Бон джорно, Невио

С перерывом в два дня два московских клуба приобрели титулованных зарубежных наставников. В воскресенье португалец Артур Жорже возглавил ЦСКА, а вчера было объявлено, что в следующем сезоне руководить «Спартаком» будет 56-летний итальянец Невио Скала.
news

ФУТБОЛ
НАЗНАЧЕНИЕ

С перерывом в два дня два московских клуба приобрели титулованных зарубежных наставников. В воскресенье португалец Артур Жорже возглавил ЦСКА, а вчера было объявлено, что в следующем сезоне руководить «Спартаком» будет 56-летний итальянец Невио Скала.

СОЗДАТЕЛЬ «ПАРМЫ»

Таким образом, этот специалист продолжил эпопею по странам бывшего Советского Союза, начатую им в прошлом году в донецком «Шахтере».

Скала (который, кстати, совсем недавно, 22 ноября, отметил свой день рождения) прославился своей работой с «Пармой», которую, по сути дела, и создал. Создал буквально из ничего – и превратил из заштатной третьедивизионной команды в одного из лидеров итальянского и европейского футбола.

В начале 90-х годов «Парма» стала настоящим откровением серии А. В итальянском футболе безродным выскочкам как нигде трудно завоевать себе место под солнцем. Но вот труппе игроков, сведенных Скалой в единый ансамбль, это удалось. При нем «Парма» выиграла два европейских трофея – Кубок кубков 1993 года и Кубок УЕФА 1995-го. А на внутренней арене взяла Кубок Италии в 1992-м и несколько раз близко подбиралась к завоеванию скудетто, но довольствовалась лишь двукратным вице-чемпионством (в 1995 и 1997 годах).

 «Парма» времен Скалы была не только превосходно организованной, но и зрелищной командой. Блистали в ней в первую очередь Джанфранко Дзола и Фаустино Асприлья. Колумбиец, кстати, был единственным игроком, на которого хозяева клуба – семейство Танци – потратили весомую сумму (4 миллиона долларов). Это говорит о том, что львиная доля заслуг по созданию этой команды-сенсации принадлежит все-таки Невио Скале.

ДОРТМУНДСКИЙ ПРОВАЛ

Итак, в «Парме» Скале так и не удалось добраться до скудетто, и в 1997 году он решил, что засиделся на одном месте слишком долго и пора сменить обстановку. Тем более что приглашали его не абы куда, а в дортмундскую «Боруссию», которая только что стала клубным чемпионом Европы под руководством Оттмара Хитцфельда.

Скале не нужно было учить немецкий, он его и так знал благодаря тому, что женат на немке. Но если от языковой проблемы он был избавлен, то других навалился целый ворох. Если поклонники «Боруссии» надеялись, что клуб разовьет свои успехи, то они глубоко заблуждались. Под руководством Скалы дортмундцы повели борьбу отнюдь не за «Серебряную салатницу», а за... выживание в бундеслиге.

Сей прискорбный факт не помешал «Боруссии», однако, победить в Межконтинентальном кубке «Крузейро» (2:0) – появился в коллекции Скалы еще и такой трофей. Но, получив статус клубного чемпиона мира, черно-желтые барахтались в зоне вылета собственного чемпионата. Таковы парадоксы футбольной логики.

В конце концов «Боруссия» выбралась на 10-е место, но Скале пришлось расстаться с этой работой. Позже он объяснял дортмундский провал тем, что набор функций, который ему был в «Боруссии» предложен, был для него непривычен. В «Парме» он привык командовать всем – и трансферами игроков, и графиком товарищеских игр, и так далее. В общем, был царь и бог. Здесь же ему сразу указали его место: твое дело – тренировать, а в остальное не суйся. Зажатый в узкие рамки, Скала не смог себя в таких условиях полноценно реализовать. По крайней мере, так прозвучало с его собственных слов. «Если бы заранее знал, каким будет характер работы, воздержался бы от переезда в Дортмунд», — говорил он.

Короткое время затем Скала перекантовался в «Перудже» (тоже без особого успеха), а летом 1998 года ему было сделано предложение, сказочнее которого просто быть не может, – в мадридский «Реал». И тоже как раз в тот момент, когда он выиграл Лигу чемпионов.

