Ставка на зеро оказалась битой
ФУТБОЛ
ЕВРО-2004
Испания | 1 |
Россия | 0 |
С момента начала сбора перед Евро Георгий Ярцев дал четыре пресс-конференции. На каждой из них главному тренеру задавали один и тот же вопрос: «Какой результат устроит в матче с испанцами?» Ярцев повторял: «Любой положительный». Когда в субботу на поле «Алгарве» вышел один нападающий, стало ясно, что наиболее удобный вариант достижения этого положительного результата видится в нулевой ничьей. Но ставка на зеро оказалась битой.
Пишу эти строки в пресс-центре стадиона «Алгарве» спустя полтора часа после окончания матча, проигранного Россией в День России. Об этом, поверьте, много говорилось в Португалии применительно к игре. Ярцев, например: «Очень бы не хотелось, чтобы футболисты в эту бочку меда положили свою ложку дегтя».
От сборной требовали преподнести подарок: в данной ситуации – не проиграть. После таких 0:1, когда никто выше головы не прыгнул, а несколько игроков выглядели ожидаемо слабо (прежде всего Гусев и Булыкин), поражение не рассматривается как трагедия и даже как неожиданность. Команда просто сыграла так, как она это делала всю весну в товарищеских матчах.
Потому, наверное, и не было надрыва и траура в комментариях после игры – большинство футболистов разбирали эпизоды абсолютно спокойно. Не было и горького разочарования у болельщиков – российские фаны и не думали громить лавочки Фару и ресторанчики расположенной поблизости от Виламоуры.
О СЮРПРИЗЕ ЯРЦЕВА УЗНАЛИ ОТ ФЕТИСОВА
Каждый матч имеет свою предысторию. Летопись субботнего закончилась в зале для пресс-конференций «Алгарве» ровно за сутки до его начала, когда главный тренер нашей команды отвечал на вопросы журналистов. Отвечал, как всегда, достойно. И – находчиво. Вот вам пример. Когда кто-то из испанских коллег задал вопрос, что Ярцев думает об эротической съемке жен футболистов команды накануне турнира в одном из российских журналов, Георгий Александрович нашелся быстро: «Ничего не думаю – занимался в это время другим делом. Но у наших футболистов красивые жены, видимо, и фото получились очень хорошие».
У нас же была другая печаль – состав сборной, который оставался тайной. Но не до последних минут. Многое прояснила двухсторонка в «Браунс клабе» 9 июня.
Тогда в одной из команд играли Сенников, Евсеев, Смертин и Шаронов (линия обороны во встрече с испанцами). В другой – Мостовой, Аленичев, Измайлов, Алдонин и Гусев (полузащита в матче с испанцами).
На следующий день, 10 июня, я на пресс-конференции задал вопрос Александру Бородюку, одному из тренеров сборной: увидели ли мы фактически вариант стартового состава – по основной линии в каждой из команд? Бородюк тогда ответил привычным «это рабочие моменты».
Как оказалось, тот смешанный состав, который мы просмотрели во время открытой тренировки в Виламоуре, оказался за одним исключением основным. Об этом исключении бригаде «СС» за пару часов до начала матча поведал Вячеслав Фетисов. Главный спортивный чиновник России сказал уже на входе в пресс-центр: «Будем играть в четыре защитника, пять полузащитников и одного форварда». По сути, тайное стало явным.
