Последняя тайна Сфинкса

Футбол давно стал политикой. А футбольные политики – такие дипломаты, что ООН отдыхает. Все говорят о помощи Африке – футбольные чиновники делают.
news

ЧМ-2010

В МАЕ РЕШИТСЯ, СТАНЕТ ЛИ ЕГИПЕТ ХОЗЯИНОМ БУДУЩЕГО ЧЕМПИОНАТА МИРА

Футбол давно стал политикой. А футбольные политики – такие дипломаты, что ООН отдыхает. Все говорят о помощи Африке – футбольные чиновники делают. Пообещав провести чемпионат мира в 2010 году на Черном континенте, ФИФА держит слово. Почетную обязанность – стать хозяином первого на континенте планетарного форума – оспаривают сразу пять афри- канских стран: Египет, Марокко, ЮАР, Тунис и Ливия. В мае ФИФА должна определиться, кто из претендентов более достоин. И польются в африканскую страну, которой повезет, реки финансовых и технологических инвестиций. Наши корреспонденты побывали в Египте, чтобы понять, насколько страна с древнейшей цивили- зацией готова к столь важной и ответственной миссии.

В РОЛИ ЭДИПОВ

– О, сфинкс, реши мою задачу! В каком сочетании главному тренеру сборной России Георгию Ярцеву выпускать нападающих на чемпионате Европы?

Я спрашивал у сфинкса, потупив очи. Легенды говорят, он может ответить на любой вопрос. А что сейчас волнует больше?

О, сфинкс, поведай, в чем истинная сущность футбола?

Бежевый сфинкс с 5000-летней ухмылкой на обезображенном лице взирал на подкативший к его лапам конвой. Мотоцикл с мигалкой, бронированный «Мерседес» с охраной и еще пара полицейских машин. И, представьте, все это для нас – делегации футбольных журналистов со всей Европы, инспектирующих в комфортном автобусе готовность Египта к чемпионату мира-2010. Что ни говорите, а приятно почувствовать себя членом Политбюро.

Юные египтяне, которые в XXI веке отнюдь не босоноги, а обуты в китайские кроссовки, не скрывая любопытства, держатся неподалеку. Нет, они не возятся в пыли и не гоняют у подножия пирамид видавший виды футбольный мяч. Им, в общем, некогда. Они на работе. Их задача – убедить каждого из тысяч туристов, приезжающих к святыням цивилизации, хоть что-то у них купить. Гипсовые пирамидки, деревянные профили Нефертити, пластмассовые жуки-скарабеи, древние папирусы, напечатанные в пригороде Шанхая. Все это на счастье и задорого.

Торговцы у подножия пирамид чутки к конъюнктуре. Приближающиеся выборы хозяина ЧМ-2010 внесли изменения в ассортимент товаров арабских коробейников. На почетном месте на лотках – символика потенциального мирового первенства.

Египетские дизайнеры создали логотип чемпионата. В нем нет намека на религию, нет древних надписей. Герб египетского чемпионата – символический глаз Херсуса (сына высшего божества Ассириса), объединенный с футбольным мячом. Скромненько, но стильно. И более чем философский лозунг грядущего чемпионата планеты – «Объединяющий людей».

Почему сам бог-начальник в роли патрона не выступил? — спросил я у услужливых сопровождающих.

Не Ассирисово это дело про мячики думать, – серьезно ответили хозяева. – А Херсусу вроде по статусу положено. Курировать в божьем промысле любовь, искусство, молодежные проблемы. А по совместительству и футбол. Футбол, вы же знаете, придумали в долине Нила еще 7 тысяч лет назад.

К тому моменту, когда нас привезли на свидание со сфинксом в долину пирамид, шли третьи сутки презентационного тура. И новость о том, что футбол изобрели в Древнем Египте, меня взволновала. А почему бы и не в Египте?

Позднее, в знаменитой библиотеке Александрии, когда ненадолго оторвусь от делегации, старик в белоснежной джеллабе (мусульманском мужском платье) будет готов показать мне «чудом сохранившиеся у него древние манускрипты». Старик, узнав, что я футбольный журналист, за жалкие 10 египетских фунтов готов будет представить мне «идеальную модель расстановки игроков и построения тактических линий». По его словам, манускрипт был найден еще его прадедом в саркофаге одной из пирамид. И он может… Старику не дали договорить. Охрана делегации нашла меня и под белы руки проводила в автобус.

Вот так все время и было в этой поездке. Только начинается эксклюзив, как тебя хватают, усаживают в автобус и везут. Сфинкс не ответил на мои вопросы. И не загадал загадок. Времени не хватило. Лев каменный с лицом человека не успевал за обширной программой представления заявки Египта на чемпионат мира.

