Александр Бубнов: От своей штрафной до чужой – за 6 секунд!
РАЗБОР ИГРЫ
ТАК ИГРАЛ «СПАРТАК» БЕСКОВА И НИКТО В РОССИИ НЕ ИГРАЕТ СЕЙЧАС
Все тактические схемы уже давно придуманы, считает бывший защитник сборной СССР Александр Бубнов. Он убежден, что не бывает оборонительной или атакующей тактики. Футбол должен быть гармоничным, таким, в какой когда-то играл «Спартак» Константина Бескова.
«КВАДРАТЫ» ПРОТИВ ПРЕССИНГА
– Александр, российские тренеры часто жалуются, что игроки просто не способны реализовывать новые тактические идеи.
– А сами-то тренеры понимают, что такое «новые тактические идеи»? Не уверен. Многие из них думают, например, что игра в линию – это расстановка защитников без либеро. А ведь «линия» – это прежде всего особая система подстраховки. Поэтому постоянно линейная оборона у наших тренеров проваливается, все пытаются делать какие-то искусственные положения вне игры. У нас защищаются не качеством, а количеством – очень мало команд играют в три защитника, как ведущие клубы мира. А ведь мы в «Спартаке» двадцать лет назад, когда самой передовой схемой было 4-4-2, уже так играли. Из Владимира Сочнова сделали «челнока», и он играл впереди даже разнообразнее, чем сейчас Роберто Карлос. Забивал даже из позиции центрального нападающего!
Бесков и Лобановский были новаторами в тактике, а нынешние тренеры пытаются использавать чужое, да еще не понимая, как надо. Плохо и то, что у футболистов неважная техника, плохо, что передовые идеи приходится на плохих полях применять.
– Про «Динамо» Лобановского говорили, что оно показывает футбол будущего.
– Но мы же его обыгрывали в Киеве! Хотя там был тотальный, жесточайший прессинг! Да еще и били безбожно. Очень много было мелких фолов. Обыгрывали киевлян как раз за счет тактики. Николай Петрович Старостин всегда говорил: «Ребята, вы их не перебегаете, поставь один против одного – все вы окажетесь слабее. Разве что Бубнов не уступит. Чтобы победить, вы должны играть в свой футбол!» Бесков изобрел противоядие против киевского прессинга. А сейчас, когда российские команды сталкиваются с похожим на киевское давлением, только в исполнении иностранных команд, они не знают, что делать!
– И что надо делать?
– Играть в одно касание! Йожеф Сабо (еще Лобановский был жив) как-то сказал, что игра в одно касание – футбол будущего. Я даже рассмеялся: «Ребята, мы вас обыгрывали именно так в начале 80-х!» В «Спартаке» было упражнение: основа играет со вторым составом только в одно касание (правда, при отборе допускалось два), а дубль как угодно. Помню, в манеже надрали второй состав 7:0. А ведь против нас не мальчики играли – Мостовой, Шалимов. Все команды квадрат «четыре на два» играют в два касания, у Бескова мы играли только в одно. Квадраты были одним из основных упражнений, чтобы научиться преодолевать прессинг. Чтобы мы умели играть «в тесноте», как он говорил.
ШВЕЙЦАРСКИЕ ЧАСЫ
– А что такое были знаменитые теоретические занятия Бескова? – В Тарасовке был лучший в СССР учебно-методический кабинет. Где-то за границей купили огромный монитор – метра два на два. На этом экране Бесков скрупулезно разбирал записи игр (в «Спартаке» был отличный оператор Саша Святкин). Бесков останавливал запись и показывал ошибки, даже тогда, когда с первого взгляда все вроде было правильно. Разборы могли длиться часами. Помню, после матча в Киеве в 88-м, где мы выиграли 2:1, первые 15 минут игры Бесков разбирал три часа! Тогда в первом тайме динамовцы разорвали нас, забили гол, мы не знали, как отбиться. Во втором уже мы имели преимущество. После матча Лобановскому стало плохо, и в Западный Берлин команда поехала без него. А там обыграла аргентинцев во главе с Марадоной – 4:2!
– У аргентинцев не было Бескова – в этом причина…
– Может быть. Не понимаю, что такое «мы играем в атакующий футбол или мы предпочитаем оборонительный…». Чушь! Надо играть в гармоничный футбол, как мы и играли когда-то в «Спартаке». Бесков очень любил приводить пример с часами. Когда все отрегулировано, сбалансировано, он говорил: команда играет, как швейцарские часы. А эти часы – самые точные в мире. По идее, самая сбалансированная тактическая схема – 5-5. Условно, мы так и играли. Соперник никогда не рисковал атаковать «Спартак» более чем пятью игроками. С ними вполне могли справиться четыре защитника плюс я. Бесков меня сделал чистильщиком полузащитников. Ребята, которые играли впереди (Шавло, Родионов, Гаврилов, Шмаров, Черенков), знали: если мяч потерян, мы всегда задержим контратаку, поэтому не неслись как угорелые, назад, не теряли зря силы.
