Столпотворение вызвал первый матч сборной СССР 79 лет назад
ФУТБОЛ
ЮБИЛЕЙ
Накануне суровых испытаний нашей сборной в стыковых играх с командой Уэльса хорошо бы не забыть в предматчевой суматохе о дне ее рождения – 16 ноября 1924 года. Через год будет ровно 80 лет первому международному матчу в истории советского футбола, который наша сборная провела со сборной Турции и выиграла со счетом 3:0! Это событие произошло в Москве, дебют оказался впечатляющим и вполне обнадеживающим.
ПЕРВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ
Вместе с политическим непризнанием молодого советского государства многими западными странами нашу страну пытались изолировать и от мировой спортивной жизни «хищные», как тогда писала газета «Красный спорт», «акулы» капитализма. Но из этой затеи ничего не вышло. Турция не побоялась нарушить запрет ФИФА, и после переговоров между спортивными делегациями наших стран в Одессу прибыл корабль с турецкими футболистами на борту.
Известие о том, что в Москве состоится первая международная встреча наших с турками, всколыхнуло всю общественность столицы. По свидетельству тогда совсем еще юных футболистов Михаила Якушина и Николая Старостина, билетов на матч было не достать. 16 ноября 1924 года на стадионе имени Вацлава Воровского, находившегося на Большой Калужской, наблюдалось столпотворение. Счастливчики, которым удалось купить билеты, сидели, тесно прижавшись друг к другу. День выдался совсем не футбольный. Из свинцовых туч мрачного осеннего неба нехотя падали снежинки, покрывая белым ковром футбольное поле, которое представляло собой утрамбованную площадку без малейшего намека на зеленый газон. К полю примыкали ряды свежеструганных и наспех сколоченных деревянных скамеек. Некоторые привезли из близлежащих парков, так как матч захотели увидеть 15 тысяч человек – рекордная для того времени цифра! Понятное дело, что на всех места не хватило. Безбилетные устроились на близлежащих к стадиону кронах деревьев. Высокий забор, который окружал стадион, был украшен лозунгами «Все на футбол!», «Все на субботник!», «Все на…» (и дальше было написано популярное слово из трех букв от руки).
Теплолюбивым туркам пришлось несладко. Поеживаясь от холода и кутаясь в одеяла, они с нетерпением ожидали начала встречи, с интересом и некоторым испугом оглядывая шумную 15-тысячную аудиторию с этими «загадочными» русскими. В то время слова «болельщик» и «болеть» вообще не использовались среди любителей спорта. О человеке, который болел за ту или иную команду, обычно говорили, что он «прижимал» за сборную Москвы, то есть болел за москвичей. Удар по воротам назывался «шут». «Михаил, давай, шутуй по воротам!» – так кричали в азарте зрители первому капитану сборной СССР, нападающему Михаилу Бутусову.
СРАЗУ — ПОБЕДА
В начале матча игра не шла у обеих команд. Было много брака в передачах, неточных ударов. Скорее всего, это происходило от волнения и мороза. Но вот Михаил Бутусов наносит мощнейший удар под перекладину на 14-й минуте встречи. 1:0 в пользу сборной СССР. Через 11 минут вновь отличился наш капитан. Высокий, атлетично сложенный Бутусов замкнул ювелирную передачу «профессора» футбола москвича Петра Исакова. 2:0 – и турки в полном замешательстве. Звучит свисток турецкого арбитра Эмина. Перерыв. Второй тайм начался атаками наших футболистов на ворота соперников. На 70-й минуте после подачи того же Бутусова быстрый нападающий из харьковского «Штурма» Шпаковский забивает третий гол. Харьковчанин отличался редким голевым чутьем и играл с выдумкой, нестандартно, поэтому и был вечной загадкой для соперников. Турецкие футболисты в этой встрече ничего не могли противопоставить советским мастерам кожаного мяча и проиграли со счетом 3:0!
ФУТБОЛИСТЫ ИЗ БУДУЩЕГО
В этой сборной играли игроки, которые надолго опередили свое время в развитии футбольного искусства. Николай Соколов, первый вратарь республики, основатель отечественной школы вратарского мастерства. Евграфыч – так уважительно, по отчеству называли первый номер команды в народе. Его любили за бесстрашие, неброскую, но надежную игру. Соколов первым стал вбрасывать рукой мяч в игру, чтобы продолжить атаку своей команды. Забить ему мяч было очень трудно; те, кому это удавалось, пользовались большим авторитетом у публики. Гол Соколову служил как бы своеобразным эталоном мастерства футболиста.
