Главный тренер сборной Португалии Луис Фелипе Сколари: Поражение для меня – как смерть на войне

Перед тем как уйти в отпуск, главный тренер сборной Португалии Луис Фелипе Сколари рассказал представителям португальских СМИ о том, как он оценивает итоги выступления своей команды на континентальном первенстве.
news

ФУТБОЛ. ЕВРО-2004. РАЗБОР ПОЛЕТОВ

Перед тем как уйти в отпуск, главный тренер сборной Португалии Луис Фелипе Сколари рассказал представителям португальских СМИ о том, как он оценивает итоги выступления своей команды на континентальном первенстве.

– Второе место на «домашнем» чемпионате Европы можно считать успехом?

– Я доволен тем, что сдержал обещание: мы не только вышли в полуфинал, но и сыграли в финальном матче. И я не могу не сказать в очередной раз «спасибо» всем болельщикам за потрясающую поддержку, которую они нам оказывали по ходу всего чемпионата. Я очень хотел, чтобы на время Евро-2004 Португалия окрасилась в цвета национального флага, и я увидел ее такой. Один из болельщиков даже прислал мне письмо, в котором рассказал, что вывесил на своем доме 48 флагов. Однако я не могу радоваться тому, что Португалия осталась на втором месте: в моем сознании «вице» означает «последний» или «первый среди последних», и такое положение вещей меня не устраивает.

Не устраивает еще и потому, что первой оказалась команда, не имеющая в своем составе ярких звезд и проповедующая столь же невзрачный стиль?

– Греки заслуженно стали чемпионами Европы, независимо от той игры, которую они демонстрировали.

– При этом они обошли и вашу команду. Как такое могло случиться?

– Я предполагал, что исход матча может решить один-единственный удар, один-единственный розыгрыш стандартного положения. К сожалению, в итоге так и получилось.

Сборная России второй тайм провела в численном меньшинстве, но доставила вам немало проблем…

– Дело в том, что, получая мяч, мы действовали не лучшим образом. Хотели лишить русских возможности атаковать. Вместо того чтобы спокойно разыгрывать комбинации по всей ширине поля, мои игроки пытались все делать на очень высокой скорости, хотя в этом не было необходимости. К тому моменту все уже прекрасно понимали, что, забей мы еще один, два, двадцать голов, нам все равно придется в последнем матче побеждать Испанию. И все же именно поединок против России я считаю ключевым в достижении нашего успеха. Изначально я предполагал, что он станет для нас чем-то вроде психологической разгрузки, но обстоятельства придали ему статус матча на выживание. И таких матчей мы провели больше всех – целых пять.

Перед третьей игрой в группе вы здорово накалили и без того напряженную обстановку, заявив в прямом эфире испанскому радио, что Португалия и Испания находятся в состоянии войны…

– Я даже не подозревал, что мое выступление идет в прямом эфире. На мой мобильный телефон позвонил испанский журналист, попросил об интервью, я отказал ему, мотивировав это тем, что матч между нашими сборными будет не на жизнь, а на смерть. А до начала войны с противником переговоры не ведут. В Бразилии мы постоянно употребляем слова «смерть», «война» применительно к футболу, и ни у кого это не вызывает какого-то возмущения или протеста. Это – абсолютно нормально. А вообще-то очень непорядочно втайне записывать приватный телефонный разговор.

– В матче против Англии вас не удивила та решимость, с которой Рикарду взял на себя столь ответственную миссию нанести решающий удар?

– Рикарду бьет в «Спортинге» пенальти, и я еще ни разу не видел, чтобы он промахнулся.

Победа над англичанами заставила многих людей пересмотреть отношение к вам как к тренеру…

– После того как Португалия вышла в полуфинал, на меня посыпались предложения от многих клубов и сборных, но на все я ответил отказом. Где же они были раньше? Или я стал хорошим специалистом лишь после того, как вывел команду в число четырех лучших? Если бы Португалия не вышла из группы, меня бы назвали главным виновником случившегося, а если бы победили в финале, я бы стал всего лишь одним из сопричастных к успеху. Но я уже привык к этому…

Твердости ваших убеждений можно позавидовать, но далеко не всегда они были понятны. В частности, почему вы все время ставили в основу неудачливого Паулету, оставляя в запасе Нуну Гомиша?

– Я доверял Паулете потому, что знал: даже если он не забьет, то все равно выполнит огромный объем работы. Безусловно, ноль голов – показатель для нападающего катастрофический.

– Кто-нибудь из ваших подопечных сыграл ниже своих возможностей?

– Я не могу быть разочарован ни в ком из них, у каждого из них бывают неудачные дни. Я собираю команду, я выбираю тактическую схему, и основной состав определяю тоже я. Потому мне и нести ответственность за неудачи. Если я произвожу по ходу матча какие-то замены, это не означает, что уходящие с поля футболисты сыграли плохо. Я не устраивал никаких революций в команде, и, по сути дела, тактическое построение поменял только один раз. Все остальное – это замены, которых требовала игровая ситуация.

– И даже когда вы убрали с поля Фигу?

– Меня замучили вопросами о том, означает ли столь резкий уход Фигу с поля, что у нас с ним конфликт. Я прошу вас всех забыть о том эпизоде, поскольку он был чисто игровым, рабочим. Луиш ушел в раздевалку, где переживал за нас, как никто другой, вплоть до окончания серии пенальти. Когда бил Роналдо, он говорил: «Давай, парень, я с тобой». Фигу – это один из моих кумиров, и я восхищаюсь им и как игроком, и как личностью. – Криштиану Роналдо имеет шансы в будущем стать достойным преемником Фигу?

– Однажды я слышал, как Роналду давал интервью, и я увидел в нем не 19-летнего юношу, а умудренного опытом ветерана. За год, проведенный в «МЮ», и месяц в сборной он добился впечатляющего прогресса. И если он будет продолжать в том же духе, через несколько лет вполне сможет претендовать на роль одного из лидеров сборной.

– Может случиться так, что это бремя ляжет на его плечи гораздо раньше, ведь не секрет, что целая группа игроков подумывает об уходе из команды…

– Я не говорил ни с кем из своих футболистов на предмет их будущего в сборной, поэтому решение Руя Кошты, первым объявившего о завершении своей карьеры, стало для меня большой неожиданностью. Я до сих пор не могу найти соответствующего объяснения его поступку, и в будущем мне хотелось бы все-таки обсудить этот вопрос с ним наедине.

Новости. Футбол