«Ревущие сороковые…»
НА ФУТБОЛЕ
«Ревущие сороковые» — так издавна назвали моряки сороковые широты, особенно на рубеже Тихого и Индийского океанов, отличающиеся особенно жестокими штормами.
В бразильском футболе это определение вполне могло бы подойти к сороковым годам прошлого столетия, когда кипели весьма буйные и неукротимые страсти.
1941 год был отмечен знаменитым решающим матчем, который вошел в историю под названием «Фла-Флу на озере». В этом самом знаменитом рио-де-жанейрском дерби, проходившем в тот день на стадионе «Фламенго» на берегу красивейшего озера Родриго де Фрейтас в южной зоне Рио, решалась судьба чемпионата штата. Футболистов «Флуминенсе» вполне устраивал ничейный исход поединка, и при счете 2:2 они начали сознательно выбивать мяч в аут с такой силой, что он улетал в озеро. Играли тогда одним мячом, заменить его можно было только в том случае, если лопалась покрышка и он сдувался. Пришедшие в отчаяние боссы «Фламенго» отрядили гребцов и пловцов для ловли и быстрого возвращения в игру плюхавшегося в воду мяча. Увы, «Флу» добился цели таким не совсем джентльменским образом.
1942 год был отмечен напряженнейшим финалом в четырех матчах между паулистами и кариоками, о чем я рассказал в прошлой колонке. 1943-й запомнился торсиде и историкам бразильского футбола двумя трагедиями: 21 сентября рухнула трибуна стадиона «Фигейра де Мело» в Рио во время матча «Фламенго» и «Сан-Кристована». 224 человека было отправлено в госпитали и больницы. И в тот же день на другом стадионе Рио завязалась грандиозная драка. Пытаясь ее утихомирить, один из полицейских открыл по торсиде беглый огонь из пистолета. Два человека были убиты, несколько ранены, прежде чем ретивого стража порядка смогли повязать.
Двумя днями ранее в матче «Фламенго» — «Ботафого» при счете 2:4 один из форвардов команды гостей на 31-й минуте второго тайма нанес сильнейший удар по воротам «Фла», мяч ударился в перекладину, отскочил в ворота и вылетел в поле. Арбитр показал на центр, но игроки «Фла» начали протестовать, пытаясь доказать судье, что мяч не пересек линию ворот. Судья был непреклонен, и тогда команда отказалась продолжать игру весьма своеобразным способом: уселась на поле, скрестив ноги. Так бунтовщики провели четырнадцать оставшихся до конца поединка минут, после чего встали и отправились в раздевалку. Этот инцидент вошел в историю как «игра вприсядку», и долгие годы потом болельщики «Ботафого» скандировали игрокам «Фламенго» насмешливый призыв: «Садитесь, парни, чтобы не получить еще!»
В 1944 году сборные Рио и Сан-Пауло смогли определить чемпиона страны уже не в четырех, как два года назад, а в пяти (!) матчах. В 1945-46 годах сборные Аргентины и Бразилии сошлись в боях за «Кубок Рока» в тяжелейших поединках, сопровождавшихся переломами ног, массовыми драками, удалениями и последующим разрывом футбольных связей между этими странами на целый десяток лет, о чем я уже рассказывал. В 1947-м в матче «Бонсусессо» — «Флуминенсе» арбитр Алберто да Гама Малшер при счете 1:1 назначил пенальти в ворота хозяев на последней минуте поединка. Взбешенная торсида избила его до бессознательного состояния: он был отправлен в госпиталь с тяжелым переломом челюсти!
1 августа 1948 года Алешандре Глок — арбитр матча «Атлетико Паранаэнсе» и «Атлетико Ферровиарио» — после вспыхнувшей на поле драки удалил 21 игрока. Один только форвард Бигуа не был изгнан: в момент драки он лежал за пределами поля, получая мелицинскую помощь после тяжелой травмы. Через несколько дней Трибунал спортивной юстиции реабилитировал всех игроков и наказал арбитра 30 днями дисквалификации.
ДОСЛОВНО
Настоящая слава великого игрока рождается не в рядовых проходных матчах, а в великих сражениях за чемпионские короны с клубами-гигантами. В памяти торсиды вряд ли сохранится надолго какой-нибудь серый матч, но она никогда не забудет решающий поединок. И потому игрок, который выходит на поле в дерби «Фламенго» — «Ботафого», должен постоянно помнить о том, что каждым своим ударом он направляет мяч в будущее.
Нельсон РОДРИГЕС, бразильский писатель, драматург