Наш человек из Монте-Карло
ФУТБОЛ. ЛИГА ЧЕМПИОНОВ
1/2 финала. Ответный матч
ЭКСКЛЮЗИВ «СС»
«МОНАКО» АЛЕКСЕЯ ФЕДОРЫЧЕВА ГОТОВ ДОБИТЬ В ЛОНДОНЕ «ЧЕЛСИ» РОМАНА АБРАМОВИЧА
Cегодня на поле стадиона «Стэмфорд Бридж» выйдут две суперкоманды – «Челси» и «Монако». Обе они могут считаться частично российскими. И если о владельце лондонского клуба Романе Абрамовиче писали уже не раз, то имя Алексея Федорычева – главы компании «ФЕДКОМИНВЕСТ», единственного спонсора монегасков, нашим болельщикам почти неизвестно. Господин Федорычев любезно согласился побеседовать с корреспондентом «СС» накануне матча его «Монако» в Лондоне.
Кто знает, может, так и не увидело бы «Монако» денег российского предпринимателя, если бы спортивная карьера Алексея Федорычева сложилась по-другому. В родном Красногорске он играл за «Зоркий», причем как в футбол, так и в хоккей с мячом. В 1971 году, когда пришла пора служить в армии, Алексей оказался в дубле московского «Динамо». Пробиться в основной состав именитого клуба Федорычеву не удалось. Он уехал на Украину, которая через несколько лет станет основным поставщиком сырья для «Федкоминвеста» — будущего спонсора «Монако».
— Выступал за «Кривбасс» из Кривого Рога, — вспоминает Федорычев. – Но ни о каком серьезном бизнесе тогда еще не думал. Вопрос стоял проще: чем заниматься после футбола?
— Спортсмены после завершения карьеры нередко не могут найти себя в обычной жизни. Вам это удалось. Поделитесь рецептом?
— Думаю, большую роль сыграла удача. Футболистов, когда они в расцвете сил, всегда окружает множество друзей-приятелей. Вот только потом мало кто из них остается рядом. Мне в этом отношении повезло. Добрые люди посодействовали – устроился в «Мостехобслуживание». Занимался знакомым каждому советскому автолюбителю делом – ремонтировал «Жигули». И ни капли не понимал в тех самых удобрениях, которыми занимаюсь десять последних лет.
БАРТЕРНЫЙ БИЗНЕС
Начало 1990-х годов – сумасшедшее время для России. Именно оттуда пошли миллиардные состояния будущих олигархов, которые не стеснялись захватывать активы крупнейших нефтяных и металлургических компаний. У Алексея Федорычева бизнес начался гораздо проще. Благодаря бартеру.
— В то время мои знакомые создали фирму, которая поставляла за границу лес и шпалы для железных дорог, — рассказывает Алексей. – В один прекрасный момент партнеры перестали с ними рассчитываться. Сколотили наспех делегацию, в которую попросили войти и меня, и поехали выяснять обстановку. Выяснять было нечего – денег, как обычно, у получателя не оказалось. Зато они предложили вместо шпал апатитовый концентрат. Так и начался наш бизнес. Через год мы обрабатывали уже 2,5 миллиона тонн этого сырья.
— А как образовался «Федкоминвест»?
— Когда мы поняли, что на удобрениях можно зарабатывать деньги, мы собрали в Будапеште всех заинтересованных лиц и провели конференцию. На ней обо всем и договорились.
«РУССКИЙ МАФИОЗИ»
Как ни странно, максимальный интерес к российским удобрениям, которые производил «Федкоминвест», проявили африканские страны Тунис и Марокко. Для удобства основной офис фирмы переехал в Монако. «Все клиенты – через дорогу», — смеясь, намекает на Средиземное море Федорычев.
— И все-таки как и почему вы стали спонсировать «Монако»?
— Во-первых, я люблю футбол. Во-вторых, мы уже стали считаться серьезной компанией. Нужна была реклама. Нам приходилось общаться даже с главами правительств, и если они знали, что ведут переговоры со спонсором известного футбольного клуба, то относились к нам с гораздо меньшей настороженностью.
— Знаю, что вы даже хотели стать акционером «Монако». Однако при всех ваших заслугах перед княжеством в газетах тут же устроили кампанию под условным названием «Федорычев – русский мафиози». Не обидело такое отношение?
— Кто-то мне даже посоветовал гордиться этим. Мол, наших, русских, везде боятся, а следовательно, уважают. На самом деле тут все было предельно ясно. Никто не хочет отдавать свои рынки чужому капиталу. Тут же раздувается шумиха вокруг «нелегальных» денег, устраиваются проверки, создаются комиссии, которые не находят никаких нарушений. Перед тобой извиняются, но если вопрос о вхождении в число акционеров поднимется вновь, нет никаких гарантий, что не начнется то же самое.
МОРЬЕНТЕС НАМ НУЖЕН!
Между тем, финансовое положение «Монако» становилось критическим. В сезоне 2001-02 дефицит клубного бюджета составил 53 миллиона евро. Те самые, которые был готов заплатить за акции «Монако» «Федкоминвест». Команде запретили покупать новых игроков без согласия французской лиги. Более того, ей грозил перевод в низший дивизион.
— Совсем недавно мы обеспечили все требуемые финансовые гарантии. Две недели назад пришло подтверждение о том, что они приняты, — говорит Федорычев. – Теперь можно более спокойно вести как селекционную, так и всю клубную политику.
— В этой связи многих интересует, останется ли в команде Фернандо Морьентес, взятый в аренду у «Реала»?