Нападающий той сборной Петр Исаков первым из наших центрфорвардов нарушил традиционную расстановку нападающих — 5 в линию. Он уже тогда играл немного позади партнеров, что ставило в постоянное замешательство опекунов. Обладая мощным ударом с обеих ног, много забивал сам и отдавал тончайшие передачи своим партнерам. Был абсолютно не жаден до мяча, и если партнер находился в более выгодной позиции, молниеносно адресовал ему пас. Мысль Исакова работала на поле точно и без сбоев, как швейцарские часы.
Не зря Петра называли «профессором» футбола. Среди поклонников этого вида спорта о нем ходила добрая эпиграмма: «Прямо удивительно: до чего у него ноги рассудительны…» В паре с Исаковым взаимодействовал Михаил Бутусов, многолетний капитан сборной СССР. Мощный атлет и талантливый организатор атак, Бутусов был прирожденным нападающим. Забил первый гол за сборную СССР. В течение 10 лет он играл за первую команду страны, имея высокий коэффициент результативности: в 7 матчах за сборную забил 4 мяча. Одним из первых в стране получил звание заслуженного мастера спорта. Как говорил Николай Старостин: «Он среди тогдашних звезд был планетой – центрфорвард, без которого никто сборной СССР и не мыслил!»
СЕЛИН И ГРОЗНЫЙ БУРХАН
Под стать ему был и еще один долгожитель в нашем футболе — Федор Селин — легенда советского футбола. Селин мог играть на любой позиции — нападающего, полузащитника, защитника и даже вратаря. Был и такой факт в его биографии: в одном матче нападающий заменил травмированного голкипера и встал в ворота. Москвичи забили соперникам 6 безответных мячей, Федор не пропустил ни одного. Универсальный был футболист. А головой играл так, как никому не доводилось, за что и получил от болельщиков титул «Король воздуха». Его имя притягивало на стадионы людей как магнит. Когда играл Селин, на трибунах яблоку негде было упасть и полный сбор денег в кассы был обеспечен. Высокий, сухощавый, быстрый, с огненной копной волос, его нельзя было не заметить. Он всегда был в центре внимания.
Удары Федора в падении через себя по мячу, летевшему на высоте среднего человеческого роста, и феноменальная игра головой, когда Селин забивал мяч из-под перекладины оставленных голкипером ворот, приводили публику в экстаз. Пластика акробата, виртуозная техника и глубокое понимание сущности игры делали Федора Селина футболистом из будущего. В жизни Король воздуха был простым и очень отзывчивым человеком. Никогда не ждал, когда его позовут на помощь, всегда приходил первый и помогал. Умел постоять за своих товарищей. Николай Старостин вспоминал, как в Стамбуле в одном из матчей их отчаянно бил по ногам турецкий защитник могучего сложения Бурхан. Вначале он «срубил» капитана команды Старостина, затем Бутусова, но тут настала очередь и самого турка. Это Федор в высоком прыжке ножницами отправил отдыхать уже не грозного Бурхана, которого сразу с поля увезли в больницу. Больше этот турецкий защитник в составе сборной своей страны не появлялся. Матчи с турецкими футболистами проводились до 1935 года. 10 игр наши выиграли, 4 свели вничью и лишь одну проиграли.
КСТАТИ
Спустя неделю после первой победы сборной СССР над командой Турции газета «Красный спорт» в экстренном выпуске подвела итог: «Нам нужна постоянная сборная со своим планом занятий, постоянным тренером. И, наконец, нам нужен, насущно нужен большой современный стадион, эдак тысяч на 80 зрителей». Трудно переоценить значение этой победы для развития всего советского футбола. Она послужила отправной точкой, толчком для массовой популяризации этого вида спорта в нашей стране. Спустя 4 года в Москве был построен стадион-гигант «Динамо», вместивший 50 тысяч зрителей, но даже и этих мест не хватило для зрителей, которые пришли посмотреть финальный матч по футболу первой Всесоюзной спартакиады народов СССР в 1928 году. Газеты на следующий день писали, что матч посетили более 60 тысяч человек.