Александр Мостовой: Мы вам не дети, Георгий Александрович!

Мостовой появился в Москве так же неожиданно, как и месяц назад покинул расположение сборной. Встретившись с корреспондентом «СС», Александр рассказал о конфликте с Ярцевым, выступлении сборной на Евро и своей дальнейшей судьбе.
news

ФУТБОЛ
ЕВРО-2004

ПОЛУЗАЩИТНИК СБОРНОЙ РОССИИ ДАЛ ПЕРВОЕ БОЛЬШОЕ ИНТЕРВЬЮ ПОСЛЕ СКАНДАЛА НА ЕВРО-2004

Мостовой появился в Москве так же неожиданно, как и месяц назад покинул расположение сборной. Встретившись с корреспондентом «СС», Александр рассказал о конфликте с Ярцевым, выступлении сборной на Евро и своей дальнейшей судьбе.

КТО ТАКОЙ ЯРЦЕВ?

— Александр, какими судьбами в Москве ?

— Я каждое лето приезжаю в столицу. Раньше это называлось отпуском. А поскольку сейчас у меня нет работы, можно сказать, приехал на долгосрочные каникулы. Отдыхаю, занимаюсь делами, решаю вопросы, которые не касаются футбола.

– А как же карьера?

Я на распутье: или заканчивать с футболом, или продолжать… Та ситуация, которая произошла со мной на Евро, лишний раз убедила, что ко всему нужно относиться осторожно. (После паузы.) Самое неприятное в этой истории началось после моего отъезда из сборной. Зачем лить на меня грязь? Ярцев с Колосковым в один голос кричали: «Мостовой для нас никто, никакая он не звезда» и т.п.

 Какое право эти люди имеют так говорить про меня? Кто они мне? Или они сделали больше меня в футболе?

Я не понимаю: на протяжении десяти лет Мостовой был лучшим игроком. После того, как у людей что-то перевернулось в голове, Мостовой перестал быть звездой!

Хорошо, покажите мне тогда настоящих звезд!

— Действительно ли конфликт с главным тренером произошел из-за того, что вы высказали свое нелестное мнение о ходе подготовки к чемпионату? Или было что-то другое, неизвестное нам?

— В том-то и дело, что никакого конфликта не было. После игры я как нормальный футболист, профессионал вышел к журналистам и ответил на вопросы, сел в автобус и уехал. Что напечатали потом газеты, я не знаю. Но в сложившейся ситуации нормальный тренер вызовет игрока, поговорит и решит все вопросы, не вынося сор из избы.

Наверное, я отвык от наших законов – четырнадцать лет за границей, может, чего не понимаю? Также для меня не понятен отказ Ярцева от Онопко. Ну не нужен тебе футболист, подойди, объясни, все поймут… Не дети малые – поймут, Георгий Александрович! Да, у Вити травма была, но он же смог восстановиться и отправиться со своей командой на сбор.

— Решение Ярцева отчислить вас из команды шокировало?

— Нисколько. Вся эта история вызвала только смех.

— Но ведь это заденет самолюбие любого!

— Мое самолюбие было задето позже. Люди, которые ничего не сделали для нашей страны, начали обвинять меня во всех грехах.

— Вы уехали из расположения сборной, не пообщавшись ни с одним журналистом, – через черный ход. К чему были все эти прятки?

— А что надо было делать? Высказывать Ярцеву через прессу свое мнение или просить прощения и плакать? Мне не двадцать лет, и никому я ничего не должен был доказывать. Я заработал свое имя большим трудом.

— С вами потом никто из тренерского штаба не связывался?

— Нет. Да я бы сам не стал ни с кем общаться. Я уехал, и все. Жизнь рано или поздно расставит все по своим местам.

— Что вы думаете о выступлении нашей сборной на Евро?

— Очень обидно, что мы выступили неудачно. Да, выиграли у греков, а толку? Хотя по составу игроков при стечении определенных обстоятельств могли добиться хороших результатов. Я не видел, чтобы хоть одна из команд сильно нас превосходила.

«СЕЛЬТА» ЗАПЛАТИТ ДО 31 ИЮЛЯ

— Вас попросили из сборной, а после Евро закончился контракт с «Сельтой». После всего этого нет чувства опустошенности?

