Парень по фамилии Опер. Эстонский нападающий «Торпедо» не любит риск и всегда знает, когда остановиться
ФУТБОЛ
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ
В московском «Торпедо» легионеров – по пальцам перечесть. Одной ладони хватит. Но те, что закрепляются в этой «самой русской» команде элиты премьер-лиги, интересны многим болельщикам. Как, скажем, скоростной форвард из Эстонии Андрес Опер.
Характерная особенность в общении с легионерами – языковой барьер. У нападающего Андреса Опера такого барьера нет. Он полиглот. Помимо родного эстонского, знает английский, датский, русский, да еще и немецкий в школе изучал.
РАЗДРАЖАЕТ, КОГДА НАЗЫВАЮТ АНДРЕЕМ
– Сейчас я уже хорошо понимаю по-русски, но запас разговорных слов у меня пока небольшой, – поясняет Андрес, – хотя в школе по русскому были неплохие оценки, иногда даже лучше, чем по эстонскому. А когда я четыре года играл в Дании, пришлось учить датский, он самый трудный из тех, которые знаю. Датчане разговаривают, мне кажется, как с картошкой во рту.
– С такой необычной фамилией, как у вас, в России не возникало казусов?
– Только когда гаишники останавливают. Возьмут мои права, прочитают фамилию, посмеются и отпускают. В команде меня так и называют – Опер, хотя с детства у меня кличка Опи. Это пошло еще с Эстонии, а потом так и приклеилось.
– А Андреем не зовут?
– Меня раздражает, когда мое имя произносят неправильно. Почему-то в России меня часто называют Андреас, на что я всегда отвечаю, что меня зовут Андрес. Это совсем другое имя, не имеющее в русском языке аналогов. У меня есть брат Петер, здесь называют Петром. Это я могу понять, потому что имена действительно родственные.
ШВАРЦЕНЕГГЕР НЕ ДОЛЖЕН ГОВОРИТЬ ПО-РУССКИ
– Не тяжело было привыкать к ритму московской жизни?
– Нелегко. Здесь один район – как весь Таллин. Да и машину водить трудно. В России жизнь мне кажется специфической, со своими особенностями. Она совсем не похожа на привычную мне европейскую. Зайдешь в магазин, а на тебя так посмотрят: мол, покупай быстрее и уходи. Это для меня дико. А еще непривычно и забавно, что у известных голливудских фильмов в России дублированный перевод. Мне смешно видеть, например, Арнольда Шварценеггера, говорящего по-русски.
– А Шварценеггер, говорящий по-эстонски, менее смешон?
– В Эстонии фильмы не дублируются, только субтитры. А переводят в основном детские мультфильмы.
– Я знаю, что ваша жена тоже связана с футболом.
– С женой познакомился четыре года назад у друзей. Сначала даже не придал никакого значения этой встрече. Знал только, что зовут ее Марге. Полгода я ничего о ней не знал, а потом во время отпуска мы встретились и решили поехать к ее друзьям в Нью-Йорк. С этого все и началось. В Америке мы провели десять дней, а потом решили встречаться.
Марге работала в армейской футбольной школе. Занималась маркетингом. Поэтому то, что муж играет в футбол, ее не смущает. Она тоже любит смотреть матчи. А сейчас, когда родился ребенок, Марге не работает, но планирует вернуться в школу.
– Именно поэтому вы не перевозите семью в Москву?
– Кроме того, я думаю, ребенку лучше жить в Эстонии. Москва – большой и шумный город. Я-то уже привык, но за семью боюсь. Конечно, у вас в столице много парков, прудов, есть где погулять. Но, как говорится, дом есть дом. Да и воздух там лучше.
– Как часто появляется возможность увидеться с родными?
– Примерно раз в три недели. Сам я редко бываю дома. В основном семья прилетает в Москву. Дочка сейчас очень маленькая, ей полтора года. Она только начинает всему учиться. А я не хочу пропустить столь важные моменты в ее жизни. К тому же дети в этом возрасте такие забавные!
О РЕБЕНКЕ УЗНАЛ ПО SMS
– Я люблю нянчиться с детьми и очень обрадовался, когда узнал, что у нас будет дочка. Многие отцы хотят мальчиков, но мне было не важно, кто родится: ведь это первенец, и главное – чтобы он был здоров. Жена выбрала имя Эмма, мне оно тоже понравилось.
– Как узнали, что стали папой?
– В то время я играл в датском «Осборне». Утром, когда проснулся, увидел, что до меня долго пытались дозвониться, но так и не смогли. Перезвонив, узнал, что жену отвезли в роддом. Я помчался в аэропорт, хорошо, что билеты до Копенгагена еще остались. Но уже в столице Дании получил SMS о рождении дочери. Я очень расстроился, что не успел.
– Вы хотели присутствовать при родах?
– Сначала хотел, но не потому, что веяние моды, а просто чтобы быть рядом с женой в такой ответственный момент. Но потом по телевидению я видел процесс рождения детей и подумал: наверное, хорошо, что не успел. Вряд ли я бы выдержал такое зрелище.
Я приехал в роддом, и врачи сказали, что мама и ребенок чувствуют себя хорошо. Когда я взял дочку на руки, она спала. Я подумал о том, какая она маленькая и странная, на меня чем-то похожа. Эмма быстро выросла и сейчас уже бегает и очень любит петь песенки.
– Женский вопрос: а почему вы не носите обручальное кольцо?
– Мы с Марге еще не расписаны. 4 года прожили в гражданском браке. Думаем, не столь важно иметь штамп в паспорте, главное – хорошо узнать друг друга. Но следующим летом планируем сыграть свадьбу. Я слышал, что в России так не принято, все стараются побыстрее создать семью. А если уже есть ребенок – тем более. Но я считаю, что торопиться с женитьбой нельзя, ведь это ответственный шаг.
РИСК – ДЛЯ ДРУГИХ
– Видимо, вы не очень рисковый человек?
– Я действительно не люблю рисковать. Например, никогда не стал бы разгоняться на трассе до 150 километров, как любят многие русские. Просто не вижу в этом смысла. Даже в казино знаю, когда нужно сказать себе «стоп». Весь экстрим у меня связан только со спортом.
Раньше увлекался прыжками с трамплина. Много лет катался на сноуборде, но из-за травмы ахилла пришлось отказаться. Занимался кайтингом – катанием на доске с парашютом. Но когда мой друг получил серьезную травму, я оставил эту затею. Так же как и мечты прыгнуть с парашютом.
– И что остановило?
– Однажды я решился. Пришел на инструктаж и спросил: а что если парашют не раскроется? Мне в шутку сказали, что это уже не мои проблемы. Я поблагодарил ребят, развернулся и ушел.
Такой экстрим не по мне. Хочется получить новые впечатления, а не думать, разобьюсь или нет.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Андрес ОПЕР
Родился 7 ноября 1977 года.
Гражданство: Эстония
Клуб: «Торпедо» Москва.
Амплуа: полузащитник. Рост 185 см, вес 75 кг.
В московском «Торпедо» с 2003 года. В чемпионатах России сыграл 31 матч (в 2004-м – 17), забил 5 мячей (в 2004-м – 2).