Капитан сборной России Алексей Смертин: Даже на островах научились играть в футбол
ФУТБОЛ
ЧЕМПИОНАТ МИРА-2006
Жил-был в Барнауле паренек по имени Алексей Смертин. Играл в детстве в футбол и не думал – не гадал, что через несколько лет окажется в богатейшем клубе мира и станет капитаном сборной России. Перед первым матчем нашей национальной команды в отборочном цикле ЧМ-2006 на базе в Бору со Смертиным пообщался корреспондент «Советского спорта».
УРОКИ ЕВРО
— Вообразите ситуацию: Ярцев объявляет состав сборной на очередной матч. Вы заранее изучаете состав приглашенных или узнаете, кто вызван, только непосредственно на сборе?
— Ну, контакты с Россией я еще не совсем потерял (смеется). Так что узнаю заранее – созваниваюсь с друзьями или другими игроками.
— Как и на чемпионате Европы, в составе не будет нашего рекордсмена по числу матчей за сборную Онопко. Вам не впервой выводить сборную на поле в качестве капитана. Повязка на рукаве – психологический груз?
— Во-первых, до субботы еще нужно дожить. Место в основном составе мне никто не обещал. А что касается психологического груза… Да не сказал бы. Честно говоря, на поле я об этом почти не думаю.
— Два последних матча «Челси» вы смотрели с трибуны. Как оцениваете свою готовность к матчу со Словакией?
— Как раз потому что не играл, оцениваю хорошо (улыбается). Сил много, желания тоже. Тем более что начинается новый отборочный цикл, в котором все можно начать с чистого листа. Знаете, когда я в детстве начинал новую тетрадку по математике или по русскому, я верил, что в ней-то у меня точно не будет помарок и ошибок. Так и здесь. Да и все остальные ребята, с которыми я успел пообщаться тут, в Бору, горят желанием начать цикл с победы.
— Какие выводы можно сделать из Евро-2004, где мы выступили не слишком впечатляюще?
— Согласен, могли сыграть лучше. Не стал бы, как некоторые, подчеркивать, что мы стали единственными, кто обыграл чемпионов Европы. Мы лишь урывками показывали ту игру, которую от нас ждали. Не думаю, что игроков можно обвинить в недостатке мотивации или самоотдачи. Главной причиной неудач, видимо, стал излишний пиетет перед соперниками. Особенно скованными мы были в первом матче с испанцами. Вышли и обомлели – такие имена перед нами!
А на самом деле, как показал матч, можно было и играть, и выигрывать. Теперь, когда наши молодые футболисты получили этот опыт, думаю, подобной ошибки больше не повторится.
ФАВОРИТ – ПОРТУГАЛИЯ
— Что знаете о сборной Словакии?
— Словакия – крепкий орешек. Впрочем, других в Европе и не осталось. Даже страны-лилипуты, вроде Фарерских Островов, научились играть в футбол! Общался недавно со своим партнером по «Челси» Макелеле. И, вы знаете, даже французы, которые в отборочном цикле обыгрывают всех подряд, признают, что на одной ноге сейчас ни с кем не сладишь.
— Как в целом можете оценить нашу отборочную группу?
— Не подарок. Прежде всего потому, что в ней 7 участников, хотя есть группы, где играет всего 6 команд. Латвия на чемпионате Европы получила заряд уверенности и теперь не думает ни о чем, кроме попадания на чемпионат мира. О Португалии можно даже не говорить – это претендент на победу номер один. Да и словаков глупо сбрасывать со счетов. Эстония, Люксембург и Лихтенштейн вряд ли смогут выйти в финальную часть, но подножку фаворитам наверняка мечтают поставить.
— Не было еще разговора с Ярцевым, на какой позиции будете играть в субботу? (Позже Ярцев объявил, что, по его мнению, для сборной Смертин более полезен в полузащите. – Прим. С.П.)
— Думаю, в ворота меня точно не поставят. На самом деле на эту тему мы еще не общались. Но не буду оригинален – готов сыграть где угодно, лишь бы принести пользу.
— В минувший вторник читал про вас хвалебный материал в одной из британских газет. Говорилось, что вы готовы играть на любом месте на благо команды и что клуб не зря потратил на вас деньги. Но сейчас в «Челси» вы играете нерегулярно. Два матча в основе, два – в запасе. Чем объяснить?
— Наставник «Челси» Жозе Моуриньо еще перед первым матчем заявил: «Не удивляйтесь, если я в каждом матче буду вводить свежую кровь». Так что к этой ситуации нужно привыкнуть. «Челси» на старте выиграл четыре матча из четырех, поэтому претензий к тренеру быть не может. Ротация состава идет постоянно. В матче с «Бирмингемом», например, было аж пять изменений по сравнению с предыдущей встречей! У нас действительно есть 23 сильных, равноценных игрока, каждому из которых нужно дать время и возможность проявить себя. Главное, чтобы от перемены мест слагаемых не менялась сумма, то есть результат (улыбается).
— Можете охарактеризовать Жозе Моуриньо как профессионала?
— Не мое дело оценивать профессиональные качества тренера. Но если говорить о стиле работы, то он все же ближе к диктаторскому. Жесткий поборник дисциплины. С игроками редко общается один на один, чаще проводит общекомандные собрания. На тренировках много времени уделяет работе с мячом. Очень дотошный. К каждому сопернику подходит индивидуально. В его штаб входят люди, которые ездят на матчи будущих соперников, записывают их на видео и потом предоставляют свои наблюдения Моуриньо.
— Вы на каком языке с ним общаетесь?
— Поначалу общались на французском, теперь – на английском.
— С английским проблем нет?
— Игровую терминологию понимаю без вопросов. А вот на бытовом уровне еще есть над чем работать. Впрочем, язык – дело наживное.
— В Лондоне по-прежнему живете в гостинице?
— Пока да. Но очень может быть, что сразу после возвращения из сборной смогу переехать на новую квартиру. Вместе с женой. В прошлом году у нее были проблемы с визой, но как раз сейчас они должны окончательно разрешиться.
УШАНКА ДЛЯ МОУРИНЬО
— Наверное, и вы, и Моуриньо испытывали смешанные чувства после жеребьевки Лиги чемпионов. В группу к «Челси» попали бывший клуб вашего тренера «Порту» и чемпион России ЦСКА…
— Мы смотрели жеребьевку перед тренировкой всей командой. И на самом деле у нас было три коалиции: Моуриньо со своим штабом, французы, которые особенно живо прореагировали на будущую встречу с ПСЖ, и я.
Не знаю почему, но я почти не сомневался, что нам достанется ЦСКА. Воспринял как должное. А вот другие игроки были заметно расстроены – ехать в Россию в ноябре и, возможно, играть на морозе хочется немногим.
— Вы знаете о том, что УЕФА проводит расследование связей Романа Абрамовича с ЦСКА и может исключить из розыгрыша либо «Челси», либо армейцев?
— Честно говоря, услышал об этом только здесь, в России. Не думаю, что дело дойдет до такой печальной развязки. Мне лично было бы очень интересно сыграть против армейцев.
— Игроки ЦСКА недавно оказались в центре внимания в связи с дракой в игре с «Сатурном»…
— Я слышал об этом, но драки – не моя специальность (смеется). Обещаю, что в матче с «Челси» ничего похожего не случится.
— Как вы думаете, Моуриньо может потребоваться ваша помощь при подготовке к поединку с ЦСКА?
— Вряд ли. Я уже говорил, что у Моуриньо и без меня хватает советчиков. Единственное, что наверняка ему посоветую, – взять теплое пальто и купить на Красной площади шапку-ушанку.