– Были у Бескова тактические хитрости?
– Были, но главное – это некий свод правил, которым мы должны были следовать беспрекословно. А суть тактики Бескова проста: как можно быстрее отобрать мяч у соперника и как можно быстрее его доставить до чужих ворот. Лучшие голевые атаки «Спартака» (мы засекали время), когда от своей до чужой штрафной доходили за 6–8 секунд. Когда мы перехватывали мяч, все обязаны были открываться – это было коллективное движение. Поэтому практически все в команде участвовали в атаке и забивали.
Лобановский как-то сказал, что в тактике уже нельзя придумать ничего нового, но вот модернизировать тактику можно. Расскажу такую историю. Поехали мы в Киев. Тогда был сложный период: сгорели Ростову дома 1:6, сделали две ничьи. И представляете! Бесков приехал на Киевский вокзал, потом развернулся и поехал домой – так его команда расстроила. Может быть, думал, что в Киеве нас разорвут. Поехал с нами второй тренер Новиков. А в «Спартаке» тогда был тренерский совет: Черенков, Родионов, Дасаев, Женя Кузнецов, Шавло и я. Дед (Старостин) собирает нас. И на этом совете я предлагаю новую схему игры. Родионов – в центре нападения (хотя он обычно играл по всему фронту). Под ним два инсайда – Гаврилов и Черенков, которые должны отходить при атаке киевлян. При такой расстановке мы должны были захватить центр поля. А если у нас там хоть на одного игрока больше – мы через него и будем играть! И тогда исходная схема 4-3-2-1 при нашей атаке преображается в 4-3-3, да еще Сочнов идет вперед, а при обороне – в 4-5-1.
Вообще такая расстановка с двумя инсайдами – полунападающими – очень популярна сейчас. Именно инсайдами можно назвать Зидана и Фигу. То есть футбол развивается по спирали – все возвращается на круги своя, только в новом качестве. Вот и к трем защитникам, и к инсайдам из «дубль-вэ» вернулись. И к персональной опеке, только в модернизированном виде. Так вот, в Киеве мы тогда выиграли 3:0.
– Тренерская установка не догма, а руководство к действию?
– Это раньше можно было сказать: играем по системе 4-2-4 или 4-3-3 или «дубль-вэ» (3-2-2-3). Сейчас же по ходу игры команды не придерживаются какой-то определенной схемы. Функции игроков меняются в зависимости от ситуации. И чем класснее команда, тем она легче видоизменяется. На чемпионате мира-2002 в Японии я работал комментатором. Так вот из кабинки сверху мне хорошо было видно (на экране это не так заметно), как у бразильцев схема, скажем, 3-4-3 изменялась при атаке в 2-8! В любой момент классная команда может перестроиться. И не благодаря тренерским установкам, сами футболисты выбирают самый эффективный вариант игры. Вообще тактическая установка тренера – только исходная. Он дает ее только для игры при счете 0:0. А если на первой минуте ошибся вратарь и нам забили? Нужно менять тактику. Но ни один тренер ведь не даст установку: предположим, мы 0:1 проигрываем или 1:0 выигрываем – тогда начинаем действовать так-то или так...
То есть мы опять приходим к тому, что тактика команды зависит от индивидуальной тактики каждого футболиста. Но как научить игрока правильно мыслить и действовать? Для этого надо быть Бесковым. Когда он ушел, «Спартак» все равно стал чемпионом. В первый сезон при Олеге Романцеве игроки были сами себе тренерами! Вот что значит обученная команда. Конечно, Романцев учил новичков азбуке футбола, которой сам научился у Константина Ивановича. Но сейчас мало знать только азбуку, надо видеть, куда развивается футбол. Бесков это видел.
ТОЛЬКО ВПЕРЕД!
– Тактическая грамотность игрока проверяется по так называемым технико-тактическим действиям?
– Да. Каждый вздох считали. Но не механически. Учитывалось и качество передачи. Ведь можно не рисковать, отдавать все время назад – и процент брака у тебя будет нулевой. Но Бесков требовал, чтобы играли по возможности вперед. Главный принцип: если впереди открылся игрок – сразу пас!
Был у нас в «Спартаке» один сезон защитник Евгений Милешкин. Когда Бесков с ним расстался, он очень удивился, ведь по количественным показателям было все нормально, да и брака минимум. Но слишком часто отдавал мяч назад.