Тогдашний президент «Реала» Лоренсо Санс видел в Скале преемника Хосе Антонио Камачо, который находился на посту тренера королевского клуба всего 23 дня, после чего разругался с боссом и ушел. Скала приехал знакомиться с условиями работы. Наученный горьким дортмундским опытом, он сразу поинтересовался, насколько широко будет простираться поле его деятельности. И когда Санс произнес знакомое: «Твое дело – только тренировать!», итальянец моментально дал обратный ход.

«И потом не пожалел, — добавляет Скала. – Вместо меня они назначили Хиддинка, которого вытурили всего через четыре месяца. Такая же участь ждала бы и меня».

НА УКРАИНЕ ОН ЗНАКОМИЛСЯ С БЫТОМ КРЕСТЬЯН

Следующим клубом Невио Скалы был «Бешикташ». Именно этот клуб стал в свое время первым вообще в истории, в который (как в иностранный) пришел работать итальянский тренер. Легендарный Джузеппе Меацца возглавил его в сезоне-48/49. Но сколь недолгим было турецкое приключение Меаццы, столь же непродолжительным получилось оно и у Скалы. Не сказать, что в Стамбуле у него не было ярких дней вообще (в Лиге чемпионов, например, «Бешикташ» ухитрился разгромить «Барселону» 3:0), и все же новых лавров этот период ему не принес.

И вот на этом месте, когда творческий кризис совсем уж затянулся, Скала отважился на совсем уж революционный шаг. В самом начале 2002 года (если быть точным, 9 января) он подписал контракт с донецким «Шахтером», став первым в истории зарубежным тренером достаточно высокого ранга, прибывшим на работу в одну из стран СНГ. Да и грех было не приехать в Донецк, если президент «Шахтера» Ринат Ахметов поманил уж больно длинным долларом. По слухам, зарплата ему была предложена сказочная – 2 миллиона «зеленых» в год. Лишь чуть меньше того, что получает Марчелло Липпи в «Ювентусе».

Основным предназначением Скалы было сделать наконец «Шахтер» чемпионом Украины. И он с первой же попытки его выполнил, прервал порядком надоевшую гегемонию киевского «Динамо» и вручил горнякам титул, к которому они рвались несколько лет. А заодно присовокупил к золоту чемпионата и Кубок.

Скале удалось реально усилить игру «Шахтера», сделать ее тактически более гибкой. Скала поверил в молодого талантливого Тимощука, назначив его капитаном. Тимощук, поощренный таким образом, раскрылся еще ярче.

Возможно, золотой дубль окупил затраты, вложенные в Скалу. Или в основном окупил. Можно было сказать без оговорок, если бы «Шахтеру» удалось войти в Лигу чемпионов. Но Скала не сумел покорить еще и такую цель, хотя она была так близка: в поединках с «Брюгге» дело дошло до серии пенальти, и вот ее-то «оранжево-черные» выполнили безобразно.

И совсем уж оглушительное фиаско ждало их вскоре в Кубке УЕФА, где они были раздавлены в первом же раунде «Аустрией» – 1:5. Этот матч стал для Скалы в роли тренера «Шахтера» последним: не снеся унижения, он тут же подал в отставку.

Интересно, что Скала в свободное время колесил на «Ниве» (машине, которую он выбрал из всех, которые ему готов был предоставить «Шахтер») по сельскохозяйственным угодьям Донбасса. Ему было интересно познакомиться с крестьянским бытом Украины, поскольку, как он сам говорил, у него на родине (в местечке Лоццо-а-Теста близ Падуи) есть своя ферма.

КСТАТИ

Годовой контракт между Скалой и «Спартаком», сумма которого держится в секрете (по сведениям ИТАР-ТАСС, около 75 миллионов рублей), планируется подписать на следующей неделе.

Стало известно, что уже сейчас достигнута договоренность о том, что ставка нового тренерского штаба будет сделана на российских футболистов. Однако Невио Скала рассчитывает на помощь своих помощников-соотечественников. Скала в ближайшие дни прибудет в Верону, где и обсудит с ними планы по подготовке «Спартака» к следующему сезону. В Москву Скала прибудет восьмого декабря.

Судьба Владимира Федотова, в последнее время исполнявшего обязанности главного тренера, выяснится позже. Общеизвестно, что президент «Спартака» Андрей Червиченко хочет видеть тренера-россиянина в команде. Многое в этой ситуации будет зависеть от мнения Скалы и желания Федотова.