— Не в курсе всех нюансов, но могу вам твердо сказать: мы уже направили оферту, то есть официальное предложение, испанскому гранду о выкупе контракта этого нападающего. На мой взгляд, этот блестящий игрок очень пригодился бы «Монако» в будущем.
— Вы предоставляете «Монако» 3,5 миллиона евро ежегодно. При этом считаетесь единственным спонсором клуба. На какие же средства живет княжеский клуб? Ведь бюджет любого клуба российской премьер-лиги минимум в полтора раза выше!
— Помимо финансовой помощи от «Федкоминвеста», «Монако» получает 10—12 миллионов в год от Федерации футбола Франции. Ведь в чемпионате этой страны играют не Коля с Васей, а клубы, интересные телевизионным компаниям. Они предлагают за право транслировать чемпионат Франции серьезные деньги, которые потом поровну делятся между клубами, независимо от занятого места. Кстати, в будущем сезоне эта сумма возрастет еще на несколько миллионов.
— Во французской прессе нередко поднимаются разговоры о налоговых привилегиях, которые получает «Монако» по сравнению с другими клубами Франции. Насколько эти разговоры обоснованны?
— В княжестве Монако никто не платит налога с частных денег. С этой точки зрения у нашего клуба действительно есть преимущество. Но в то же время во Франции детские спортивные школы спонсирует государство, а в Монако – клуб. У нас на матчи приходит максимум по 20—25 тысяч зрителей, в Лионе, Марселе – намного больше. Соответственно и прибыль от продажи билетов у нас заметно ниже. Если вести речь о равноправии, то нужно всего-навсего изменить конституцию Франции. Или Монако.
ПРАЗДНИК В МОНАКО
Если конституцию Франции ради «Монако» пока никто пересматривать не собирается, то конституцию европейского футбола, видимо, придется. По крайней мере, монегасков в полуфинале Лиги чемпионов не ждал никто. Особенно после того, как в предыдущем раунде им достался мадридский «Реал».
— Если честно, то мне многие успели выразить свои соболезнования еще даже до первого матча, — признается Алексей. – А уж когда «Реал» выиграл первый матч 4:2… Хотя лично у меня мелькнула шальная мысль, что гол Морьентеса, забитый в самом конце в Мадриде, в итоге может оказаться решающим. Конечно, нам повезло – «галактикос» вышли на ответный матч абсолютно ненастроенными. В тот день в Монако был настоящий праздник!
— А какие чувства возникли, когда в следующем раунде вам досталось «Челси»? Для вас принципиально победить команду Романа Абрамовича?
— Для меня, как и для «Монако», принципиально победить. И то, что «Челси» — команда Абрамовича, с которым я, кстати, познакомился на первом полуфинальном матче, в данном случае не играет никакой роли. Наоборот, немножко жалко, что наша встреча не случилась в финале. Точно так же жалко было, и когда в соперники «Монако» выпал «Локомотив». В любой другой встрече я бы симпатизировал российской команде, но против «Монако» болеть не могу.
— В ответной игре с англичанами вы как болельщик могли бы что-нибудь посоветовать наставнику монегасков Дидье Дешаму?
— Подозреваю, что Дешам немного лучше разбирается в футболе (смеется). Я с большим уважением относился к нему как к футболисту и не меньше уважаю его как тренера. На мой взгляд, его огромное достижение в том, что он привил футболистам ту же неуступчивость и жажду борьбы, которыми отличался он сам. Что касается тактики «Монако» на ответный матч с «Челси», то, очевидно, нам придется выдерживать отчаянный натиск хозяев. Проиграв 1:3, «Челси» поставил себя на край пропасти.
— Вы угадали счет второго матча «Монако» с «Локомотивом», когда ваша команда выиграла 1:0. Рискнете сделать прогноз на ответный поединок с «Челси»?
— Ох, тяжелый вопрос. Скажу так. Мне кажется, довольно долго будет держаться счет 1:1. И кто забьет второй гол, тот и выйдет в финал.
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
Алексей Федорычев живет в Монако, стране казино и гонок «Формулы-1», с 1994 года. Но юношеская любовь – московское «Динамо» — до сих пор вызывает в нем ностальгические чувства. Именно поэтому он в этом году снова стал главным спонсором динамовцев – как и несколько лет назад, когда клубом руководил Николай Толстых. Объяснить этот поступок иначе как любовью к футболу сложно — «Динамо» знают в Европе гораздо меньше, чем «Монако», и рекламу «Федкоминвеста» на бело-голубых футболках увидят скорее в Казани и Перми, чем в Тунисе и Марокко.
— Вы верите в то, что «Динамо» через несколько лет тоже будет играть в полуфинале Лиги чемпионов?
— За свою жизнь я убедился, что в мире нет ничего невозможного, – усмехнулся миллионер на другом конце провода. – Поживем – увидите.
ЧЕЛСИ – МОНАКО
СЕГОДНЯ. 22.45. (МСК).
Первый матч – 1:3.
5 мая. Лондон.
Стадион «Стэмфорд Бридж». 22.45 (время московское)
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ СОСТАВЫ
Челси: Кудичини, Бридж, Терри, Хут, Мельхиот, Джо Коул, Лэмпард, Жереми, Гронкьер, Хасселбайнк, Гудьйонсен.
Монако: Рома, Ибарра, Родригес, Живе, Эвра, Бернарди, Э.Сиссе, Пласил, Морьентес, Жюли, Нонда.
ДИСКВАЛИФИЦИРОВАНЫ
Челси: Дезайи, Макелеле.
Монако: Зикос.
ПРОПУСКАЮТ ФИНАЛ В СЛУЧАЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Челси: Кудичини, Муту, Терри.
Монако: –