С «точки» должен бить защитник!
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
ВЛАДИМИРА ПЛОСКИНА,
одного из лучших пенальтистов отечественного футбола
Пенальти – это гол почти на сто процентов. И тем не менее в первом октябрьском туре премьер-лиги бомбардиры были точны лишь трижды. А четыре удара с «точки» не изменили счет на табло.
Второй результат в истории отечественного футбола – 23 забитых пенальти подряд принадлежит капитану одесского «Черноморца» 70–80-х годов Владимиру Плоскине, который и рассказал о своих секретах нашему корреспонденту Геннадию ЛАРЧИКОВУ.
– В общей сложности в чемпионатах СССР я забил 45 мячей, что для защитника и полузащитника, тяготевшего к игре в обороне, результат, считаю, неплохой. Однако 31 мяч я забил с 11-метровой отметки. Только в трех матчах не реализовал пенальти, зато 23 подряд пробил без промаха. Самыми памятными были первый и тот, что не забил Дасаеву.
Впервые к 11-метровой отметке подошел в игре с «Днепром» и переиграл вратаря Колтуна.
А тот, что не забил... Обычно я старался бить в нижний угол, а в том матче со «Спартаком» мяч полетел на высоте примерно полтора метра, и Дасаев успел вытянуть руку и отбить мяч на… меня. Но я от неожиданности растерялся и, пока соображал, спартаковцы ликвидировали опасность. Так Дасаев прервал мою длительную серию забитых пенальти.
Особых секретов у меня не было. Никогда не выжидал, в какую сторону готов двинуться вратарь. Нередко я знал об этом заранее – помогала информация о том, как действовал голкипер в подобных случаях. Как правило, решение принимал до удара, и расчет был только на силу и точность. Причем, повторяю, старался пробить в нижний угол. Если вратарь и угадывал, куда полетит мяч, отразить его он все равно не успевал. Словом, не случайно говорят, что пенальти – это гол.
В этом я убедился на примере своих вратарей Гришко, Жекю, Роменского. Все тренировки я обязательно заканчивал ударами с 11-метровой отметки и спорил при этом с вратарями, что забью, скажем, восемь из десяти мячей. Они знали мою манеру, тем не менее пари все равно проигрывали.
Ереванские друзья рассказали любопытный случай. После тренировки «Баварии», прилетевшей в Ереван на матч в Кубке европейских чемпионов с «Араратом», их тренер Крамер сам бил пенальти. Но делал это так, что вратарь Майер ловил мяч, не терял уверенности. Но я никогда не жалел своих вратарей. Ведь мне тоже важно было не расслабиться.
Как показывает практика, пенальти лучше реализуют игроки обороны. Они более хладнокровны и рассудительны, чем форварды. Лишнее подтверждение тому – пенальти, не реализованные такими мастерами, как Бекхэм, Каряка, наш Воробей (игрок донецкого «Шахтера». – Прим. ред.). В неудачных для них матчах видно было, что они очень нервничали, были чересчур возбуждены, чтобы пробить точно, так, как это делают на тренировках. А не уверен – не бей.
Правда, в недавнем матче Лиги чемпионов с «Барселоной» я увидел, как великолепно исполнил пенальти нападающий Рональдиньо. У меня сложилось впечатление, что он в последний момент поменял движение голеностопа, и наш вратарь Лаштувка (Владимир Плоскина сегодня – один из тренеров «Шахтера». – Прим. ред.) оказался не у дел.
Кстати, мои наблюдения наш голкипер подтвердил после игры.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Владимир ПЛОСКИНА
Родился 25 мая 1954 года в Закарпатской области. Выступал в командах «Говерла» (Ужгород), дубле «Динамо» (Киев), «Черноморец» (Одесса). В чемпионатах СССР сыграл 371 матч и забил 45 мячей. Рекордсмен «Черноморца» по количеству матчей и голов в чемпионатах СССР. Начальник и тренер «Черноморца». Сейчас тренер-селекционер в донецком «Шахтере».