Руд ван Нистелрой: Люблю звук, с которым мяч влетает в сетку
ЗВЕЗДА
Руд ван Нистелрой рожден, чтобы забивать. И делает голландец это с невероятной для современного футбола частотой – в среднем почти гол за матч. Несмотря на звездный статус, ван Нистелрой человек скромный, сторонится прессы и в его биографии для болельщиков еще много «черных пятен». Поэтому каждое большое интервью – событие в мире футбола.
«L’Equipe magazine»
РОДОМ ИЗ ДЕРЕВНИ
— Говорят, что жители Брабанта (провинция в Голландии, откуда родом Руд. – Прим. ред.) по менталитету – скорее жители Бельгии.
— Это так. Нас даже называют «бургундцами». На юге люди спокойные, семейные, общительные. Можем запросто зайти к соседу, чтобы поболтать, выпить немножко, двери не запираются.
— Как вас воспитывали?
— Меня учили в любых ситуациях оставаться простым, нормальным человеком. В большинстве народ в нашей области деревенский, занят в сельском хозяйстве. Очень трудолюбивый – ведь хлеб добывается здесь большим трудом.
— Вы тоже из крестьянской семьи?
— Мой дедушка выращивал бычков и коров. Продавал молоко. Сейчас ему 83 года, бабушке – 80. Они не хотят никуда перебираться со своей фермы, хотя уже не работают. Они любят эти просторы.
— Вы не чувствуете себя чужим среди «шоуменов», которые наводнили современный футбол?
— Да нет. Когда в тринадцать или четырнадцать лет переехал в город и поступил в колледж, то втянулся и в другую жизнь. Честно, мне эта жизнь понравилась. С тех времен у меня тяга к перемене мест.
— Вы добились славы, денег, но при этом вы сама скромность.
— Я общаюсь с простыми, работящими людьми. Если бы начал валять дурака, мне бы сказали: «Эй, Руд! Что с тобой? Кем ты себя возомнил?» Я уже восемь лет живу с моей подругой. Мы познакомились, когда я еще не был «богатым и знаменитым» игроком «Манчестер Юнайтед», а обычным студентом в Ден Боше.
ПЯТКИ ВМЕСТЕ, НОСКИ ВРОЗЬ
— Теперь о футболе. Можете вспомнить последний гол, который забили из-за пределов штрафной?
— (Смеется.) Нет. В Англии таких не забивал. Когда играл за ПСВ (Эйндховен) при тренере Бобби Робсоне, забил «Роде» с центра поля. Было так: вернулся помочь обороне, мы перехватили мяч, и я получил пас в двух метрах от линии середины поля. Заметил, что вратарь стоит на линии штрафной, и ударил. Не навесом, а приложился крепко. Мяч полетел как пуля. Этот удар пока так и остался самым сильным и точным в моей жизни. Невероятный удар!
— Говорят, что при большой стопе у вас очень хорошее чувство мяча.
— На самом деле у меня несколько иная поступь, чем у большинства людей, – носки врозь. Фоппе де Хаан – мой тренер в «Херенвене» в 1997–1998 годах говорил, что я чувствую мяч ногами так же, как руками, что мяч словно приклеен ко мне. Трудно сравнивать себя с другими. Не знаю, насколько уж у меня выдающееся чувство мяча, но действительно – с мячом я на «ты».
— Тренер Фергюсон говорит, что при крупных габаритах вы очень быстрый и ловкий игрок.
— У меня большой рост, но малый вес (1,88 м, 80 кг. – Прим. ред.). От этого и маневренность почти такая, как у Тьерри Анри. Он ведь такой же высокий, но в английском футболе это самый быстрый игрок.
— Утверждают, что вы любите звук, с которым мяч влетает в сетку.
— (Смеется.) Это точно. Когда был маленький, отказывался играть в футбол, если на воротах не было сетки. Если меня все-таки заставляли – это было худшее из наказаний. Как забивать в такие ворота? Мяч влетает в сетку с характерным звуком – «тщщуууу». Вот это я понимаю – гол!
— Замечено: после результативного удара вы часто замираете, как охотничья собака перед прыжком. Что происходит с вами в этот момент?
— Мне нравится этот миг. Не знаю, почему делаю такую паузу. Может быть, чтобы убедиться, что мяч влетел куда надо, и гол состоялся.
— В одном из номеров «Manchester United Magazine» Микаэль Сильвестр на вас «обиделся»: он забил «Панатинаикосу», а вы, мол, отпраздновали гол, как будто он был ваш. Испортили, как он говорит, весь праздник.
— (Смеется.) Ей богу, мне показалось, что это я забил. Стоял спиной к воротам и подправил мяч. Когда обернулся, он был уже за ленточкой, и мне показалось, что я последним его коснулся. Обрадовался, но почему-то никто не спешил меня поздравлять. Подумал: «Черт возьми! Что происходит! Я точно сумасшедший – радуюсь, а никому до меня нет дела!» Потом уже по телевизору увидел, что после меня мяча коснулся Микаэль. Глупо же, наверное, я выглядел на поле.
