Сборная на пять дней
ПАС ВРАЗРЕЗ
Взглянул я на наш состав против Люксембурга — с Кантонистовым, Гусевым, Анюковым и с Аршавиным вместо диспетчера — и совершенно отчетливо и реально услышал, как рявкнули или проворчали злые слова в адрес Ярцева тысячи любителей футбола, в очередной раз тщетно попытавшиеся довести наконец до тренерского ума нормальный состав и нормальную игру…
И вдруг я столь же четко понял, в чем наша с вами главная ошибка, если хотите, корень нашего заблуждения. Мы все время хотим связать сборную с собой чем-то вроде брачных уз. Мы чувствуем себя по отношению к главной своей команде этакими мужьями-домостроевцами. Чтобы был какой-никакой результат с гарантией — это для желудка. И игра более или менее узнаваемая — это для души. И всякий раз, когда что не так, возмущаемся, типа: «Жена, да как ты посмела ужин не приготовить?»
А сборная по самому расписанию наших с нею свиданий — любовница. И свидания эти — эпизоды в плотной жизни игроков, сборную составляющих. Никаких, стало быть, гарантий. Уж как сложится — в зависимости от того, как у игроков соединятся настроения. И тренер сборной делается похожим на игрока в полузабытый кубик Рубика. То так составные элементы сложит, то этак. И только в редкий счастливый момент все нужным образом совпадет.
Вся Европа пробавляется нынче сборными-любовницами. Ни у кого нет гарантии успеха на сегодня и надежной перспективы на завтра. Вон Португалия, какое в субботу учудила.
И нам, наверное, придется прощать Ярцеву его крайне субъективные пристрастия к Булыкину и Гусеву. И ограничиться письмами поддержки несправедливо обойденному Семшову. Не стоит забывать: Ярцеву, чтобы возглавить сборную, отнюдь не пришлось выиграть жесткий конкурс у коллег.
В общем, слава богу, что у Люксембурга выиграли с хорошим счетом. Вдобавок к этому Ярцев достаточно ловко использовал матч в качестве контрольного, разгонного перед Португалией. Согласитесь, в таких случаях, когда между первой игрой и второй перерывчик небольшой, кое-какую последовательность в кадровом вопросе и в игре соблюсти можно.
Например, в Люксембурге, хочется верить, удачно размяли линию обороны, в очередной раз новую. Если в первом тайме Игнашевич, лишенный сомнений, пасом гнал мяч обратно сопернику третий, четвертый, пятый раз кряду, то потом у него получалось уже точнее. Ярцев дал подышать незнакомым воздухом Кантонистову, дал погонять Аршавину, поднял настроение Гусеву и вернул уверенность Бояринцеву. Ну, разве не дело?
Если против Португалии выйдут все-таки Сенников, а не Анюков, Аршавин, а не Гусев, а также обещанный Аленичев, расчет тренера на эти два матча станет нам вполне понятным.
Впечатление со знаком «минус» от первых двух отборочных матчей: сборная ни в какую не желает (или не может?) спокойно придержать мяч. Получается – не получается, все равно гонит комбинации-импровизации, во многом не подготовленные. Но, во-первых, ни одна команда Ярцева не могла играть на ровном пульсе. Во-вторых, в субботу вечером я посмотрел встречу более или менее сопоставимых с нашей команд Чехии и Румынии и обнаружил тот же принцип игры: безостановочно, так сказать, гонят пургу.
Верно, так уж нынче принято у большинства сборных-любовниц, на скорую ногу. Поэтому единственное пожелание своим перед Португалией: давайте уж без той нервической трясучки, какая была на Евро. Не корову, в конце концов, проиграть рискуете — турнир-то вон какой длинный, размером почти в целый круг нашего чемпионата. Так что сочиняйте что-нибудь!