Магнат и кальчо
ЧЕМПИОНАТ ИТАЛИИ. 31-й ТУР
РУПЕРТ МЭРДОК УСТАНАВЛИВАЕТ ПРАВИЛА В ИТАЛЬЯНСКОМ ФУТБОЛЕ
В 70-е годы во время воскресных футбольных матчей улицы итальянских городов вымирали и, по статистике, в стране практически не совершалось преступлений. К трем часам тиффози устремлялись к телевизорам и радиоприемникам. На два часа страна превращалась в один огромный стадион.
РЕВОЛЮЦИЯ МЭРДОКА
Увы, все это в прошлом. Телевидение, которое тридцать лет назад сделало кальчо спортом №1 в Италии, теперь стало его безальтернативным хозяином. Добившись массовости, оно постепенно, но весьма решительно увело футбол в сферу кодированного платного вещания. Не смея нарушить традицию и отказаться от воскресной футбольной дозы, большая часть тиффози отправилась в магазины за декодерами и телевизионными тарелками. Платное ТВ в Италии прижилось, чем не преминул воспользоваться медийный магнат Руперт Мэрдок, который запустил на местный рынок Sky TV. И не только запустил, но и активно пытается перекроить его на свой английский фасон.
По существу Мэрдок задумал своеобразную революцию. Ему показалось недостаточным то, что матчи каждого тура итальянского чемпионата играются, опять же по требованию телевизионщиков, в субботу и воскресенье. Начиная со следующего сезона Sky TV планирует перезаключить контракты с клубами с тем, чтобы в 2005 году завершить перестройку итальянского первенства, разбив каждый тур на три дня. Итальянские журналисты окрестили этот проект «разрубленным футболом». В серии А, например, планируется проведение двух субботних матчей в 18.00 и 20.30, как это уже происходит сейчас. Затем в воскресенье одна из игр будет начинаться в полдень или в 13.00, пять матчей — в 15.00 и один — в 20.30. Тур должен завершаться, как и в английской премьер-лиге, в понедельник встречей в 20.30.
ТИФФОЗИ ПРОТИВ
Новшества, разрабатываемые в недрах телеимперии Мэрдока, не нравятся итальянским болельщикам. Сейчас они, сообщает газета Libero, разрабатывают программу борьбы против готовящихся реформ. В Италии ожидаются массовые манифестации и марши протеста.
Однако, судя по всему, недовольство масс мало тревожит руководителей Sky TV, стремящихся установить монополию на телепоказ итальянского клубного футбола. Вкладывая огромные деньги в покупку эксклюзивных прав, Мэрдок требует от руководителей клубов строжайшего соблюдения контрактов, фактически подчиняя их своему диктату. Последним ничего не остается делать, как брать под козырек. Платное телевидение является для большинства команд единственным источником средств, обеспечивающим их существование в условиях острейшего финансового кризиса, который переживает кальчо. В свою очередь Мэрдок стремится именно за счет футбола добиться увеличения зрительской аудитории в Италии и довести число своих абонентов до 4 миллионов. При этом он даже решил потеснить на футбольном телерынке государственный канал RAI TV. Так, при заключении нового контракта с Lega Calcio — Футбольной лигой, отвечающей за проведение чемпионата в сериях А и В, руководители Sky TV намерены потребовать запрета на демонстрацию другими каналами фрагментов матчей до 20.00 воскресенья. Таким образом, «вне игры» окажется традиционная воскресная передача первого канала RAI TV «90-я минута», которая выходит в эфир в 18.00.
Италия — в шоке, но, как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку.
ЛЮБОПЫТНО
По мнению британской газеты «Гардиан», Руперт Мэрдок является самым влиятельным человеком на планете в области спорта. В списке 50 знаменитостей медиа-магнат опережает таких известных людей, как президент ФИФА Йозеф Блаттер (2-е место) и бывший президент МОК Хуан-Антонио Самаранч (3-е).
Мэрдок никогда профессионально не занимался спортом и не возглавлял спортивных федераций. Однако его компания владеет правами на показ матчей английской премьер-лиги и главных турниров по регби. И вот теперь Мэрдок будет решать, в какой день транслировать, скажем, матч с участием «Милана», владельцем которого является Сильвио Берлускони, занимающий в списке «Гардиан» 15-е место.
ЦИФРЫ
12 миллиардов долларов – в такую сумму оценивается медиа-империя Мэрдока «News Corporation».
20 газет, 25 журналов и 12 телеканалов принадлежат австралийскому магнату.
1 миллиард долларов — такая сумма фигурировала в переговорах Мэрдока с владельцами канала НТВ+, в который входят НТВ+Футбол и НТВ+Спорт.