Чистая работа Сколари

Хорошо Португалии: зазвала к себе домой Евро, перехватила с пылу с жару тренера у чемпионов мира – и все дела. И изжит комплекс тупиковой ветви родного ей бразильского футбольного древа. И раскатана дорожка к победам и славе.
news

ФУТБОЛ. ЕВРО-2004
ПОЛУФИНАЛ. ПОРТУГАЛИЯ – ГОЛЛАНДИЯ – 2:1

ПАС ВРАЗРЕЗ

Хорошо Португалии: зазвала к себе домой Евро, перехватила с пылу с жару тренера у чемпионов мира – и все дела. И изжит комплекс тупиковой ветви родного ей бразильского футбольного древа. И раскатана дорожка к победам и славе.

Легко Сколари: перетащил через океан чемпионский трафарет и нарисовал по нему португальскую копию под аккомпанемент благодарного «слушаем и повинуемся».

Нет ничего глупее этих штампов, которые наверняка отложатся в сознании по случаю первого в истории прорыва Португалии в большой финал. На самом-то деле жутко было Португалии. Потому что куда более искушенные и уравновешенные Германия, Англия, Голландия, накрывая стол для Евро, не извлекали из этого победных дивидендов. Вдвойне жутко было, потому что этот напыщенный и раздраженный Сколари ломал через колено хрупких и обидчивых звезд так называемого золотого поколения, плевать хотел на интересы и достижения «Порту», достояния нации. И выдавал под бразильско-чемпионские понты рекордно беспобедную серию.

И тяжко было Сколари. Его мотивацию после самой главной в жизни победы, одержанной со сборной Бразилии, трудно понять. Его запас тренерской воли трудно измерить. Эту твердыню под исторически ненадежным (то блеск, то треск) названием «Сборная Португалии» он сочинил, как музыку, нота к ноте, извлекши мелодию на свет из какофонии местных штампов.

Не ловите на противоречии между словами «твердыня» и «музыка». Сколари как раз соединил несоединимое. Его подход – не то что бразильский и не то что иностранный (не нам судить, насколько по-иностранному воспринимают португальцы бразильца). Его подход - это просто уход от штампов.

Тот самый «Порту», до которого, по словам Сколари, ему дела не было, послужил сборной становым хребтом. Я смотрел, как красно-зеленые в матче с Голландией открывались под пас, а больше даже – как они встречали атаки соперников (кто перекрывает, кто страхует, кто справа, кто слева и кто куда потом) – и футболки сборной отбрасывали полосатую тень «Порту». А за спиной Сколари мерещился Жозе Мауриньо. Карвальо, Нуну Валенте, Коштинья, Манише, Деко – это не находки Сколари. Это системное откровение Мауриньо. Всем им от 26 до 29 лет. Но перед Евро на их суммарном счету числилось вдвое меньше выступлений за сборную, чем у одного Фигу. И без этого станового хребта Сколари, я думаю, ничего бы на Евро не добился.

Но скорее всего и без поколения, которое можно назвать «лжезолотым», Сколари до финала не дошел бы. Он ведь что сделал? Он расплескал громкие имена, как никто из его коллег на чемпионате. Он, я бы даже сказал, грубовато отпихнул звезд на второй план, при этом от них не отказавшись. И вся эта звездная компания во главе с Фигу, разумеется, на Сколари обижалась. Но вот загвоздка. Почему-то Нуну Гомиш вышел – и забил испанцам, Руй Кошта вышел – и забил англичанам. И наконец Фигу, когда его уже и не очень ждали на поле, вышел против голландцев вдруг не уставшим, не обиженным, нет. Вышел как огурчик, вышел, будто впервые, и не то что делал игру, а делал все, и именно он сильнее всех мешал в концовке голландцам исполнять их бесконечные навальные штрафные.

Потом, после Евро, Сколари расскажет, как ему удалось так их всех построить и рассредоточить, так с ними поладить и так ими сманеврировать. Когда работают все детали и играет каждый штрих.

Новости. Футбол