Все дороги ведут в империю Абрамовича
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
Дмитрий Харин, один из самых талантливых вратарей в истории отечественного футбола, тихо и незаметно закончил свою яркую карьеру, весной этого года официально повесив бутсы на гвоздь. Что дальше? Тренерская работа. В Англии или, может, в России…
Я ОСТАЛСЯ «АРИСТОКРАТОМ»
Наш разговор с Хариным, вот уже 11 лет живущим в Англии, естественно, начался с «Челси». Не далее как неделю назад, будучи в Москве, экс-голкипер лондонцев открыл российский фан-клуб «Челси» и его официальный интернет-сайт.
— Мне была вручена футболка с номером «один» как первому фанату, если хотите, первооткрывателю московского сайта «Челси», — рассказывает Харин. — Атмосфера была – я такого не ожидал! Болельщики, пресса, поклонники – часа на два мне пресс-конференцию устроили (смеется).
— Вы до сих пор считаете себя игроком «Челси»?
— Безусловно, в душе я остался футболистом этого клуба. Я отдал «Челси» семь лет – большой срок…
— Часто посещаете матчи «Аристократов»?
— До этого сезона все никак не удавалось выбраться – у моего последнего клуба «Хорнчерч» и «Челси» матчи все время попадали на один день. Сейчас свободного времени куда больше, следовательно, и на трибунах «Стэмфорд Бридж» меня можно увидеть гораздо чаще.
— Вас лично удивило приобретение «Челси» Романом Абрамовичем?
— Да. При этом, что скрывать, гордости было гораздо больше, чем удивления. Я за 11 лет столько подначек со стороны англичан в наш адрес наслушался! А тут приходит русский человек, гасит все долги, тратит сто с лишним миллионов фунтов на покупку новых футболистов! В общем, делает все, чтобы «Челси» стал вровень с «Реалом»! Красиво, ничего не скажешь…
— Какие чувства по этому поводу испытала футбольная Англия?
— Шок. При этом английские болельщики до сих пор не все знают об Абрамовиче. Кто, откуда, как? Хотя сами же утверждают, что это и неважно, – главное, чтоб команда выигрывала.
— За последнее время в Англии интерес к «Челси» возрос?
— Однозначно. Чего вы ждете — в клуб вложены огромные деньги, в команде играют сплошь известные футболисты! Плюс английская пресса постоянно пишет о том, что у мистера Абрамовича список потенциальных новичков еще более внушителен. Называются фамилии… Правда это или нет – дело десятое, журналисты зачастую берут факты, что называется, с потолка. Но интерес-то растет!
— Вы лично с Абрамовичем разговаривали?
— Да. Это было после матча с «Ньюкаслом». Меня на эту игру пригласили в качестве гостя. В «Челси» есть такая традиция – представлять футболистов, которые раньше выступали за «Аристократов», и вот я в перерыве под аплодисменты вышел на поле. А после матча меня представили Абрамовичу. Мы немного поговорили о команде, о Лиге чемпионов, он задал мне пару вопросов по поводу вратаря Карло Кудичини…
— Как считаете, в этом сезоне «Челси» по силам выиграть премьер-лигу?
— Думаю, да.
НА «АНГЛИЧАНИНА» МОГУ ОБИДЕТЬСЯ
— Перейдем непосредственно к вашим делам. Когда все-таки Дмитрий Харин закончил играть?
— На большом уровне? После окончания контракта с «Селтиком». Потом, правда, когда работал помощником тренера в «Хорнчерче», параллельно принимал участие в матчах. Где-то 12 встреч провел на полупрофессиональном уровне. Так что официально карьеру завершил только в мае этого года.
— Тяжело дался уход из футбола?
