Ответ знает только ветер
УГЛОВОЙ
Появление Олега Романцева в «Сатурне» вышло похожим на диковинную осеннюю грозу. За вспышкой молнии, то есть самой новостью, последовал раскат грома в виде дебютного матча команды с новым тренером.
Все произнесли необходимые сильные слова. Клуб – про тренерский опыт Романцева. Романцев – про классную постановку дела в клубе и заодно про свой изрядный потенциал. Только все это в данном случае голая теория. Я, например, так и не понял: Романцева вызвали в качестве скорой помощи, чтобы «Сатурн» с гарантией немедленно выиграл медали? И что, он эти медали гарантировал? Странно, если так. Слишком смело было бы. А если не так, если Романцева пригласили с дальним прицелом, тогда к чему жуткая спешка? Ведь в истории был, пожалуй, единственный аналог: первый приход Лобановского в киевское «Динамо» осенью ровно 30 лет назад, и задачу – выиграть золото – он тогда, к слову, с ходу не решил.
Впрочем, в короткой биографии «Сатурна», самого молодого клуба премьер-лиги, можно найти подсказку ответа. В Подмосковье решили, что самым надежным средством для изготовления футбольной команды является копирка. Сперва попросили Павлова сделать продукт «под Камышин» – помните марш-бросок «Текстильщика» с самых низов до четвертого места в элите и путевки на Кубок УЕФА? Потом, не удовлетворившись творческим поиском дебютанта Шевчука, предложили Шевченко воспроизвести бронзовую кампанию «Торпедо». Попутно «Сатурн» перепробовал, заметьте, целую колоду игроков со спартаковской чемпионской аурой, включая таких видных, как Кечинов и Бузникин. Одним словом, его девиз: срисуем по-быстрому.
И все не то. Не срастается. Почему? Денег в достатке. Задача из года в год поставлена предельно конкретно. Все как в армии: приказ дан – приказ обязаны выполнить. Нет только одного, назовите эту штуковину как угодно: особенностью, конструктивной идеей, философским смыслом. То так, то эдак деревце воткнут в землю, а оно все не приживается. Знать, футбол, как и деревце, существо духовное.
Вы скажете: ну и что, клуб молодой, учатся себе, на старших глядя да на собственном опыте. Его, мол, «Сатурна», дело. Уже не только его. Возможны далеко идущие последствия.
В чемпионате-2003 «Сатурн» скорее всего никаких медалей уже не выиграет. И поделом, нечего было горячку пороть. Самолюбие Романцева получит очередной укол, что не поднимет команде тонус. Впрочем, он сам зачем-то поспешил этому уколу навстречу. Надо полагать, кредит доверия тренер за пять туров не исчерпает – не настолько же силен приступ лихорадки у подмосковных управленцев, но прикинем возможное развитие сюжета дальше.
Предположим, в новом сезоне дела у «Сатурна» пойдут примерно в том же ключе, как нынче у «Спартака». Только предположим. Допускаете? Обронили ведь некоторые специалисты, что у красно-белых в этом сезоне изначально был не такой уж и маломощный состав, и учтите: в «Спартаке» Романцев не привык, чтобы кто-то с него спрашивал так жестко, как принято в «Сатурне».
Что же тогда получится? Выяснится, что ни у кого нет прибора для измерения реального тренерского потенциала здесь и сейчас. И тренер, оказывается, также подвержен спадам и кризисам, как представитель любой другой творческой профессии. Игрока хоть можно посмотреть в деле, а в таинствах тренерского труда поди разберись. Попутно тотчас обернется «белым и пушистым» менеджмент «Спартака» на протяжении последних лет. А если обобщить, то из всего отечественного тренерского корпуса единственным лакомым кусочком для клубов останется давно затаившийся Бышовец. А коли нынче еще и Петржела сподобится взять медали с «Зенитом», то через год-другой тренерский цех премьер-лиги будет говорить по-русски очень плохо.
И в ходе «Сатурна», и в решении Романцева невозможно найти рациональное зерно. Если по уму, обеим сторонам, однозначно, стоило подождать. Просто мистика. Словно некая высшая сила вынудила и клуб, и тренера к поступкам, которые могут форсированно изменить в нашем футболе все и вся.