Агапов играл за армию, оставаясь спартаковцем
ФУТБОЛ
ЮБИЛЕЙ
18 ноября 70-летний юбилей отметил бывший футболист «Спартака» и ЦДСА Владимир Агапов. «Советский спорт» присоединяется к многочисленным поздравлениям юбиляра.
– Владимир Михайлович, вы начали играть в «Спартаке», а закончили в ЦДСА. Так кем же себя считаете – спартаковцем или армейцем?
– В детстве я жил со многими известными динамовцами в ведомственном доме МВД, однако фанатично болел за «Спартак» и в душе остался спартаковцем навсегда, хотя Вооруженные Силы, в которых я прослужил более 30 лет, продолжают кормить меня до сих пор.
– Значит, в «Спартаке» вы оказались не случайно?
– Не совсем так, хотя, повторяю, мечтал играть только в этом клубе. Я родился и вырос рядом со стадионом «Буревестник», на месте которого позже был построен спорткомплекс «Олимпийский», и, естественно, там начал играть в футбол и хоккей с мячом. Летом 1951 года наш тренер Иван Кирьянов привел меня на соседний стадион «Машиностроитель», где играла юношеская сборная Москвы, и уговорил ее тренера Матвея Гольдина посмотреть, на что я способен. Гольдину моя игра понравилась, и после матча вместе со всеми я уехал на тренировочный сбор на спартаковскую базу в Тарасовку.
– В «Спартаке» вы отыграли лишь три сезона…
– Я не хотел уходить из любимого клуба – меня просто перевели в ЦДСА в приказном порядке через военкомат. Увы, я и там продержался недолго: последний матч сыграл в 1960 году, когда мне не было и 27 лет. Виной тому – тяжелая травма колена.
– Однако из футбола вы не ушли и позже работали и с Анатолием Тарасовым, и с Всеволодом Бобровым.
– Это были легендарные личности, и найти с ними общий язык было непросто, особенно с Тарасовым. Он неоднократно пытался вмешиваться в тренерские дела, хотя был моим консультантом. В частности, рекомендовал накануне матчей проводить по примеру хоккеистов занятия по атлетизму (!). Я объяснил Тарасову, что следовать его советам в тренировочном процессе не намерен, поскольку футбол и хоккей – разные виды спорта. Анатолию Владимировичу это не понравилось, и он часто жаловался на меня. Бобров тоже был человеком честолюбивым, не признавал никаких авторитетов, но у него был добрый характер, поэтому работалось с ним полегче, чем с Тарасовым, тем более что и в футболе он разбирался лучше своего предшественника.
– Вернемся к вашей игровой карьере. Какой матч вам запомнился больше других?
– Финал Кубка СССР в 1955 году, в котором мы победили динамовцев со счетом 2:1. Но в моей памяти он сохранился не потому, что оба мяча забил я, а потому, что эта игра могла оказаться последней в моей жизни.
– Что же случилось?
– При счете 1:1 в ворота Яшина был назначен 11-метровый удар. В «Спартаке» и ЦДСА я был главным пенальтистом и практически всегда бил в правый от вратаря угол. Яшин об этом знал, поэтому и бросился в правый угол, а я почему-то решил пробить в левый. Надо было знать, каким честолюбивым был Лев Яшин, а тут его бросок вызвал смех на трибунах. Он разозлился и на последней минуте первого тайма поступил далеко не по-джентльменски. В это время динамовцы беспрерывно атаковали всей командой, поэтому, когда мяч попал ко мне, я оказался в офсайде, что зафиксировал судья Латышев. Но я все-таки пробил в сторону ворот, покинутых Яшиным, и тут же получил от него удар ногой в грудь. Латышев тут же удалил его с поля. Я же включился в игру только через 10 минут после перерыва, но от меня уже не было пользы – в лучшем случае мог отдать мяч партнеру.
– Что скажете о современном футболе?
– Сборная России стабильную игру, увы, не показывает. Сильно огорчил родной «Спартак» – есть набор разноплановых игроков, но команды не стало. Правда, порадовали выигрышем золотых медалей армейцы. Но и они добились успеха во многом благодаря легионерам Ярошику и Оличу, что лишний раз свидетельствует о слабости российского футбола. К сожалению, у нынешнего поколения игроков иные, чем у нас, ценности. Раньше при исполнении родного гимна у нас наворачивались слезы на глаза, а нынешние игроки в этот волнующий момент равнодушно жуют жевательную резинку.
КСТАТИ
Агапов считает себя самым счастливым пенсионером – и со здоровьем все в порядке, и денежных проблем не испытывает. Единственная забота – как не пополнеть.