— Да как вам сказать… В общем-то нет. Когда заканчивался контракт с «Селтиком», я уже для себя решил – все, хватит. Все-таки на ногах восемь операций перенес, больших и маленьких. Восемь! Выходишь, бывало, на тренировку – все вроде нормально, а начинаешь увеличивать нагрузку — организм моментально реагирует. Словно говорит: куда летишь, подожди, тебе уже не двадцать лет… Насиловать себя я не хотел. В любом случае: всех денег не заработаешь, во всех матчах не сыграешь…
— Не было желания устроить прощальный матч?
— В принципе можно было бы… «Челси» – «Динамо». Бело-голубые очень популярны в Англии. Или «Челси» – сборная СССР. Но опять-таки по всем этим делам нужно разговаривать с Абрамовичем. Сложностей много. То, что на поверхности лежит: наши чемпионаты не совпадают по времени…
— Чем планируете заняться?
— Тренерской карьерой. Буквально перед отъездом в Москву на встречу олимпийских чемпионов Сеула-88 мне пришло письмо из федерации футбола Англии – дескать, начинаются тренерские курсы. Учиться буду с середины декабря. Сначала пройду уровень В (9 месяцев) – это первая, вторая, третья лига, а потом уже можно будет прикидывать, что дальше.
— На тренера вратарей метите или выше берете?
— Начну с главного тренера. Это в какой-то степени самоутверждение — ведь не секрет, бытует мнение, что из вратарей приличных наставников не выходит. Хорошо, а как же Дзофф? Плюс вратарским ремеслом я всегда могу заниматься параллельно. Я уже узнавал — Рэй Клеменс, известный в прошлом голкипер, а сейчас тренер вратарей сборной Англии, открывает свои курсы. Обязательно пойду – интересно, чем вратарская школа Англии сейчас живет…
— Где собираетесь работать — в Англии или в России?
— Посмотрим… Сначала надо разобраться с тренерской лицензией. Как, что… Будет у меня интерес к этому делу, останется ли азарт… Если все сложится удачно, тогда и буду думать о работе.
— Тренировать решили, потому что, как это громко говорится, «футбол для вас – все» или попросту ничего больше не умеете делать?
— Хм… Давайте начнем с того, что, если ты не умеешь что-то делать, то никогда не поздно научиться. И потом, когда есть возможность попробовать себя на этом поприще, почему бы ей не воспользоваться? Я считаю, что, проведя всю жизнь в футболе, набравшись опыта, переходить в какой-то бизнес глупо. Я себя в другой профессии не вижу. Пока …
— Можно сказать, что Англия для вас стала вторым домом?
— Да. Но я никогда не считал и не буду считать себя англичанином. Я даже обидеться могу, если вы меня так назовете. Я по-прежнему свободно владею русским языком и никогда не буду заикаться и говорить: «Ой, простите, как это будет?» У меня такого нет. Просто на данный момент по уровню жизни, по возможности найти себя в футболе я выбираю Британию. К тому же мы живем для детей – у меня сын получает образование в Англии, и я хочу, чтобы здесь он его закончил. Да, бывает, мне не хватает русского общения, но сказать, что страдаю ностальгией, не могу.
— Сына футболистом не видите?
— Нет. Ему скоро четырнадцать, и я не стараюсь его пихать туда-сюда. Он у меня в баскетбол играет, за свою команду, в школе… Нравится – ну и ради бога.
— Вы в самом Лондоне живете?
— Нет, у меня дом в столичном пригороде.
— Язык английский в свое время тяжело давался?
— Тяжело. Школьный курс, сами знаете, что это такое… Очень сложно было первые три года – понимать-то понимаешь, а говорить не можешь. Нужно сломать определенный барьер – научиться спокойно разговаривать один на один, потом выступать перед командой…
ПЕРВО- АПРЕЛЬСКОЕ ПРИГЛАШЕНИЕ В ЦСКА
— За российским футболом следите?
— Увы, не удается. В основном смотрю только Лигу чемпионов, «Локомотив»… Получаю огромное удовольствие – железнодорожники на данный момент, безусловно, сильнейший клуб России. А чемпионат – по сайтам, газетам. «Советский спорт» опять-таки помогает…
— Знаете, что ЦСКА в минувшем чемпионате взял золото?
