Игорь Яновский: Мы с нашим тренером слушаем природу
ФУТБОЛ. ЧЕМПИОНАТ РОССИИ
Игорь Яновский – футболист для Владикавказа особый во всех отношениях. Чемпион России-95 в составе «Алании». Действующий чемпион России в составе ЦСКА. И наконец, человек, поигравший во Франции – на родине нынешнего главного тренера клуба. С вопроса о том, как игроки адаптировались к требованиям Ролана Курбиса, и началась наша беседа с лидером «Алании».
– Как футболисты «Алании» восприняли переход на линейную систему защиты, которую практикует Ролан Курбис?
– Я позже Курбиса пришел в команду, поэтому о первой реакции сказать ничего не могу (улыбается). Но не думаю, что у кого-то глаза полезли на лоб – это весьма популярная в настоящее время схема. Правда, раньше «Алания» в линию не играла и требовалось определенное время, чтобы футболисты к этому привыкли.
– Главный тренер «Алании» – из Франции, о которой вы тоже знаете не понаслышке. Можно ли сказать, что «Алания» взяла на вооружение типичную для этой страны систему обороны?
– Думаю, да. В принципе, сейчас и в России многие клубы переходят на эту систему – 4-4-2 в линию. По ней же играют и многие клубы в Европе.
– Какие требования предъявляет Курбис к игрокам обороны?
– Каждый тренер строит команду по-своему, проводит тактические занятия, объясняет, как он видит линии: среднюю, защиту, атаку. Пытается передать игрокам свое видение игры. Курбис сразу сказал, что хочет укрепить оборонительные порядки и тем самым заложить прочную базу под созидательную игру в середине поля и впереди. Ведь защита – это первый эшелон нападения. Например, вратарь или защитник перехватывает мяч и посылает его на другой фланг. Этот пас может стать началом хорошей атаки.
– Вы выступали во Владикавказе еще в середине 1990-х годов, когда «Алания» добивалась самых значительных достижений в своей истории. Как изменилась с тех пор игра команды?
– Тогда была совсем другая схема – 3-5-2. Да и игроки-исполнители были другими, так что сравнивать, проводить параллели трудно. Но плюсы есть в любой схеме. Курбис, кстати, говорит, что не претендует на истину в последней инстанции, играя по какой-то системе, но предпочитает такую, по которой мы сейчас действуем.
– Каковы конкретно ваши функции в игре команды?
– У меня много функций (улыбается). Я играю на нескольких позициях, так что задача зависит от того места на поле, на котором я в данный момент нахожусь. Чаще всего играю опорного центрального полузащитника, иногда выдвигаюсь вперед и больше помогаю нападению.
– Какой матч можете назвать лучшим в этом сезоне для себя и для команды с точки выполнения тактических задач, поставленных Курбисом?
– Выделить какой-то один матч для себя не могу. Для команды, наверное, лучшей была игра в Волгограде («Алания» выиграла 1:0. – Прим. ред.). Очень эмоциональной оказалась последняя победа – над «Кубанью» 3:2, когда мы забили на предпоследней минуте. Ну и с «Торпедо-Металлургом» (1:0) неплохо сыграли. Тогда мне пришлось перейти из центра поля на левый фланг защиты, что в итоге, наверное, помогло сохранить победный счет.
– «Алания» здорово выглядит в обороне, но мало забивает. Можно ли сказать, что атакующая, немного даже авантюрная игра команды – в прошлом?
– Что значит авантюрная? (Смеется.) Курбис пока больше внимания уделяет обороне, поэтому команда немного пропускает. Ну а то, что мало забивает, – частично сказывается отсутствие ключевых игроков атакующего плана. Кроме того, пока ведется поиск оптимального состава. Однако в нынешнем сезоне мы не так уж часто проигрывали середину поля. Навскидку – только «Сатурну» и в меньшей степени ЦСКА.
– Вы были знакомы с Курбисом до вашей встречи в «Алании»?
– Я лично Курбиса не знал, но слышал, естественно, о нем многое. А еще прочитал в газетах, что однажды играл против его команды («Пари Сен-Жермен» Яновского сыграл 0:0 с «Марселем» Курбиса. – Прим. ред.). Это было для меня открытием – сам я этого не помню. (Смеется.)
– Вы, как человек, поигравший во Франции и знающий язык, помогаете в общении между тренером и футболистами?
– Бывает, что приходится помогать. У нас есть два переводчика, и если в каких-то футбольных вопросах они не до конца разбираются – немножко поправляю. На тренировках при необходимости обращаются ко мне. А вообще Курбис очень эмоциональный человек, и его жесты и мимика в переводчике не нуждаются (улыбается).
– Курбис ко всему прочему обладает хорошим чувством юмора. Это отражается на атмосфере тренировок?
– На тренировках обстановка не напряженная, но Курбис сохраняет и поддерживает серьезный настрой. Он старается даже через переводчика передать эмоциональный заряд, чем-то похожий на газзаевский. Курбис – человек достаточно ироничный и часто шутит. Слушать его всегда очень интересно. Что касается тренировочной работы, то она отличается от той, которая принята в России. У нас главный тренер обычно занимается всем сразу. А в «Алании» все упражнения планирует и готовит помощник тренера Драган Цветкович. Курбис же в основном занимается тактической работой, командным настроем, организацией коллектива. Когда в Бору готовились к игре с ЦСКА, гуляли всей командой по лесу, природу слушали.
– Нынешнее место отражает реальную силу команды?
– Думаю, нам еще не удавалось показывать то, на что мы способны, хотя три матча мы и выиграли. Рассчитываю, что постепенно прибавим и, если получится, войдем в пятерку. Результат в конечном счете всегда от заложенного в него труда зависит. Удача здесь ни при чем. Если ты не попал в ворота, это не значит, что тебе не повезло. Это значит, повезло сопернику, а тебе не хватило мастерства (смеется).