Испанка Дасаева кричала: «О, черт!» но это, увы, не помогло ее мужу
ФУТБОЛ
ЕВРО-2004. ВЗГЛЯД С ТРИБУНЫ
«1:0 будет сегодня», – говорит Абрамович. В чью пользу, не уточняет.
Полуденную дрему курортного Альбуфейро рассекло зычное: «Оле-оле-оле-оле! Россия, вперед!» По пустынной – в такую жару все на пляже – улице шагают двое в футболках нашей сборной. Один отчаянно дует в дудку, второй размахивает российским флагом и орет.
– Что, уже в сторону стадиона подались?
– Не-а. Рано. Пока в супермаркет. За водкой.
Автобусы с нашими болельщиками съезжаются к стадиону со всей округи. Если испанцам до Фару рукой подать (могут приехать на игру прямо из дома), то нашим болельщикам волей-неволей пришлось оккупировать все отели в округе. За нами приехал автобус номер 13. Легкую панику усмиряет грузин Гиви в кепке-аэродроме и красной футболке с СССР на груди: «Вай, да это же счет матча. Испания – Россия – 1:3».
До игры еще три часа, а на подступах к стадиону уже толкотня. Народ топчется около трех шатров. В первом предлагают пробить по воротам, в которых огромная надувная пятерня не закрыла только «девятки», во втором – велосипедист исполняет роль белки в колесе, в третьем – торгуют футболками с символикой Евро-2004. Цены – от 18 до 34 евро. Испанцы толпятся, но покупают мало – дорого. Наши подходят, глядят снисходительно и отчаливают – на многих из них футболки и покруче.
С напитками в округе – труба. Ни тебе палаток, ни маркетов. Болельщики из Уренгоя скептически сравнивают: в Японии два года назад таких проблем не было.
На трибуны пропускают без российских мук: минут пятнадцать попаришься в толпе при входе к сектору, но дальше все вежливо и быстро: полицейский интеллигентно проверяет пакеты и сумки, скоренько проводит рукой по футболке и шортам – нет ли где чекушки – и вперед, на футбол.
А под трибунами полно лотков, и даже с пивом. Правда, безалкогольным.
На трибунах же – ба, знакомые все лица! Лев Лещенко, Анзор Кавазашвили, Михаил Шац, Валентин Иванов, Игорь Шалимов с Николаем Писаревым, Виктор Понедельник, жены футболистов… Если верить плакатам, тут тебе и болельщики из Питера, Торжка, Смоленска, Рязани, Бузулука, Екатеринбурга, с Кубани… Три здоровенных парня пританцовывают в бурках-чапаевках, на головах – буденновки из тех, что продаются для любителей бани на любом дачном шоссе Подмосковья.
Вдруг ярусом выше шум, суета. «Абрамович, Абрамович», – несется по рядам. Губернатор Чукотки как всегда скромно улыбается всем подряд, помахивая вялой ладонью. Кто-то кричит: «Абрамовича в президенты!» Роман заулыбался пошире. Вокруг него ни свиты, ни охраны. Если, конечно, не считать президента самарских «Крылышек» Германа Ткаченко. Подбираюсь поближе к VIP-ложе и через любителей автографов пытаюсь выведать у хозяина «Челси» главную тайну: «Роман Аркадьевич, какой сегодня будет счет?» Абрамович смущенно жмет плечами и продолжает расписываться на билетах и на футболках. Я не отстаю. После пятой попытки олигарх сдается: «1:0 будет сегодня». В чью пользу, правда, не уточняет.
Через пару минут на разминку выходят наши, и интерес к Абрамовичу мгновенно падает.
Российский гимн поют все – громко и задорно, благо у каждого второго его слова на спине футболки. Вряд ли когда-нибудь хор болельщиков был лучше.
Едва начинается игра, как сидящий справа вдрызг пьяный мужик – и как он не успел протрезветь?! – начинает «рулить» по мобильнику:
– Я тут сижу ближе к центру. Тут справа – испанцы, а слева – наши. Смотри – я с флагом, будут показывать, я буду махать.
При всяком мало-мальски опасном моменте у любых ворот он вскакивает и размахивает полотнищем, пытаясь привлечь к себе внимание телекамер и закрывая всем видимость. Весь первый тайм проходит в борьбе с этим идиотом.
В перерыве еще одно знакомое лицо: Мари, жена Рината Дасаева. Приехала на игру вместе с испанскими друзьями из Уэльвы. С ними Велли Касумов, бывший динамовец и лучший бомбардир чемпионата России начала 90-х. Узнав, что Мари – супруга тренера сборной, очередь за пивом мгновенно расступается. Увы, пиво безалкогольное, что расстраивает Мари. Ее испанские друзья и у буфета, и на трибуне ведут себя весьма скромно: как-никак в тылу врага. А Мари весь второй тайм как на иголках, то и дело вскрикивает: «О, черт!» Жаль, и это не помогло мужу и его команде.
…После игры народ уходит с трибун подчеркнуто дисциплинированно. Трезвым и молчаливым. Но чувства юмора не теряет:
– Братан, ты слышал, Евсеев португальский разговорник купил? Слово там одно ищет!