У Бескова на теоретических занятиях по видеозаписи считали технико-тактические действия лучших футболистов мира. Он разбирал их игру и показывал, где эти великие ошибались. Именно тактически. Так вот, если я, скажем, играл центрального защитника, то и мои показатели должны быть не хуже, чем у Беккенбауэра. Я к такой игре должен стремиться. У всех игроков были дневники, где записывались их показатели. К примеру, у меня было записано, что я за пять игр должен сделать столько-то голевых передач, столько-то забить. У полузащитника другие ориентиры.
Яркий пример. Играем с грузинами: Шенгелия, Чивадзе, Сулаквелидзе, Кипиани – все звезды. Ведем 3:0. Шенгелия подходит: «Ну хватит. Сейчас вы нам набьете, приедем в Тбилиси, нас там как врагов народа примут. Остановитесь». Я ему говорю: «Рамаз! Мы же играем, на счет не смотрим».
У каждого в голове сидело, что он должен сделать столько-то технико-тактических действий, не меньше, и иметь столько-то процентов брака, не больше. По ходу игры я уже приблизительно знал, какие у меня показатели. Бывало, выиграем, а радости нет – потому что по норме должно быть 16% брака, а у меня 20%, да и по действиям не добрал, а завтра будет разбор игры, и Бесков мне вставит по полной! То есть такого, как сейчас – ведем в счете и просто доигрываем – такого не было! Индивидуальная тактика – это прежде всего правильность принятия решений. Вот у тебя мяч, и есть три варианта продолжения атаки. Классный игрок – Зидан, Роналдо или Пеле – в трех случаях три раза выберет самый лучший. Хороший игрок в трех случаях один раз примет не самое верное решение, а плохой – всегда будет выбирать худший вариант. Это не значит, что он будет терять мяч, но будет снижать эффективность атаки.
– Никто сейчас не играет в России в футбол Бескова?
– Никто. В прошлом году Бесков пришел на «Спартак» – «Динамо». Его спросили: «Ну как?» «Ужас!» – отвечает.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Александр БУБНОВ
Родился 10 октября 1955 года. Центральный защитник.
Клубы: «Спартак» (Орджоникидзе) — 1972—1974, «Динамо» (Москва) — 1974—1982, «Спартак» — (1983—1989), «Ред Стар» (Париж) — 1989—1990. В чемпионате СССР сыграл 375 матчей, забил 10 голов. Чемпион СССР 1976 (весна) и 1987 годов. Обладатель Кубка СССР 1977 года.
За сборную СССР сыграл 34 матча, забил 1 гол. Победитель молодежного ЧЕ 1976 года.
ИСТОРИЯ
БЕСКОВ ПРОТИВ ЛОБАНОВСКОГО
Матчи московского «Спартака» и киевского «Динамо» были украшением советского футбола. Стадионы во время этих игр были заполнены под завязку. С приходом в «Спартак» Константина Бескова эти матчи стали еще принципиальнее — это была борьба не только за очки, но и двух футбольных школ — Бескова и Лобановского.
Удивительна статистика игр команд с 1978 (когда «Спартак» вернулся в высшую лигу) по 1992 год. В 28 играх чемпионатов СССР — только 3 ничьи, 12 встреч выиграл Киев, 13 – Москва, причем дважды с крупным счетом – 3:0 и 4:1. Разница мячей 37—35 в пользу украинцев. Но самое удивительное, в гостях обе команды играли лучше, чем дома. Семь раз выиграл «Спартак» в Киеве — ни с одной командой СССР «Динамо» не выступало так неудачно на своем поле. Только против москвичей давал сбои знаменитый киевский прессинг.
ТАКТИКА
ОГРЕХИ И ОШИБКИ ПРЕВРАЩАЮТ ФУТБОЛ В ИГРУ ПОД НАЗВАНИЕМ «КТО КОГО ПЕРЕБЕГАЕТ»
С приходом иностранных тренеров игра в линию в российских командах становится более осмысленной и эффективной. При этом иностранцы привносят в тактику свои национальные черты. Так, игра ЦСКА при Артуре Жорже напоминает тотальный атакующий вариант португальских команд, а матч второго тура чемпионата-2004 с «Динамо» армейцы заканчивали, по сути, с двумя номинальными защитниками. «Спартак» Невио Скала — это попытка построить команду по итальянскому образцу. Результат достигается за счет контратак при использовании в обороне больших сил. Команда играет по условной схеме 6—4. Это «оборонительный» вариант тотального футбола.
В Чехии футбол находится под большим влиянием немецкого. Так и чешские тренеры в «Зените» и московском «Динамо» делают ставку на хорошую функциональную подготовку, на атлетизм. Весьма сбалансированную игру показали в первых матчах «Амкар», «Ротор», «Торпедо». Однако в большинстве российских команд прессинг (как один из главных элементов игры в линию) в их исполнении из-за технических огрехов и тактических ошибок превращает игру в «кто кого перебегает».