КЛЮЙВЕРТ ИЛИ ВАН НИСТЕЛРОЙ?
— Сборная Голландии попала на чемпионат Европы только через стыковые матчи, а первое место в вашей группе заняла, наверное, сильнейшая на тот момент сборная в Европе.
— Чехи сегодня хороши. Хотя дома (1:1) мы выглядели получше, а в гостях (1:3) уже на пятой минуте игры остались вдесятером после удаления Давидса. Так что, кто лучше, кто хуже – это еще вопрос.
— После замены в той игре вы в раздражении врезали ногой по бутылке с водой. Сожалеете о такой реакции?
— Мне было стыдно за свое поведение, и после матча я извинился перед тренером Диком Адвокатом. Он сказал: «Никаких проблем!» Но ведь все было показано по телевидению. Поэтому позже он вызвал и сказал, что вынужден меня наказать, – следующий матч я не играю. Он обязан был как-то среагировать – иначе его бы не поняли ни игроки, ни зрители. Я с ним согласен.
— Значит ли это, что отношения между ван Нистелроем и другими игроками сборной далеки от идиллии?
— Да. И это парадоксально. Все говорят, что лучше всего я играл в сборной при Райкаарде перед Евро-2000, пока не повредил колено. Но ведь в тех первых десяти матчах я забил всего один гол! А после того как вылечил колено, забил десять в 16 играх. Наверное, после того как я заиграл в «Манчестер Юнайтед», отношение ко мне изменилось – от меня стали требовать большего.
— Ясно, что пара Клюйверт – ван Нистелрой так толком и не заиграла. Вы – на острие, он маневрирует, а результата нет. Что-то надо менять?
— Мы оба – центральные нападающие. Клюйверт не распасовщик, он такой же бомбардир, как и я. После победы над Молдавией (5:0), когда я не играл, Дик Адвокат заявил: «Пары Клюйверт – ван Нистелрой больше не существует!» Значит, играть будет либо он, либо я.
— Так кто же – вы или он?
— Клюйверт. У меня такое предчувствие.
— Какие у вас все-таки отношения с Адвокатом?
— Я сыграл пять отборочных матчей Евро-2004, и четыре раза меня меняли где-то на 60–70-й минуте. Спросил его как-то: «Ты мне доверяешь или нет?» Он ответил, что доверяет. Но поскольку продолжал заменять, я понял, что не очень. Тогда ему сказал: «Либо я играю, либо нет. Все же просто – пусть буду выходить на замену, но зато буду знать, что сыграю 100 процентов отпущенного мне времени. А знать, что сыграешь только 70 процентов – это не для меня. Хочу все сто!
СИМУЛЯНТ И ПРОВОКАТОР
— Осенью вы запороли три пенальти кряду, а ведь до этого забили девятнадцать за «МЮ». Как выбрались из этой ямы?
— С трудом. (Хохочет.) После первого, не забитого «Арсеналу», я начал еще больше работать над пенальти на тренировках. Потом не забил второй, и еще больше начал вкалывать в этом плане. А в результате загубил третий. Тогда прекратил отработку пенальти и сказал себе: «Руд, неужели ты не можешь нормально ударить по мячу? Заканчивай все эти упражнения и забивай в матчах!» И в следующий раз уже не промахнулся.
— 21 сентября прошлого года после матча с «Арсеналом», когда вы не забили пенальти, на вас набросились соперники.
— Настроение было хуже некуда. Эта картина – как попадаю в перекладину – стояла перед глазами, когда шел с поля. Почувствовал, что меня пихают, бьют в спину. Но не обращал на это внимания. И только дома, увидев эти кадры по телевизору, не поверил своим глазам.
— А потом тренер «Арсенала» Арсен Венгер заявил, что вы симулянт и провокатор.
— Меня не очень задели эти обвинения – ведь это неправда. На экране все было хорошо видно.
— Спустя полчаса после того же матча у вас была стычка с Патриком Вьейра под трибунами. Того удалили за то, что он слишком агрессивно отреагировал на какие-то ваши слова. Вы до сих пор в обиде на него за то, что он отказался в тот день пойти на мировую?
— Могу его понять. Его только что удалили, настроение было понятно какое. Но я надеялся, что мы разберемся между собой и забудем этот инцидент. Хотел ему только сказать: «Да брось ты. Матч закончился, я не забил пенальти». Ну и в таком духе. Да если бы я симулировал падение, захотел бы с ним встречаться? Да никогда! Я бы в глаза ему не смог посмотреть. Но разговор не получился. Бог с ним. Думаю, когда мы снова встретимся на поле – все эти проблемы будут забыты. То, что он наговорил в запале, – не в счет. Жизнь слишком коротка, чтобы забивать себе голову разными пустяками.
