Субботний пас от Василия Уткина. Пожелаем Ярцеву улыбки Д’Артаньяна. Мы смотрим сейчас не на Люксембург, а сквозь него – на перспективу
ФУТБОЛ
Cказать вслух «Россия. Люксембург» и не задуматься о размерах, о соотношении одного с другим нельзя. Разными мы уродились.
Вообще эффект от соприкосновения двух географических названий бывает всяческим. Например, в тот же день, что и наша федерация с их герцогством, играют Босния и Герцеговина и Сербия и Черногория. Залюбуешься на эти «и» без запятых. Даже кажется, что в футболе завелись парные встречи. А то еще как-то раз, в незапамятных отборах встреча называлась «Израиль – Лихтенштейн». Ну, просто имя и фамилия первой скрипки.
Так о чем это? Шуточки... Но к матчу с Люксембургом, при всем уважении к величию герцогства, нельзя подходить без улыбки. Это хороший соперник, любимый. Что бы ни случилось в матче с Люксембургом – это на пользу. Победа – как бывало всегда и на этот раз, конечно, тоже будет – три очка. Чем плохо? В три раза больше, чем у нас сейчас есть. Ничья? Повод задуматься. Значит, что-то очень по-серьезному плохо. Поражение? Не повод задуматься. Повод уволиться. Все просто и ясно. Сравните, насколько сложнее бывает проанализировать, к примеру, исход матча с Англией или Германией. Лоб иногда расшибешь, до мозолей на языке доходит.
Здесь, конечно, новый тренер. И тренер хороший, который во главе сборной Фарерских островов изрядно пошумел, сопротивляясь записным фаворитам и отбирая у них то очко, то репутацию – Аллан Симонсен. Но применительно к раскладу сил это не сообщает нам ничего нового – те же зайцы, только в профиль. Хотя сам по себе факт приглашения Симонсена – тема интересная; они, значит, футбольные карлики-то, свой зачет ведут – кто лучше. Заочный, конечно; в каком таком турнире им друг с другом повстречаться да сильнейшего выявить... Оглядываются друг на друга махонькие страны, кому чаще удается большого обидеть. Живут, в общем, своей жизнью.
Конечно, ни к одному сопернику нельзя подходить без здравой оценки и без опасений. Но это как с дуэлями, которые мы не застали, но видели в кино. Представьте себе себя. Д’Артаньяном, конечно. Разве, обнажая шпагу, ты недооцениваешь соперника? Никак нельзя, у него ведь тоже шпага, которой вполне можно убить. Но тем не менее в бой вы вступаете (если представили себя близко к тексту) с улыбкой на лице. Потому что ты, помимо соперника, еще и себя верно оцениваешь. Ошибка в игре с таким соперником может быть только одного рода: так вратарь, ловя безропотный мяч, иногда вдруг роняет его, как второклассница при игре в вышибалы. А все почему? Потому, что он думал, что уже его поймал. Он уже думал, кому этот мяч потом выбрасывать. А надо было все-таки сначала – поймать да на обе ноги приземлиться.
Вот так же и мы смотрим сейчас не на Люксембург, конечно, а сквозь него. Как сквозь цветное стеклышко на последнее осеннее солнце в детстве – кстати, примерно величиной с Люксембург и такой же затейливой формы то стеклышко и было. А сквозь него хочется увидеть и грядущий матч с португальцами, и вообще – нашу перспективу. Она ведь сейчас важней всего, а другого оптического прибора под рукой нет.
Разговор об отставке тренера – сегодня об этом можно поговорить, сегодня уже игра, и сборная далеко; а когда она сыграет и вернется, тема или отомрет, или возродится на полных правах – так вот: ведутся же эти разговоры. Результатов нет, во всяком случае – результатов желанных. Греция, которую мы еще недавно, мечтая о Евро, даже не рассматривали всерьез, вдруг взяла и прыгнула выше всех; тоже ведь такие штуки не добавляют приятности самооценке.
Ну а давайте себе представим: отставили. И что дальше? Вот ведь главный вопрос. Отставка – это ведь не увольнение, как некоторые ошибочно думают. Это назначение. А новой кандидатуры – нет, все затверженные, ходящие по кругу имена – либо те, кого и в лучшие годы отодвигали ввиду более приемлемых кандидатур. Нет решения, хоть покати шаром – очень, кстати, футбольное занятие.
Я слышал, конечно, много раз эту песню: «Нужен иностранный тренер». Но «иностранный» – не фамилия, а «тренер» – не имя. Это не человек, чью кандидатуру можно обсуждать, плюсы и минусы анализировать; это все равно, что сказать – «нам нужен хороший тренер». И присесть с умным видом – попробуй возрази.
А у нас в этом году четверых тренеров иностранных приглашали. И где они? Двое дедушек уехали донянчивать внуков. Третий, горластый, оказался как не от той стены гвоздь – не от той команды. Четвертому, острослову, двоих лучших игроков продали, а взамен никого не купили. Да еще и деньги кончились. Так что иностранный тренер – хорошо, но пригласить его – большая и тонкая работа. А если ругать наших приглашальщиков тренеров на сборную, дескать, и тот был не тот, и этот не этот, то как же можно рассчитывать, что вдруг сейчас, по щучьему велению, по кузькиной матери хотению, грянутся они о землю – и пригласят кого надо?
Не надо быть Станиславским. Не верю.
А может, этих приглашальщиков и сменить?
Ну... Тут уж я и подавно не верю. Да и если менять, то до нового тренера сборной дело дойдет очень не скоро – дел сразу будет по воротник.
Я вот поэтому, собственно, предпочитаю верить в Ярцева. Мне продолжает казаться, что на данный момент – это далеко не самый бесспорный, но самый реальный вариант. Его сила в том, что он есть – во-первых. А во-вторых... Потому, что у Ярцева всегда если получается, то как-то непредсказуемо. Мистически даже. Может быть, как раз сейчас, когда веры остается все меньше, а травм в сборной хватит на две команды – может быть, сейчас?
Впрочем, у Георгия Александровича и неудачи все – сплошь непредсказуемого свойства.
За сборную остается просто болеть. А за Люксембургом наступит Португалия, как за одной неделей – другая. И результат матча с ней уж совершенно точно не будет подлежать однозначному толкованию. Не всем же быть люксембургами.