— Конечно! И через вашу газету поздравляю армейцев с чемпионством. При этом хотелось бы небольшое напутствие сделать: золото – это, разумеется, отлично, но нужно, чтобы команда лучше выступала в еврокубках. Клубу с большим именем, с таким подбором игроков недостойно вылетать во втором отборочном раунде Лиги чемпионов.
— Как раз для решения этих проблем в команду и приглашен португальский специалист Жорже. Как считаете, справится?
— Здесь многое будет зависеть от того, какими финансами он будет располагать. Каждый наставник видит футбол по-своему и хочет иметь под рукой нужных ему игроков. Многое решит селекционная политика клуба. Будем смотреть…
— Говорят, у вас года два назад был вариант вернуться в ЦСКА…
— До сих пор гадаю и не знаю, что это на самом деле было: мне то приглашение поступило на первое апреля. Приятель один звонит из России и говорит: ЦСКА хочет тебя вернуть в команду… И зачитывает мне газету за первое апреля с этой новостью, со словами президента… Насколько это было серьезно, я до сих пор не знаю. Ни развития, ни подтверждения история не получила.
— В минувшем сезоне в ЦСКА заиграл 17-летний Игорь Акинфеев. Говорят, второй Харин…
— Видел его летом. Хороший парень, смелый, на линии неплохо стоит, не боится играть на выходах… Еще окрепнет, опыта наберется… Я с ним в Кардиффе встречался, подошел после матча: мол, как дела? «Нормально!» – отвечает. Скромный такой. Думаю, будущее у него есть.
КАЖДЫЙ ДЕЛАЕТ СВОЙ БИЗНЕС
— У вас в молодые годы кумиры были?
— Кумиры? Такого, чтобы «вот вратарь, и я хочу быть на него похожим», не было. Если кто и нравился, так это немец Тони Шумахер. Его агрессия мне импонировала… И форма приглянулась (смеется). Раньше у нас что было: голкиперы все в черном играли. С головы до пят. А у него синяя футболка, синие трусы, белые гетры. Я в этом плане старался придерживаться его стиля.
— Кто из современных вратарей нравится?
— Всегда нравился Шмайхель. Сейчас Бартез. Вообще француз, на мой взгляд, вратарь XXIV века. И на выходах играет, и на линии, и как последний защитник действует…
— Какие матчи чаще всего вспоминаются?
— Олимпийские игры-88, «Барселона» – ЦСКА, финал Кубка Англии-94 «Челси» – МЮ, пусть мы и проиграли тогда 0:4… Да, еще встреча с Голландией на Евро-92! Пошла у меня игра, жаль, что после того матча на пьяных шотландцев попали.
— Если уж об Олимпиаде речь зашла, тот момент, когда вы Кеташвили в золотом матче с использованием ненормативной лексики уму-разуму учили, не вспоминаете? Ваши слова слышала вся страна…
— Бывает, конечно, но у нас с Гелой никаких проблем нет, никаких вопросов… Мне даже его брат как-то сказал: «Дима, все правильно, ты Гелой руководил, он тебя защищал…»
— Еще одна запоминающаяся игра Дмитрия Харина – финальный матч со «Спартаком» на Кубок СССР/СНГ-1992. Когда вы пенальти взялись бить и промахнулись…
— Что было, то было.
— Заранее решили, куда пробивать будете?
— Да. На силу и посередине ворот. По себе знаю, вратарь вправо-влево прыгает однозначно… Увы, промахнулся.
— Больше к «точке» не ходили?
— Нет. Раз обжегся – зачем ошибку повторять? Моя задача — не пропустить, а там уж пусть нападающие разбираются. Каждый делает свой бизнес. И как на духу — сейчас бы к той «спартаковской» точке не пошел…
КРАСАВЕЦ ГУЛЛИТ
— Каков самый курьезный мяч вратаря Харина?