— Английская пресса была целиком на вашей стороне.
— Главное для меня – моя собственная оценка и оценка моего тренера, а не то, что кто-то напишет.
МЕЧТА НЕ ПРОДАЕТСЯ
— У вас нет персонального сайта в Интернете. О вас очень мало информации.
— Я видел сайт Зинедина Зидана. Мне понравилось, как скромно он оформлен. Его самого я плохо знаю. Видел раз во время благотворительного матча ЮНИСЭФ в Португалии. Он оказался, как я и представлял, простым спокойным человеком. Хотя он на самом верху уже много лет, лучший игрок мира, но нисколько не изменился. У него нет своей колонки в газетах, он не ведет себя, как поп-звезда. Мне Зидан очень симпатичен и как игрок, и как человек. Вот с кого хочу брать пример.
— В современной жизни, такой непрерывно меняющейся, вы уже восемь лет живете с одной девушкой, и даже агент у вас все тот же. Вы хотя бы мебель дома иногда переставляете, машины меняете?
— (Смеется.) Я не только не изменяю своей девушке, но даже, представьте, мы хотим пожениться в этом году. А машины я иногда меняю. Когда приехал в Манчестер, купил «Мерседес-CL55». Машину моей мечты. Я никогда ее не продам. Даже через 20 лет, она будет стоять в моем гараже. Нельзя продавать свою мечту.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Дед Ян был животноводом, знаменитым на всю округу быками-производителями.
Отец Мартин работал водопроводчиком, а в свободное время играл полузащитником за деревенский клуб «Нооит Хедахт». Туда же в ДЮСШ записал сына Руда.
Любимую девушку Руда зовут Леонтьен Слаатс – они из одной деревни. Леонтьен изучает искусство фотографии в университете в Манчестере.
Помимо родного, Руд знает три языка: английский, немецкий, французский.
Прозвище ван Нистелроя у болельщиков «МЮ» – Van the Man, то есть Ван-мужик.
Достижения: чемпион Голландии 2000 года, Англии 2003 года. Лучший бомбардир чемпионата Голландии сезонов-1998/99 (31 гол в 34 матчах) и 1999/2000 (29 голов в 23 матчах), английской премьер-лиги-2002/03 (25 голов в 34 матчах).
ВЕХИ ВАН НИСТЕЛРОЯ
Родился 1 июля 1976 г. в деревне Хеффен, под городком Осс (провинция Северный Брабант на юго-востоке Нидерландов).
В семь лет поступил в футбольную секцию клуба «Нооит Хедахт»
1993 год – в 17 лет становится игроком профессиональной команды «Ден Бош» (2-й дивизион). За три сезона в 69 матчах забил 17 мячей.
1997 год – переходит в «Херенвен». Смена амплуа – становится центральным нападающим. В первом же сезоне забивает 13 голов в 30 матчах.
1998 год – переход в ПСВ (Эйндховен). За Руда заплатили рекордную для Голландии сумму – 4,2 млн. фунтов. За сезон забивает 31 гол.
18 ноября 1998 г. – дебют в матче сборной против Германии (1:1).
6 марта 2000 г. – повреждает крестообразные связки колена в товарищеском матче с датским «Силкеборгом».
28 апреля 2000 г. – усугубляет травму на тренировке – разрыв передней крестообразной связки колена.
23 апреля 2001 г. – переходит в «Манчестер Юнайтед», сумма трансфера – 19 млн. фунтов.
19 января 2002 г. – забив «Блэкберну» с пенальти, Руд устанавливает рекорд английской премьер-лиги – не уходит с поля без гола 8-й матч подряд.
19 ноября 2004 года в стыковом матче ЧЕ-2004 со сборной Шотландии. Голландия побеждает 6:0, Руд забивает 2 гола.
30 января 2004 г. – Руд объявляет о продлении контракта с «МЮ» до июня 2008 года.
ЦИФРЫ
550 евро – зарплата 17-летнего Руда в «Ден Босх».
4 гола – столько забил Руд во всех турнирах за сезон-2002/03.
90 000 фунтов – такова недельная зарплата Руда в «МЮ».
90 – таков процент попадания мячей в створ ворот после ударов ван Нистелроя.
Рост 188 см.
Вес 80 кг.
СКРОМНАЯ ЗВЕЗДА
Мало кто из звезд современного футбола может сравниться с ван Нистелроем скромностью и непритязательностью. Как анекдот вспоминают игроки «МЮ» первое появление голландца на тренировке. Первым делом Руд – сам в то время футболист с мировой славой – обошел всех игроков и попросил автографы, говоря при этом, что он безумно счастлив играть с такими великими футболистами!