БОРЬБА ЗА ПРАВО

В чем собственно суть соревнования между африканскими странами? Борьба ведется не только за почетную миссию стать первой в Африке страной – хозяйкой чемпионата мира. Не менее важны и миллиардные инвестиции, которые под этот проект можно привлечь.

Для того чтобы выиграть «тендер», необходимо убедить ФИФА в том, что страна действительно способна провести чемпионат на должном уровне. Россия, как вы помните, убедить в этом УЕФА не смогла, хотя и пыталась. Откровенно говоря, Египет убеждает убедительнее.

Инспекторы ФИФА будут оценивать заявки по трем параметрам. Во-первых, безопасность. Это дань времени в эпоху глобальных террористических актов. Во-вторых, развитие туристической инфраструктуры для огромного числа любителей футбола, которые готовы поехать поддерживать своих любимцев хоть на край света. И, в-третьих, как ни странно, собственно наличие стадионов, на которых будут проводиться игры чемпионата.

На ЧМ-2010 формально претендуют пять стран. Но борьба идет лишь между Египтом, ЮАР и Марокко.

Министр по делам молодежи Египта вместе с божественным наследником Херсусом отвечает за ЧМ-2010. У Херсуса начальник божественный, у министра – земной – президент Египта Хосни Мубарак. Самому Мубараку вроде как по статусу тоже не положено заниматься ежедневно спортивными проблемами. Он строго взирает на происходящее с многочисленных портретов. А портреты начальников, кстати, в мусульманских странах висят повсюду. Когда президент интересуется, как там дела с ЧМ-2010, он отправляет на разведку супругу. Первая леди как раз и может таким несерьезным делом, как футбол, заниматься. Госпожа Мубарак первой приняла участие в добровольном голосовании под девизом «Я хочу, чтобы чемпионат мира прошел в Египте». Египтяне – люди дисциплинированные, несмотря на восточный колорит. И если руководство скажет «надо», то к маю добровольно проголосуют все 85 миллионов жителей.

ЕГИПЕТ МОЖЕТ ВСЕ

Но, как считает министр молодежи Али Эддин Хилаль, дело не только в египетской дисциплине.

ФИФА решила провести чемпионат в Африке. Может ли Африка сегодня этот чемпионат провести? Мы отвечаем: да! Не буду читать вам лекцию о древности египетской культуры. Разговор идет о современности. Чемпионат мира требует совершенства стадионов, современных средств связи, абсолютной безопасности и развитой инфраструктуры.

Египет – самое безопасное место в Африке. Это факт. Египет – единственная африканская страна, обладающая собственными телевизионными спутниками. Египет – всего в двух часах лета от Европы, откуда приедет большинство туристов. Ежегодно мы принимаем 8 миллионов гостей. И все довольны! Правда, у нас нет современных стадионов. Но это проблема одного года.

Египет первым в Африке вступил в олимпийское движение, первым на континенте начал проводить чемпионаты по футболу – в начале ХХ века (обманул меня дервиш в библиотеке. – Прим. А.М). Когда ФИФА спрашивает нас, можете ли вы провести чемпионат мира, мы отвечаем: да.

Министр говорил убедительно. Как любой восточный политик. Проверять не хотелось, хотелось верить. Но за тем нас и собрали со всей Европы, чтобы проверяли.

В Египте действительно решена проблема безопасности. Крупных терактов не было уже 10 лет. С тех пор, как в долине Луксора расстреляли туристов. Каждый автобус сопровождает охрана. В супермаркетах – крупных, разумеется, – металлодетекторы на входе. Блокпосты с пулеметчиками на окраинах городов.

Конечно, на базаре в центре Каира могут запросто подрезать кошелек – как без этого. Но ночные прогулки по не засыпающему ни на минуту Каиру безопаснее, чем променады по вечерней Москве. В ЮАР, к слову, после захода солнца белому человеку на улицу выходить нельзя. Зарежут.

Пытливые журналисты пытались подловить министра – мол, футбол без пива – не футбол.

– Ну что же нам делать, если мы, арабы, не употребляем, — ответствовал министр. — Каждому английскому фанату бутылку при въезде выдавать, что ли?

В Марокко, к слову, тоже не особо разгуляешься. А судя по тому, в каком состоянии пребывают на пляжах Хургады русские отдыхающие, можно сделать вывод: было бы желание, а возможности найдутся. А вот со стадионами же в Египте – беда.

БИЛЕТ НА АРАБСКУЮ ЛИГУ

Футбол в Каире начинается одновременно с вечерней молитвой. И трель судейского свистка на трибуне едва слышна. Голоса муэдзинов, усиленные мощными динамиками на окрестных минаретах, пять раз в день добавляют специфического колорита в мозаику Каира.