— Было ощущение некой потерянности, но я был к этому готов. У меня много знакомых, которые закончили играть три-четыре года назад. Я видел, что им не просто, поэтому морально подготавливал себя. Сейчас воспринимаю это спокойно.

— В интервью «Советскому спорту» перед Евро вы говорили, что «Сельта» задолжала вам зарплату за 7 месяцев. Как обстоят дела сейчас?

— Я хочу получить эти деньги. Мостовой, кстати, для этой «Сельты» сделал гораздо больше любого другого человека. У меня тоже есть самолюбие, и я не намерен был терпеть. На данный момент руководство клуба заверило, что до 31 июля все задолженности будут погашены.

— Перед Евро вы говорили о том, что выйти на таком турнире – это шанс хорошо трудоустроиться.

— Очень надеялся хорошо сыграть в Португалии, что-то доказать, да и сам вызов в сборную изначально воспринимал за счастье. Но в первой игре с испанцами мы не проявили себя должным образом.

— Сборная действительно выглядела обессиленной перед игрой с испанцами?

— Вопрос не ко мне. То, что мы тщательно готовились, – факт. Что произошло потом, не поддается логическому объяснению.

— Согласны, что для вас этот турнир стал последним в карьере?

– Конечно. Другое дело – обидно, что так меня «проводили».

МОЯ КАРЬЕРА МОГЛА СЛОЖИТЬСЯ ИНАЧЕ

— Знаю, к вам поступали предложения от московских клубов, в частности от «Динамо»...

— Да, контакты были, и не только с «Динамо». Я бы с удовольствием поиграл еще год на высоком уровне – и физически, и психологически готов. До конца не понимаю, почему прервались все переговоры. Наверное, это каким-то образом связано со сборной. В России немного другая политика. Все покупают молодых, потом их продают.

— Это бизнес.

— В общем, да. Бизнес. Но я же не могу бегать и проситься, чтобы меня взяли в команду.

— А чем закончилась история с возможным переходом в клуб Катара?

— Предложение поступило еще год назад. Сейчас понимаю, что допустил ошибку. И выгодный контракт я променял на участие в Лиге чемпионов. Я извинился и попросил отложить переговоры на год. В итоге в Лиге мы сыграли неплохо, тем не менее «Сельта» вылетела из чемпионата Испании в низшую лигу. В Катаре же ситуация за год кардинально изменилась: люди стали лучше разбираться, кого брать, а кого нет.

— У вас есть конкретные предложения?

— Есть. Но я сам не могу понять, надо мне это или нет.

— То есть настало время подводить итоги?

— Мне не повезло. Начал рано, в семнадцать лет стал основным игроком «Спартака», выиграл два раза чемпионат Союза, чемпионат Европы с «молодежкой». Потом уехал в «Бенфику», и с этого момента началась полоса невезения. Стабильно начал играть во Франции и Испании. Но в итоге я ничего стоящего не выиграл. Вон Димка Алень (Дмитрий Аленичев. – Прим. Е.С.) никогда ничего не выигрывал, а вышел на замену, гол забил – и стал обладателем Кубка.

— Считаете, что ваша карьера могла сложиться иначе?

— Конечно, если бы я был немного посчастливей…

— Но, согласитесь, многие футболисты не имеют и этого.

— А зачем их со мной сравнивать? Я в 16 лет был одним из лучших игроков.

— Тогда не пойму, почему вы недовольны?

— Потому что ничего стоящего в своей жизни не выиграл.

— Возможно, что Александр Мостовой завершит свою карьеру?

— Не исключаю этого.

— Чем вы займетесь, когда уйдете из футбола?

— Не знаю. Последнее время не люблю загадывать и строить какие-то планы.

— Любому человеку свойственно строить планы на будущее.

— А какое будущее? Человеку отведено определенное время до 50–60 лет. Вот я хочу жить и наслаждаться. На это я, слава богу, денег заработал достаточно. А чтобы под кого-то подстраиваться, это не по мне.

ЗЛЕЕ Я НЕ СТАЛ

— В общем, понятно – хотите отдыхать. Было бы с кем…

— Все отлично (смеется). Для женской половины я всегда открыт.

