Играть и не сдаваться!

Капитан в любой команде фигура особая. Это далеко не всегда лучший игрок, но наверняка наиболее авторитетный и полезный для клуба.
news

В ШТРАФНОЙ

Капитан в любой команде фигура особая. Это далеко не всегда лучший игрок, но наверняка наиболее авторитетный и полезный для клуба.

Естественно, и отношение руководства клуба к ним особое. Но с тренерами, приглашенными недавно, у капитанов со стажем часто контакт не устанавливается. И тогда наставник понимает, что, оставляя капитана в команде, он получает мину замедленного действия. То есть контакт тренера и капитана необходим. Иначе, как показывает практика, в случае неудач кто-либо из них обязательно покинет команду. Так что еще до начала сезона, когда тренер не находится под ударом, уходит капитан.

Точилин, как капитан и ветеран команды, рассчитывал на понимание — и здорово ошибся. Надо признать, что иностранные тренеры ко всем игрокам относятся практически одинаково. Они не делают исключения даже капитанам. Скорее, наоборот. Так как понимают, что, сделав послабление одному игроку, можно распустить всю команду.

То же относится и к капитану «Зенита» Алексею Игонину. Получив травму еще до прихода в команду Петржелы, он долго лечился. А когда почувствовал себя здоровым, стал требовать возможности играть. Но тренер ответил отказом и, несмотря на ходатайство руководства команды и ведущих игроков, выставил Игонина на трансфер, не дав игроку возможности до конца залечиться и показать себя в игре.

В футболе тоже были такие случаи. Когда-то мой отец принял киевское «Динамо», где на месте центрального защитника играл «неприкасаемый» Вадим Соснихин. Капитан, великолепный футболист, в Киеве его прозвали «директором». Но отец тогда перестраивал игру в обороне, и Вадим в его концепцию не попадал. Спустя два года, капитану пришлось все-таки покинуть клуб. Но думаю, что, не выиграй в том году отец первенства СССР, ему тоже пришлось бы уходить.

Есть, кстати, примеры иного рода, когда главному тренеру и авторитетному капитану в сложной и даже конфликтной ситуации удается найти компромисс. Помню, когда я пришел в 60-м году в «Спартак», однажды произошла эмоциональная стычка между возглавившим команду Никитой Симоняном и Игорем Нетто. Игорь, проведший немало времени вместе с Симоняном на поле, посчитал, что может общаться с ним в прежней манере. А когда после матча с тбилисским «Динамо» (2:2) тот сделал ему резкое замечание, вспылил и при большом стечении народа ответил грубостью. Можно было предположить, что Нетто будет отчислен, однако Симонян сохранил выдержку и такт, так что они пришли к взаимопониманию.

Но порой возникают и такие объективные обстоятельства, преодолеть которые просто невозможно. Опять-таки в киевском «Динамо» после сезона 1972 года моему отцу пришлось расстаться с Анатолием Бышовцем, одним из лучших форвардов советского футбола того времени, который был к тому же капитаном команды. Но, увы, его преследовала болезненная травма спины – защемление нерва. Бышовец рвался в бой, обижался на отца, когда тот оставлял его в резерве. Но, объективно говоря, форвард уже просто не мог играть в полную силу. Ужасно обидно, что этот блестящий нападающий закончил играть в 25 лет.

Будем надеяться, что Игонин найдет себе команду и докажет, что не зря несколько лет был капитаном «Зенита». А Точилин восстановится от последствий травмы и еще приведет как капитан свое «Динамо» к призовым местам чемпионата.

Новости. Футбол