Сказать, что нам посчастливилось быть свидетелями уникальной встречи чемпиона Египта «Замалека» и тунисской «Сфакс», значит, не сказать ничего. Это надо видеть! Какая, например, в Египте конная милиция. То есть полиция. На стройных арабских (а каких еще?) скакунах, в черной униформе, с тараканьими, как и положено на востоке, усами – не ОМОН, а загляденье. При этом пьяных на столичном стадионе «Араб Констрактор» не может быть по определению.

Футбол ломает стереотипы. Добрая треть на трибунах – женщины. Из них половина – в мусульманских платках. Ни единый волос не оскорбит мужской взгляд и взор Аллаха. А про то, что женщине нельзя болеть, в Коране нет ни единой суллы. Как же болеют арабески! Египтянки поддразнивают с трибуны застоявшихся хозяев поля, туниски арабскими речовками гонят вперед своих кумиров.

Египтяне в тот вечер проиграли – 0:2. Тунисцы играли в более современный футбол. Им удавалось растащить неповоротливых защитников «Замалека», а приобретенный в Нигерии форвард тунисцев дважды огорчил голкипера хозяев. Огорчил бы и больше – защита египтян была дырява, как швейцарский сыр. Но гнев местных болельщиков был обращен не к игрокам, а к ложе, где восседало руководство местных чемпионов. Попросил перевести с арабского суть претензий. В переводе все звучало очень знакомо: «Чемодан – вокзал – Сахара». К слову, игровая форма «Замалека» — копия спартаковской. А тунисские чемпионы футболками походили на «Ювентус». Примерно такое же и было соотношение сил на поле в тот мартовский вечер.

Стадионы в Египте – в плачевном состоянии. Тот, на котором играли матч Лиги арабских чемпионов – с хорошим газоном. Но без табло.

А на Центральном стадионе Каира вместимостью 78 500 зрителей, табло современное, центральный вход – мраморный. А газона нет вообще. Полная реконструкция, уже начатая правительством Египта, обойдется в 18 миллионов долларов.

Жемчужиной же будущих арен станет стадион, который построят в пустыне неподалеку от Александрии. Вернее, выроют. Нас отвезли на стройплощадку. Строят ловко и споро. Там работают военные строители. Этот стадион будет способен вместить, а главное, за 8 минут «выместить» почти 40 тысяч зрителей. И это, по расчетам, правдивая информация. Были бы деньги.

ГДЕ ЖЕ РОДИЛСЯ ЗИДАН

Торговец в серебряной лавке на центральном базаре Каира был недоволен моим нетерпением. Ахмед смотрел футбольный матч «Замалека» в записи и в очередной раз расстраивался из-за проигрыша своих любимцев. В горечи обиды на Востоке тоже есть прелесть.

Но, торгуясь со мной из-за серебряной пустяковины, скидки не давал. Убеждал, что металл — серебро, а камень – настоящая бирюза:

– Я не стану обманывать тебя, почтенный, — говорил мне Ахмед. — Ты, как и я, любишь футбол. Мы с тобой братья. Ты заплати мне эту цену, а я расскажу тебе историю про отца Зидана.

– Он же алжирец, — вспомнил я.

– Не торопись, почтенный. Мать Зидана была алжирка. Но все алжирки обожают египетских мужчин. Однажды Махмет – он из моего рода — был по делам торговли в Алжире. На базаре познакомился с красивой арабской девушкой. Они сбежали в оазис в пустыне, и только на седьмой день их настигли родственники девушки. Махмет должен был погибнуть под кривыми ножами алжирцев. Но прекрасная девушка умолила отца не убивать возлюбленного. Махмет отправился в Египет собирать калым для свадьбы. Наша семья была бедной, мы работали день и ночь, но не смогли найти денег для жадного алжирца. Махмет умер от горя. Про девушку в нашей семье не вспоминали. Пока не увидели портрет молодого французского футболиста – Зидана. Вот смотри…

Ахмед достал откуда-то газетную вырезку с Зиданом. И маленькую, успевшую пожелтеть фотографию. Они действительно были похожи как две капли воды – герой всех мирных арабов Зидан и несчастный влюбленный из Каира.

– Я дам тебе скидку, почтенный, — ведь ты любишь футбол. А если футбол приедет в Египет, у меня будет больше денег. И мой сын сможет жениться на хорошей девушке. И будут новые Зиданы.

Афиша грядущих выборов хозяина чемпионата мира 2010 года колыхалась на теплом каирском ветру. Запах пряностей и душистого табака из кальянов висел в весеннем воздухе, дурманил сладковатым ароматом.

Сфинкс открыл свою последнюю загадку. Египет может принять чемпионат мира.

Новости. Футбол