— Два таких случая было. Первый – в матче «Челси» – «Ньюкасл». Защитник отдает мяч назад, за пределы штрафной. На встречу мне несется Лес Фердинанд, выношу мяч, попадаю в него — гол. Второй эпизод — опять играем с «Ньюкаслом». Выношу – и далеко. Там никто подбор не выигрывает, идет «ответка», опять Фердинанд выходит один в один, бросаюсь в ноги, тяну пах, получаю травму, пропускаю гол — и меня же еще и обвиняют! Сидишь в раздевалке, думаешь, выбил вроде метров на 60, нападающие не поборолись, защитники не держат, а я крайний! Ходить не можешь от боли, а тебе пихают! Обидно было – жуть. Что понравилось: Гуллит — он в «Челси» играющим тренером был – красавец, встал на мою сторону, поддержал…
— Так понимаю, что у вас в «Челси» со всеми тренерами сложились отношения, кроме Виалли…
— Нет, я бы так не сказал. Начнем с того, что, когда итальянец возглавил клуб, он на меня рассчитывал, а я – так уж получилось — задержался с восстановлением после операции. Пообещал через 7—8 месяцев в строй встать, а сам крестообразную связку год лечил. Но тут ничего не поделаешь – все мы люди разные. В это время «Челси» купил Де Гуя – за 2 миллиона и, естественно, ставка делалась на него. И при всем при этом Виалли дал мне шанс! За одиннадцать игр до конца сезона он начал меня ставить в матчах премьер-лиги. Причем я стабильностью похвастаться не мог… Однако и отказаться был не в состоянии! Что я скажу: еще подождите?! Я воспользовался этим шансом, но на сто процентов его не использовал. Увы…
— Кого можете назвать «своим тренером»?
— Для всех футболистов едино правило: если ты играешь при этом наставнике, значит, он для тебя хороший. Элементарная футбольная логика… В моем случае пойдем по порядку: Валентин Козьмич Иванов дал мне путевку в большой футбол, Пал Федорович Садырин – царствие ему небесное, Бышовец, Глен Ходдл, Дэвид Уэбб, Гуллит… Да, с Романцевым где-то не сложилось, но это футбол.
— Если составить идеальную линию обороны из тех отечественных футболистов, с кем вам довелось поиграть, какой она будет?
— Горлукович и Кеташвили на флангах, Онопко с Цвейбой в центре.
— А если иностранцев брать?
— Кларк, Лебеф, Дезайи и Ле Со.
В КАРДИФФЕ НЕ ХОТЕЛ ВЫГЛЯДЕТЬ ДУРАКОМ
— Как можете прокомментировать результаты жеребьевки финального раунда ЧЕ-2004?
— Прогнозы давать не буду – плох я в этих делах. Хотя поставил 2:1 на нашу победу в Кардиффе – вроде угадал…
— Деньги ставили?
— Нет. Я такими делами не занимаюсь. Дело было так. В ходе стыковых игр я сотрудничал c Би-Би-Си – давал интервью на радио, присутствовал на «круглом столе». Когда на последнем заседании перед матчем в Кардиффе все начали делать прогнозы, я не сдержался: «Какой 3:1 в пользу Уэльса? Извините, давайте уважать друг друга – все-таки за последние 20 лет Россия всего два крупных форума пропустила, а Уэльс с 1958-го нигде не светился». В общем, спрогнозировал, что Россия выиграет. Говорил это уверенно в камеру и верил, что после игры не буду казаться дураком (смеется).
— Вернемся к Португалии…
— Будущим летом наша команда должна раскрепоститься – раз уж не считается фаворитом. Неважно, как будут играть греки, испанцы, португальцы – если мы хорошо подготовимся к чемпионату, найдем оптимальный состав, обойдемся без травм, плюс если везение будет на нашей стороне (а какой футбол без фарта?) – достигнем результата. Выйдем из подгруппы…
— Оцените вратарскую линию сборной России.
