событие в истории Кореи наиболее значимо?

 – (После паузы, вдруг разволновавшись.) Ну это… скорее всего, это… освобождение из-под этого…

 – Денис, вы именно так себя вели на экзамене?

 – (Смеется.) Да, признаюсь, чувствовал себя неловко. Освобождение из-под японского ига в 60-х годах – корейцы обрели свободу. Вот!

ХОЗЯИНА КЛУБА ПРИНИМАЛ ГОРБАЧЕВ

 – У вас 4 сентября был день рождения. Чуть позже – у Андрея Соломатина, с недавних пор вашего одноклубника. Как справляли?

 – По-русски. Сели… Посидели… На следующее утро игра. Мы – лучшие на поле! Я, кажется, так ответил, что вы подоплеки искать не будете?

 – Конечно. Случаем, когда сидели, не вспоминали, что могли бы стать партнером Соломатина в ЦСКА в 2002-м?

 – Дело прошлое. У ЦСКА свои проблемы, у меня свои. Тогда я был готов перейти и душой и телом. Хотелось уже в России поиграть на хорошем уровне. Были нюансы, которые не устроили обе стороны.

 – Некоторые нюансы при чистом трансфере – это ваша зарплата?

 – Нет-нет! Хотя вы правы, у меня был чистый трансфер – в «Самсунге», где я играл до 2002-го, уже сказал, что не вернусь. Но, повторюсь, не деньги решали мой переход в ЦСКА.

 – В вашем нынешнем клубе хорошо платят?

 – Мы – одна из самых высокооплачиваемых команд в Корее. 450–500 тысяч долларов за сезон чистыми. Хорошие деньги. Хозяин клуба, я тут прочитал в местной прессе, был на приеме еще у Михаила Горбачева, когда он был у власти в СССР.

Играем пока, честно, не очень… В Корее 13 команд. Мы после первого круга заняли шестое место. В прошлом году были чемпионами. Во втором круге, который сейчас идет, мы сыграли четыре тура. Похвастаться нечем – команда в конце таблицы.

 – Соломатин, слышал, в основе. Как у вас дела?

 – В первом круге играл постоянно. Потом – разрыв крестообразных связок, лечение… Совсем недавно восстановился. А Соломатин действует в позиции опорного полузащитника.

 – Ваше получение гражданства как-то связано с лимитом на легионеров?

 – Никак. Хотя лимит строгий – три иностранца на поле, пять в заявке. У нас кроме меня двое наших (из бывшего Союза. – Прим. С.Е.) – про Андрюху я уже говорил, а еще молдаванин Тестимициану. Тот, который гол забил в финале Кубка Содружества, когда «Шериф» его выиграл.

 – Бразильцы есть?

 – Двое. У футболистов этой страны манера представляться странная. Они даже имя не свое называют, а другое – имя знаменитости, вместе с которой они и играли. Один наш играл с Ромарио, другой… По-моему, Бог ему не дал классного партнера. В Швеции он играл.

ПРАВДА ЕВСЕЕВА

Все наши азиаты следят за ситуацией в России. Меня поразила осведомленность Сарычева, которого я встретил прошлой зимой на сборах в Турции, о российских делах. Он, к примеру, созванивается несколько раз в год с Анатолием Бышовцем.

 – Каков уровень вашей осведомленности в российском футболе?

 – А что вы имеете в виду?

 – Какое событие за последние месяц-два вам запомнилось больше всего?

 – Во-первых, позволю себе похвастаться – некоторые матчи я видел по телеканалу «Россия». За ходом остальных часто смотрю по он-лайн трансляциям в Интернете. Читаю газеты. Самое сильное впечатление… (После паузы.) От матча «Сатурн» – ЦСКА. Я несколько шокирован тем, что видел и что потом прочитал.

 – Позволю себе повторить вопрос, недавно заданный вами, – что вы имеете в виду?

 – Саму драку. Взрослые люди могли нанести друг другу достаточно тяжелые травмы. И, конечно, удивлен решением вашего КДК.

 – У вас, насколько знаю, был похожий в карьере эпизод?

 – Да, и вспоминать о нем не слишком-то приятно. Дрались футболисты, я пошел разнимать. Потолкались… Мне дали семь месяцев дисквалификации и 10 тысяч долларов штрафа. И никто не возмущался.

 – Суровое наказание?

 – Очень. И подозреваю, что в этом виновато и телевидение. Ту игру показывали.

 – Но и «Сатурн» – ЦСКА тоже!

 – Вот я и удивляюсь, почему так лояльно отнеслись к этому. Ведь на матче были и дети, и женщины… Разве они приедут на такое зрелище в следующий раз? Читал потом в «СС» интервью Евсеева – они, говорит, что, слепые там в КДК все? Может, пора на пенсию? Я, кстати, вообще за «Локо» в России болею.

 – Почему?

 – Нравится эта команда своим спокойствием. Нет там шараханья из стороны в сторону. И, конечно, произвела впечатление их Лига чемпионов в прошлом году. Игра с «Интером» – сказка! Голы какие… После таких голов болельщики ночи не спят. Люди потом спустя годы детям о них рассказывают.

 – Чувствуется в вас футбольная ностальгия. Тоска по родине.

 – Вы знаете, чем черт не шутит… У меня контракт заканчивается с нынешним клубом после этого сезона. Варианты уже есть. Пока не в России.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Денис ЛАКТИОНОВ

Родился 4 сентября 1977 года.
Клуб: «Соннам Ильва Чунма», Южная Корея.
Амплуа: полузащитник. Рост 179 см, вес 75 кг
Карьера: выступал во втором дивизионе за холмский «Сахалин» (1994–1995), сыграл 59 матчей, забил 29 мячей. С 1996 года играет за клубы Южной Кореи «Сувон Самсунг Блю Уингз» (1996–2002) и «Соннам Ильва Чунма» (с 2003 года).
Достижения: чемпион Южной Кореи (1998, 1999, 2003), двукратный победитель Лиги азиатских чемпионов.
Сборная: за сборную России сыграл 2 матча. Первая игра 17 мая 2002 года со сборной Белоруссии – 1:1. Последняя игра
21 августа 2002 года со Швецией – 1:1.

Новости. Футбол