Судьба-планида
ПАС ВРАЗРЕЗ
Странно. Это слово приходит на ум в первую очередь, когда пытаешься переварить всю внутриклубную пургу, снесшую «Спартак» с вершины.
Олег Романцев сам вверяет дела Андрею Червиченко, и сам потом заявляет о его непригодности. Новый президент никак уж не сидит, сложа руки, но чем дальше он в лес, тем больше дров. «Спартак» отвергает свой родной резерв – не тянет, но его натура отторгает и вмешательство заграницы – заграница как-то не вписывается. Более чем странно. А если поразмыслить?
Имя – великая сила. Имя ставит клеймо, торит судьбу. Бог его знает, как это у братьев Старостиных в 30-е годы прошлого века проскочила затея с названием «Спартак». Какие к бесу рабы-гладиаторы, да еще восстающие, при социализме?! Так и будем размышлять – от имени к текущему моменту сквозь судьбу.
Золотой век советского «Спартака» – с начала 50-х годов. Серебряный – конец 70-х – середина 80-х. Про «Спартак» российский все знают. Три куска времени, вырванных из ткани истории? Ой ли? По одному своему признаку три этих лучших спартаковских времени однородные. По ощущению внутренней свободы в нашем отечестве. «Оттепель» – «Спартак» впереди. «Поздний застой» – «Спартак» противостоит тухлому карьеризму и предлагает катать мячик с удовольствием и со вкусом. «Дикий капитализм» – «Спартак» делает все, что хочет.
Что-что, а штампов на «Спартак» понаставили. Спартаковский характер. Спартаковский дух (сила духа, надо понимать?). Спартаковский стиль. И все не очень точны. Я бы сказал одно, только одно – спартаковская планида. К примеру, с 1964-го по 1977-й красно-белые, за исключением одного кратковременного подъема, подвизались на мало солидных ролях и играли через пень-колоду, совсем как нынче, зато дважды буквально зубами вырывали кубок. При Бескове же «Спартак» редко выигрывал через «не могу». Что же получается? Когда слабы, тогда с характером, когда сильны – со стилем? Нестыковочка.
Во как! Вроде ничего такого специально не придумывал – не измышлял, всего лишь наскоро пробежался по истории и собрал факты. А получается со «Спартаком» такой переплет, что аж в голову бьет. Это какие же нас с вами времена-то ждут, мать честная, если «Спартак» и впрямь серьезно занедужил? Диктатура какая, что ли? Шутки шутками, но смотрите сами: Романцев-то правил в «Спартаке», считай, параллельно с Ельциным – «Берите суверенитета, сколько проглотите», как говаривал первый президент России. А Червиченко появился, когда популярной стала фраза «Нужно делиться»… Даже на этом самом свежем примере поверишь, что «Спартак» держит нос по ветру, и коль уж у него начинается насморк, то это не к добру.
Ах, «Спартак», заложник отечественного кислорода и дыма… Ну, что поделаешь с твоей судьбой-планидой? Разве что приедет к тебе итальянский плантатор Скала, знающий, надо надеяться, древнеримские реалии и мифы получше нас с вами и снимет заклятье. Расскажет, что с тем древним Спартаком дело обстояло совсем не так. Ну не переименовывать же действительно команду свободы нашей.