Мы про гвозди, он – про микроскоп. Колонка Юрия Цыбанева

Хохлова не было на Евро. Как у нас принято говорить, не пробился. Ему совсем не свойственно пробиваться…
news

ЛУЧШИМ ИГРОКОМ ИЮЛЯ ПО ОЦЕНКАМ «СС» СТАЛ ДМИТРИЙ ХОХЛОВ

Хохлова не было на Евро. Как у нас принято говорить, не пробился. Ему совсем не свойственно пробиваться…

После Евро, как водится, опять перемывали своему футболу хрупкие косточки: в чем конкретно оплошали, почему плохо гвозди вбивали… И надо же, вслед за дискуссией в качестве «игрока месяца» подоспел именно Хохлов. Этакий демонстратор от противного: вот чего у нас нет! И народная футбольная модель. Мы-то все про гвозди — а Хохлов про микроскоп, которым, известно, гвозди заколачивать не с руки.

Ярцев не взял Хохлова в сборную, играющую на нерве и на зубах, то тлеющую, то вспыхивающую. Насчет Хохлова с тренером сборной особо и не спорили. Я, например, осерчал на локомотивского полунападающего за его вялую игру в Черкизове против «Монако»: не встроился в ритм, медлил, «обрезал». И когда после матча узнал, что у Хохлова болела спина, зло резюмировал: «С больной спиной нужно на диване лежать, а не в Лиге чемпионов по полю прогуливаться». Тут и до гневного обличения-обобщения в советском духе недалеко: «В то время как весь народ героически… отдельные элементы…»

Твердое впечатление о Хохлове сложилось при первых же его выходах в футбольный свет в середине 90-х и за без малого десять лет не изменилось ничуть. Он ведь даже на Евро-96 еще как выделялся в мастеровитой, по нашим меркам, сборной Романцева. Штучный, особый игрок. Несуетный, размеренный. И совершенно нероссийские у него ноги. Южноевропейские. Ноги, перебирающие в обращении с мячом чутко и быстро, — как переборщик плодов споро и без перебоев отделяет годные фрукты-ягоды от поврежденных, так Хохлов, подправляя мячик в ногах, исключает сомнительные и глупые решения.

Он тогда уехал быстро. И никто особо не возражал. Но и никто, заметьте, особо не сожалел. Он отправился играть в те края, где футболисты не рвут жилы, а тренеры не знают любимого глагола русских коллег: «отдаться!». Ну, нет такого футбола в Голландии и Испании, где просто играют в мяч, хотя и совсем по-разному.

Вернувшись в Россию, Хохлов тут же публично прошелся по новой нашей моде «от ЦСКА»: «В этом футболе, где мяч, словно пуля, свистит над головами у средней линии, я не участвую». Он стал самым громким, самым точным приобретением команды Семина. Уникальной, подчеркну, команды, где не вкусы и принципы тренера определяют стиль, способ игры — нет, игра «Локо» складывается из способностей его футболистов.

Семину ли, всю жизнь терпеливо доводившему до кондиции своих игроков и команду в целом, было не оценить готовое, не требующее отделки качество полунападающего Хохлова! Семину ли, так долго и трудно прививавшему «Локо» европейскую ровность нрава и европейскую сбалансированность игры, не понимать, что атакующая конструкция его команды укрепилась необходимым эластичным звеном.

Теперь Хохлов, спокойный, ровно оптимистичный футбольный человек, столь редкий для наших краев, делает «Локомотиву» результат в стыковых матчах за золото, забивая ЦСКА и «Крыльям».

А попутно стильный игрок Хохлов выправкой своей и, если хотите, самоценностью ненавязчиво объясняет всем нам, почему у нас на круг так неважно получается и чего нам на круг не хватает.

А еще футбол Хохлова невольно дает подсказку, почему не получилось у Жорже в ЦСКА. Он ведь, Жорже, похоже, работал с расчетом, будто в его распоряжении, по меньшей мере, пяток таких Хохловых, неспешно по полю дефилирующих, но стремительно с мячом управляющихся. Как в Португалии… Ошибся в расчетах Жорже. Один у нас пока такой Хохлов, чистопородный футбольный мастеровой.