— Но все-таки что-то серьезное в жизни 35-летнего мужчины должно же быть?

— Ой, серьезного много. Каждый человек живет так, как ему подсказывает сердце.

— То, что произошло с вами за последние месяцы, не сделало вас злее к жизни, людям?

— Нет. Для своих близких друзей я остался таким же, как и десять лет назад. А тот круг людей, который создается рядом с каждым известным человеком, случись что с тобой, заметно уменьшается. Поэтому я старался держаться подальше от таких людей. Да, у меня не много настоящих друзей, зато они настоящие.

— Внимания со стороны СМИ наверняка стало меньше?

— Я никогда не старался стать звездой за счет журналистов. Меня многие упрекали, что Мостовой неохотно общается. А я просто говорил на поле. Сейчас мной интересуются в гораздо меньшей степени. Это нормальное явление: закончил человек играть – его забыли.

— Должно быть, обидно…

— С этим надо смириться и искать какие-то другие удовольствия.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Александр МОСТОВОЙ

Родился 22 августа 1968 года в пос. Останкинский (Московская обл.)

Полузащитник.

Воспитанник футбольной школы ЦСКА.

Клубная карьера: «Красная Пресня» — 1986, «Спартак» (Москва) – 1987—1991,«Бенфика» (Португалия) – 1992 (с июля) – 1993 (по ноябрь),«Каен»(Франция) – 1993 (с декабря) – 1994 (по май),

«Страсбур»(Франция) – 1994–96,«Сельта» (Виго, Испания) – 1996–04.

Сборная: в сборной СССР, СНГ и России провел 65 матчей, забил 13 мячей.

Достижения: чемпион СССР-1987, серебряный призер-1991, серебряный призер и обладатель Кубка Португалии-1993, победитель молодежного чемпионата Европы-1990.

ХРОНИКА ПОСЛЕДНЕГО СКАНДАЛА МОСТОВОГО

12 июня. 0.45 по московскому времени. Матч Испания – Россия заканчивается со счетом 1:0. Мостовой в разговоре с испанскими журналистами отмечает, что тренерский штаб сборной переусердствовал с тренировками.

13 июня. Утро. Газеты выходят с заголовками о том, что сказал Мостовой. Ярцев берет тайм-аут и воздерживается от комментариев.

14 июня. 0.30 по московскому времени. Мостовому объявляют о его отчислении из сборной.

15 июня. 12.00 по московскому времени. Автобус со сборной России, но без Мостового выезжает из Фару в Лиссабон на матч с со сборной Португалии. Мостовой в 14.30 по московскому времени через черный ход покидает отель «Браунс клаб» и возвращается в Испанию.

ТАК О ПОСТУПКЕ МОСТОВОГО РАССКАЗЫВАЛИ «СОВЕТСКОМУ СПОРТУ»

Георгий ЯРЦЕВ:

– Мы освободили Мостового от чести представлять Россию. Мы что, без него плохо в футбол играли? Напомню, что матч в Уэльсе был выигран без него. Это ведь только сам Мостовой решил, что он лидер. Для меня он не звезда.

Ринат ДАСАЕВ:

– Как можно давать интервью испанской прессе, в котором он говорит, что не верит в руководство сборной, не верит в ребят? Нельзя себя так вести.

 Анатолий БЫШОВЕЦ:

– Каждый игрок имеет право высказывать свое мнение. Не исключаю, что вся эта история придумана для того, чтобы повесить на Мостового всех собак.

ПОЗДРАВЛЕНИЕ С ЮБИЛЕЕМ

Александр МОСТОВОЙ:

— После всего того, что произошло в Португалии, мне даже не хотелось ни включать российские программы, ни читать российские газеты. Как будто вернулись времена социализма. Никто не знает, что сказал Мостовой, но все осуждают! Позиция же вашей газеты отличалась от всех. Я хотел бы поблагодарить «Советский спорт» за то, что в столь сложный для меня момент газета не обливала меня грязью. Журналисты «СС» пытались во всем разобраться, а не наклеивать ярлыки. Поэтому мне особенно приятно поздравить «Советский спорт» с юбилеем.