Удовольствие ниже среднего

Каждую весну российский болельщик ждет начала футбольного сезона, чтобы прийти на стадион. Перед игрой болельщик подвергнется тщательному досмотру с элементами эротики, затем, глядя на борьбу футболистов с мячом и полем, промокнет под дождем, а после буд
news

ФУТБОЛ
ПРЕМЬЕР-ЛИГА

ПЯТЬ ЗВЕЗД ПО ШКАЛЕ «СС» НЕ ЗАРАБОТАЛ НИ ОДИН СТАДИОН ПРЕМЬЕР-ЛИГИ

Каждую весну российский болельщик ждет начала футбольного сезона, чтобы прийти на стадион. Перед игрой болельщик подвергнется тщательному досмотру с элементами эротики, затем, глядя на борьбу футболистов с мячом и полем, промокнет под дождем, а после будет сидеть два часа в ожидании, когда добрые милиционеры откроют выход с арены. Получив полный набор удовольствий, болельщик пойдет домой. Пешком, потому что общественный транспорт уже закончил свою работу… Через месяц после начала чемпионата страны «Советский спорт» провел анализ того, как на стадионах команд премьер-лиги заботятся об игроках, любителях футбола и журналистах.

****

«ЛОКОМОТИВ» (МОСКВА), «ЛУЖНИКИ» (МОСКВА), «САТУРН» (РАМЕНСКОЕ)

Как перед каждым сезоном известен круг фаворитов на медали, так даже без всякого рейтинга можно определить тройку лучших стадионов России.

В число «призеров» попали стадионы, к которым, без сомнения, подходит эпитет «современный». Главные преимущества «Локомотива» и «Сатурна» – их потрясающая футбольная атмосфера. Отсутствие беговых дорожек обеспечивает неизменный эффект присутствия. В «Лужниках» поле лучше наблюдать с биноклем, зато футболисты бегают чистые и красивые, потому что искусственный газон не пачкается. На всех стадионах-медалистах заботятся о зрителях и журналистах. Это проявляется как в наличии козырьков над трибунами, так и в присутствии в пресс-центре работающих телефонов. К сожалению, на других аренах такое бывает не часто.

***

«ПЕТРОВСКИЙ» (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ), «МЕТАЛЛУРГ» (САМАРА)

Питер и Самара из сезона в сезон ведут борьбу за звание самого футбольного города России.

«Зенит» и «Крылья» никогда не жаловались на отсутствие поддержки. Зрителя здесь любят и лелеют. Если в других городах внимание к болельщикам выражается в раздевании их до трусов при проходе на стадион, то здесь ему разрешают пить пиво на трибунах, проносить фаеры, петь песни и на большом табло наблюдать за игроками любимой команды в раздевалке. Все это с лихвой компенсирует риск промокнуть до нитки в случае дождя.

**

«СПАРТАК» (ВЛАДИКАВКАЗ), «ОЛИМП-XXI ВЕК» (РОСТОВ), «ДИНАМО» (МОСКВА)

Славное прошлое не заставит траву расти быстрее, а от миллионных бюджетов наших клубов болельщикам веселее не становится.

Во Владикавказе выигрывались чемпионаты, в Ростове – кубки, а в Петровском парке и вовсе в каждом уголке веет историей. Но на дворе уже XXI век и для того, чтобы соответствовать его требованиям, недостаточно указать это в названии стадиона. Хотя в Ростове- на-Дону уже передвинули Западную трибуну вплотную к полю и собираются проделать то же самое с остальными. Однако кроме чествования ветеранов и награждения детских команд для болельщиков нет никаких развлечений. На «Спартаке» также не могут похвастаться работой со зрителем, а на «Динамо» газон напоминает проселочную дорогу. При том, что на нем играет команда, бюджет которой составляет 20 миллионов долларов.

*

«ШИННИК» (ЯРОСЛАВЛЬ), «КУБАНЬ» (КРАСНОДАР), «РОТОР» (ВОЛГОГРАД)

В Ярославле и Волгограде пошли по самому простому пути, чтобы привлечь зрителя, – снизили до минимума цены на билеты.

Однако первые при этом забыли о футболистах (такое ощущение, что поле вспахали и оставили «под паром» до следующего сезона), а вторые – о самих болельщиках. Туалет в Волгограде один, милиционеры при обыске «подбадривают» непечатными выражениями. Да и журналисты сидеть и писать одновременно за специальными столиками могут только при наличии гимнастической подготовки.

«ЦЕНТРАЛЬНЫЙ» (КАЗАНЬ), «ЗВЕЗДА» (ПЕРМЬ), «ТОРПЕДО» ИМ. СТРЕЛЬЦОВА (МОСКВА)

На стадионе принято играть в футбол. На зеленом газоне, который на аренах-аутсайдерах последний раз видели только в макете.

