Приглашаем к разговору. Почему не жалко «Уралан»
ФУТБОЛ. ПЕРВЕНСТВО РОССИИ
ПЕРВЫЙ ДИВИЗИОН. РАССЛЕДОВАНИЕ «СС»
В нашем футболе складывается неприятная традиция. Чем громче и необычнее название команды, тем короче ее исторический путь. Московский «Асмарал» с его скандально известным иракским президентом Аль Халиди фурор устроил в первые постсоветские годы – куда там «Уралану»! Многие известные игроки из клубов-легенд, сидя на рублевых зарплатах, облизывались тогда на валютные премии футболистов бывшей «Красной Пресни». И готовы были покинуть и ЦСКА, и «Динамо», и даже «Спартак». Платили в «Асмарале» щедро, ведущие игроки получали 1000 долларов.
Сегодня тысячу «баксов» зарабатывают во второй лиге. Но «Асмарал» умер раньше. У Аль Халиди кончились деньги.
Та же неприятность подстерегала и создателя-владельца самой экстравагантной команды российской современности — «Жемчужины» Арсена Найденова. До туристического черноморского бума команда не дожила. Стадион однажды смыло дождями в море. И Сочи моментально забыл о футболе, вернувшись к традиционному пляжному преферансу. Роднее он и прибыльнее.
Почти анекдотичные подробности сопровождали крах и других колоссов на глиняных ногах — нижегородский «Локомотив», камышинский «Текстильщик» (последние сумели даже в Еврокубке сыграть, не имея положенного по требованиям УЕФА аэропорта). Когда в Набережных Челнах сгорел завод, футболисты «КАМАЗа» покидали расположение клуба, пока пожарные еще сматывали рукава шлангов. Но и в Набережных Челнах трагедии из кончины футбола никто не делал. Неродной он им был, этот футбол.
Поэтому сегодня мне не жалко «Уралан». Выживет он или нет — вопрос совершенно второстепенный. От гибели этого клуба не пострадает ровным счетом никто. Ни уровень российского футбола. Ни массовый калмыцкий футбол, которого нет. Ни футбол детский, которого в шахматной республике нет тоже.
Во времена высоких технологий легко создать цветущий сад в центре Сахары. Перенести из Японии цветущую сакуру, доставить самолетами орхидеи с Амазонки, воткнуть в барханы голубые кремлевские ели. Часа три все будет цвести и даже пахнуть. А потом все засыплет песком. И о чуде забудут.
Так забудут об «Уралане». Кирсан Илюмжинов, возможно, найдет другую забаву: на российских просторах все гуще расцветают, к примеру, поля для гольфа. А история калмыцкого футбола со временем обрастет легендами. Последняя из которых – о девяти заложниках-патриотах, которые, выходя на поле против одиннадцати соперников, сражались до конца. И уходили с поля под аплодисменты чужих болельщиков.
А калмыцких болельщиков – жалко.
ОТ РЕДАКЦИИ
Нужны ли клубы-однодневки? Насколько велик приносимый ими вред? А может быть, польза? Какие уроки должно извлечь руководство российского футбола из печальной истории «Уралана»? В общем, если вас задела тема сегодняшней публикации, пишите нам по адресу: Б.Спасоглинищевский пер., 8, Москва, 101990 и на электронный адрес: www.sovsport.ru. Разговор будет продолжен.