Напомню – Ярцев в интервью «СС» говорил, что в воротах остановит свой выбор на Овчинникове, еще девять фамилий мы узнали на двухсторонке. Сложно было предположить, что Россия впервые при Ярцеве в официальных матчах сыграет в одного форварда. Даже при том, что сборную бы устроил любой положительный результат. Впрочем, форвард этот тоже угадывался – забивший всего один гол за всю российскую футбольную весну Булыкин остается фаворитом среди четырех нападающих из заявки. Но рассказывать о нем пришлось обстоятельно: какие песни, с какой группой, в каком стиле…
РОССИЯ В ЧЕТЫРЕ РАЗА ДЕШЕВЛЕ ИСПАНИИ
Тему составов закончу деньгами, точнее, суммами возможных трансферов. Один из немецких сайтов, довольно популярных в период чемпионата Европы, предложил свою трактовку стоимости команд – через цены нa ее игроков. Так вот, по оценкам экспертов, Испания занимает четвертое место по общей стоимости игроков – вся команда «тянет» на 259 миллионов евро. Главная звезда, естественно, Рауль – 45 миллионов.
Россия аккурат за Грецией на 13-м месте – 65 миллионов. Самый дорогой – Сычев с десятью миллионами.
Но деньги деньгами, а играть предстояло живым людям. В случае с испанцами перед игрой многие употребляли это слово с иронией – команда-то собрана практически на сто процентов из местных игроков, за плечами у которых длиннющий сезон в «примере». Тридцать восемь игр в чемпионате, плюс еврокубки и сборная – какие уж тут живые? Да и единственный не абориген в заявке Фернандо Морьентес тоже в «Монако» на печи не лежал. На этом фоне относительная свежесть большинства наших игроков была шансом – малюсеньким, но все-таки шансом.
РАДИМОВ ПООБЩАЛСЯ С МОРЬЕНТЕСОМ
Радимов, улыбаясь, общается в центральном круге с тем же Морьентесом, с которым играл одно время в «Сарагосе», Мостовой здоровается со всеми испанцами, Дасаева, который вместе с Бородюком выводит на разминку команду, приветствуют трибуны – обстановка перед игрой была вполне дружелюбная. Это на поле. На трибунах же – соревнование баннеров. «Но пасаран, Россия» – с испанской стороны, «Мы приехали побеждать» – с нашей. Война начинается!
Стартовый отрезок ее мы проиграем. За первые 6–7 минут команда всего раз переходит середину поля, а наглядным примером царившего на поле хаоса с нашей стороны становится столкновение у центрального круга Булыкина и Мостового. Столкновение нелепое – оба борются за верховой мяч друг с другом, и наш самый опытный игрок получает локтем в голову от Булыкина. Падает, возмущается и… видит стоящего рядом великана «Динамо»! Эпизод, согласитесь, характерный...
ГУСЕВ ПРОВАЛИЛ ИГРУ
Помните вопрос, который задали испанские коллеги Александру Мостовому перед игрой? Если нет, то напомню – в ответ на вопрос, кого бы из испанцев Царь взял в российскую сборную, первым он назвал Висенте. Мостовой как в воду глядел.
Левый полузащитник команды Иньяки Саеса в этот субботний вечер был вездесущ. Увы, но Ролан Гусев за отведенные ему 45 минут на своем фланге не смог противопоставить ему ровным счетом ничего. Более того, три из четырех желтых карточек в первом тайме российская сборная зарабатывает именно на Висенте – тот объезжает Гусева, словно на коньках-скороходах.
Едва не ставшую голевой передачу слева на Морьентеса делает – догадайтесь кто? Висенте! Как итог его творчества – замена Гусева. Ролан откровенно не попадает в игру. В защите на его фланге работает Евсеев, но впереди на этом фланге у нас просто беда. Более того, когда уже на 30-й минуте Ярцев поднимается и во второй раз подряд выговаривает Гусеву, становится очевидно, вместо кого выйдет разминающийся вовсю Радимов.
Армеец оказался не готов к игре на таком уровне – ни психологически, ни физически. Практически то же самое можно отнести и к Булыкину – форвард за всю игру создает всего один момент, когда его сбивает на подступах к штрафной Альбельда.