Каждый матч в Казани, Перми или на Восточной улице сопровождается ахами и охами приезжих тренеров на пресс-конференции. Но местные тренеры приспособились играть на разбитых полях и сочувствовать коллеге в присутствии журналистов. Кстати, условия для прессы на этих стадионах – ниже всякой критики. Хотя начинание «металлургов» поить журналистов в перерыве чаем стоит отметить. Без этого акулам пера было бы трудно удерживать в руках ручку и диктофоны.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Юрий СЕМИН, главный тренер «Локомотива» (о поле в Казани на стадионе «Центральный»):

– Не понимаю, как на таком поле могут проходить игры чемпионата России?! Оно годится разве что для проведения матчей коллектива физкультуры. О какой технике на нем можно говорить, о какой тактике?! «Рубин» еще долго будет мучиться на таком газоне.

Петр БЫСТРОВ, полузащитник «Сатурна» (о поле во Владикавказе на стадионе «Спартак»):

– На сегодняшний день это лучший газон, на котором приходилось играть команде. По крайней мере, на нем растет трава и футболистам не приходится спотыкаться о кочки или поднимать клубы пыли.

Дмитрий БУЛЫКИН, нападающий «Динамо» (о поле в Ярославле на стадионе «Шинник»):

Одним словом – огород! Бытует мнение, что профессионал должен хорошо играть при любых обстоятельствах. Но как это ни печально, даже самый лучший технарь на таком газоне не покажет высоких результатов.

Войцех КОВАЛЕВСКИ, голкипер «Спартака» (об искусственном газоне «Лужников»):

Конечно, есть отличие от тех полей, на которых мы играли. Но в это время года проводить матчи на синтетике – самый оптимальный вариант.

Руслан ПИМЕНОВ, нападающий «Локомотива» (о поле в Раменском на стадионе «Сатурн»):

– В сравнении с другими полями в Раменском неплохой газон, немного тяжелый, но если учесть погодные условия в марте-апреле в России, вполне приемлемый.

Александр КЕРЖАКОВ, нападающий «Зенита» (о поле на стадионе «Динамо»):

– Наверное, это беда не только стадиона в Петровском парке. Весной многие поля в плачевном состоянии. А что делать? Нам приходится выходить и играть.

Название

Качество газона

Удобства для болельщиков

Работа со зрителем

Безопасность

Удобство подъезда

Заполняемость (%)

Стоимость билетов (р)

Расстояние от трибун до поля

Условия для прессы

Условия для команд

Итого

«Локомотив», Москва

9,0

8,0

9,0

8,0

7,0

2,5 (26%)

8,5 (50-150)

8,5

7,0

10,0

77,5

«Сатурн», Раменское

7,0

8,0

7,5

7,0

4,5

7,0 (72%)

7,5 (50-150)

10,0

8,0

10,0

76,5

«Лужники», Москва

10,0

8,0

7,0

9,0

10,0

2,0 (11%)

6,0 (50-500)

4,5

9,0

10,0

75,5

«Петровский», Санкт-Петербург

5,0

7,0

9,0

6,5

10,0

10,0 (101%)

5,5 (50-350)

5,5

6,0

8,0

72,5

«Металлург», Самара

6,5

5,0

10,0

8,0

5,0

7,0 (71%)

7,0 (50-130)

5,5

5,0

8,0

67,0

«Спартак», Владикавказ

7,5

6,0

4,0

6,5

6,0

7,0 (71%)

8,5 (50)

6,0

5,5

7,0

64,0

«Олимп-XXI век», Ростов-на-Дону

6,5

5,5

6,5

5,5

6,0

7,5 (76%)

6,5 (70-150)

6,5

5,5

7,5

63,5

«Динамо», Москва

4,0

6,0

7,0

8,0

10,0

2,5 (25%*)

4,5 (80-600)

5,0

8,0

8,0

63,0

«Шинник», Ярославль

3,0

4,5

6,0

7,0

8,0

5,0 (49%)

8,0 (25-90)

5,5

7,0

8,0

62,0

«Кубань», Краснодар

7,0

5,5

4,0

8,0

6,0

5,0 (52%)

6,5 (60-200)

5,0

6,0

9,0

62,0

«Ротор», Волгоград

8,0

2,0

0,0

5,0

8,0

8,0 (79%)

9,0 (30)

5,5

6,0

9,0

60,5

«Центральный», Казань

3,0

5,5

2,0

5,0

9,5

4,0 (39%)

7,0 (50-150)

6,5

5,5

9,0

57,0

«Звезда», Пермь

3,5

5,0

3,0

6,0

5,0

9,5 (95%)

7,5 (до 100)

5,5

2,0

7,0

54,0

«Торпедо» им. Э.Стрельцова, Москва

2,5

5,0

6,5

5,5

6,0

5,0 (52%**)

8,0 (0-300)

6,0

3,0

5,0

52,5

* 24% на матчах «Динамо», 26% – ЦСКА. ** 25% на матчах «Тор-Мета», 80% – «Спартака».

Новости. Футбол