— Овчинников, безусловно, вратарь номер один. Без сомнений. Что касается его дисквалификации… Босс — очень эмоционален. Спортивный человек. Да, бывает, он перегорает, но у него опыта достаточно – он знает, как себя сдерживать, как себя контролировать. После того матча с Уэльсом он наверняка сидел в раздевалке и думал: «Зачем?!» И когда сборная России играла ответный матч, скорее всего, чувствовал себя виноватым… Малафеев и Акинфеев? Единственный минус обоих – недостаток опыта выступления за сборную. Если бы я был главным тренером национальной команды, то сейчас ставил бы их на товарищеские матчи. И Овчинникову дал бы отдохнуть, и ребята опыта набирались бы…
— У вас были ситуации, подобные той, в которую недавно попал Овчинников?
— Что-то не припомню. С тренерами соперника не дрался точно, а вот с оппонентами бывало. Помню, схватились с одним игроком из «Шеффилд Уэнсдей» в туннеле в перерыве матча. Слово за слово… Но когда на второй тайм вышли, руки друг другу пожали. Все, дескать, нормально — эмоции…
НЕ СКОРБЛЮ, НЕ ЖАЛЕЮ
— Вашему младшему брату в свое время выдавались большие авансы. Почему у Михаила в конечном счете не сложилась футбольная судьба? Не ваше ли громкое имя повлияло?
— Нет, не думаю. Повлияло полное отсутствие в России системы свободного агента — раз. Во-вторых, у нас в футбольной системе встречаются люди, которые в этом деле, такое ощущение, ничегошеньки не смыслят. Был в «Торпедо» один администратор… У человека заканчивается контракт, так он выставляет за него сумасшедший трансфер! Год прошел, футболиста никто не покупает, сумма трансфера остается такой же, второй год – сумма не меняется… Ни больше ни меньше! А парень играет за КФК! Если человек понимает в бизнесе, он сразу смекает: ага, эти деньги никто не дает, но ведь могут дать другие. А так что получается: брат потерял 2,5 года и клуб ничего не выгадал. Дальше идем. Когда мне сказали, что Миша в свои двадцать семь – «старый вратарь», я за голову схватился. Кто у нас в футболе работает?! А как же Уваров? Он, по большому счету, в 29 лет только играть начал! И потом важно понять: если тренер доверяет вратарю – голкипер заиграет. Да, по молодости мы все ошибки делали. И сухого закона тоже не придерживались. По юности — одно отношение к футболу, с возрастом — совсем другое. Профессиональнее… У всех. В любом случае для человека важно, чтоб ему дали шанс, пусть последний, но дали… Это по-футбольному.
— Вы-то своей карьерой довольны?
— Да. Не скорблю, не жалею… Сказали бы мне — можно все заново начать, я бы даже не дернулся. Хотя… Если бы Абрамович меня в «Челси» позвал, я бы еще подумал (смеется). Где ж вы раньше были, мистер Роман?
НАША СПРАВКА
Дмитрий ХАРИН
Родился 16 августа 1968 года.
Вратарь, рост 187 см, вес 80 кг.
Заслуженный мастер спорта (1989).
Воспитанник московских школ «Торпедо» и ФШМ.
Выступал за московские команды «Торпедо» (1984–1987), «Динамо» (1988–1990), ЦСКА (1991–1992). В чемпионатах СССР сыграл 114 матчей, пропустил 107 мячей, в чемпионатах России сыграл 23 матча, пропустил 24 мяча.
Чемпион СССР 1991 года. Обладатель Кубка СССР 1986 года.
Победитель юношеского чемпионата Европы 1985 года. Олимпийский чемпион 1988 года.
С 1993 по 2003 гг. выступал за английский «Челси» и шотландский «Селтик».
За сборную России (СССР/СНГ) сыграл 38 матчей, пропустил 27 мячей. Участник ЧЕ-92 (3 матча), ЧМ-94 (2), ЧЕ-96 (1).