ВОСЕМЬ МИНУТ СЧАСТЬЯ
Впрочем, не лучше дела обстоят на других фронтах, за исключением, пожалуй, линии обороны и вратаря. Овчинников сыграл в нескольких эпизодах просто великолепно, а в том самом моменте с ударом Морьентеса в упор просто спас команду. А защита... Признаться, ее ругали так, как будто сознательно пытались соблюсти примету – как ругают перед экзаменом студента. Ругали, как оказалось, не зря, потому что примета в общем и целом срабатывает.
Смертин и Шаронов достаточно грамотно разделили зоны, и, за исключением двух эпизодов по первому тайму, к обоим больших претензий нет: об ударе Морьентеса речь уже заходила, а еще в одном эпизоде Шаронов упускает Рауля – и тот ударом левой едва не попадает в дальний угол. И, по большому счету, все – голевых моментов испанцы в первом тайме больше не создают.
А все тот же Смертин становится со временем более заметен в подыгрыше. Забегая вперед, скажу еще, что по итогам первых двух матчей Евро Алексей занимает первое место по количеству отборов мяча на этом чемпионате – 17 раз он отвоевывал мяч у соперника.
Более заметен – говорю прежде всего об отрезке с 37-й по 45-ю минуту: сборная в эти восемь минут выдала лучший пока свой футбол на этом чемпионате. Великолепный рейд, уйдя сразу от трех защитников, совершает Аленичев – как жаль, что ему не удалось переиграть Касильяса!
Следующий свой голевой шанс полузащитник «Порту» упускает уже под звучное «Шайбу» российских болельщиков и аплодисменты сидящего в VIP-ложе Романа Абрамовича – Аленичев на углу штрафной убирает мяч под себя и бьет в ближний угол. Касильяс снова выручает.
С уходом Гусева во втором тайме, безусловно, лучший наш игрок в первом тайме уходит на правый фланг, а в паре с Мостовым начинает действовать Радимов. Пара плеймейкеров играет слишком медленно, а первые минуты второго тайма напоминают первый – разве что скорости чуть ниже.
ВАЛЕРОН ЗАБИЛ ТРЕТЬИМ КАСАНИЕМ
Российская ставка на зеро оказалась бита на 60-й минуте при любопытных обстоятельствах.
После своего выхода на замену Валерон пробыл на поле не больше минуты. Получение мяча – первое касание, перевод его с правой «тещиной» ноги под родную левую – второе касание, удар – гол.
За неполную проведенную на поле минуту Валерон сделал то, что не удалось ни Раулю, ни Морьентесу… Алгоритм его гола прост, если бы не одно «но» – дело происходило в центре штрафной, метрах в 7–8 от ворот. Ближним к Валерону игроком был Смертин, и как бы ни здорово смотрелся наш капитан в целом по игре, в этом моменте за бьющим не уследил именно он.
ОЧЕНЬ ПЛОХАЯ КОНЦОВКА
Да-да, именно так – когда полузащитник «Депортиво» забивал свой четвертый гол за сборную, в Москве только-только начался новый день.
13 июня – праздничный день уже закончился, но новый день для сборной все же особый, день рождения ее тренера Рината Дасаева. 13-го сборная могла проиграть и крупнее – чего стоит хотя бы момент, когда Шаронов лишь ценой нарушения останавливает Торреса на границе штрафной. Кстати, нарушение у нашего защитника оказалось всего вторым в матче – и оба были наказаны желтыми карточками и в итоге удалением с поля…
В конце второго тайма Россия выглядела плохо («Очень плохо», – уточнит после матча Смертин) и могла проиграть крупнее. При сохраняющихся шансах на выход в плей-офф (в то, что ничего еще не потеряно, заставляют поверить греки, обыгравшие португальцев) это было бы совсем худо.
Впрочем, и сейчас ничего страшного не произошло – в конце концов ничего еще не закончилось. Но теперь уже следующий матч становится ключевым, и ставить на зеро в нем не будут ни португальцы, ни мы.
Если мы, конечно, хотим выйти в плей-офф.