Дегустатор вин, которому надоело казаться ребенком
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
Алексей Смертин – находка для журналиста. Открытый, улыбчивый, с отменным чувством юмора. Интеллектуально развитый. Словом, с таким есть, о чем поговорить. На минувшей неделе полузащитник французского «Бордо» и сборной России побывал в гостях у «Советского спорта». Сначала он отвечал на вопросы читателей, а затем – журналистов отдела футбола.
1-Й TAЙM. ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ
В БАРНАУЛЕ КАЖДЫЙ ГОД ДАРЯТ ОРДЕНА
— Алло. Алексей? Беспокоит Ирина из Москвы.
— Ух ты! Приятное начало.
— Я слышала, что недавно в Барнауле вас наградили орденом. Это правда?
— Да, правда. Для меня стало своеобразной традицией приезжать в Барнаул и получать ордена (смеется). В прошлом году, в этом. Сейчас мне его вручил губернатор Кемеровской области Аман Тулеев.
— Серьезно? А что за орден-то?
— 600 лет Кемерово.
— А в прошлом году?
— Вручили серьезную такую медаль, золотую, с бриллиантами…
— Тяжелую?
— На грудь точно не примешь (улыбается). Отпечаток останется.
— А с Тулеевым общаетесь?
— Да, он любит футбол, поддерживает его. Более того, он был посаженным отцом на моей свадьбе. Моя супруга из Ленинск-Кузнецкого, там и отмечали. А когда я стал лучшим футболистом России, Тулеев прислал мне поздравление.
— Как вы отдохнули в Сибири?
— Все замечательно. Классная природа, обстановка, люди. Погода отличная (Смертин снимает свитер, демонстрируя свой загар журналистам отдела футбола).
— Купались?
— Люблю это дело. Не зазорно и голышом в воду окунуться.
В РОССИЮ ВОЗВРАЩАЮТСЯ НЕ ОТ ХОРОШЕЙ ЖИЗНИ
— Алексей, беспокоит Сергей из Питера. Писали, что вас зовут разные клубы. Это правда?
— Из «Ньюкасла» зимой было реальное предложение. Но клубам не удалось договориться. Говорили еще о немецком «Штутгарте». Но здесь у меня никакой конкретной информации нет.
— Как я понимаю, все разговоры идут оттого, что сам Смертин проявляет инициативу уйти из «Бордо»?
— Что значит – проявляет инициативу? В газеты я, что ли, объявления даю (улыбается)?
— Но вы же говорили, что хотите сменить обстановку!
— Я просто такой человек, что не люблю сидеть на одном месте. Нет, в «Бордо» меня все устраивает. Но хочется испытать что-то новое. Изучить новую страну, новый язык, новый менталитет.
— Алло, Алексей. Николай из Обнинска беспокоит. Возможно ли ваше возвращение в Россию?
– На данном этапе – нет. Я устраиваю руководителей клуба, в котором играю. Команда серьезная.
— А предложения из российской премьер-лиги поступали?
— Сложный вопрос. Давайте я воздержусь от ответа на него. И тем самым дам понять, что поступали.
БЕЛЬГИЕЦ ДЛЯ ФРАНЦУЗА, КАК ДЛЯ НАС — ЧУКЧА
— Здравствуйте, Алексей. Марина из Москвы беспокоит. В бытовом плане сейчас во Франции вас все, устраивает?
— Да. У меня образовался свой круг общения – и французы, и русские…
— А вам все равно, с кем общаться?
– Особого значения не имеет. Хотя для души конечно же лучше с русскими. Есть нюансы разговорной речи, которые я могу использовать, тот же русский жаргон. По-французски же я говорю прямолинейно, понимаю все досконально, поддерживаю любой разговор, даже в шутливой форме. Но каких-то тонкостей все-таки прочувствовать не могу.
— Язык, я знаю, вы быстро выучили?
— Не хочу хвастаться, но это действительно так. Сначала у меня была преподавательница, которая давала мне курсы по два часа в неделю. И этого было достаточно. Она мне «поставила» грамматику, а все остальное уже зависело от меня. Не забуду свой первый урок. Пришла женщина, поздоровалась по-французски, разложила книжки. Я думаю: «Вот сейчас она начнет по-русски мне объяснять, как надо говорить». А оказалось, что она француженка и не знает на нашем великом и могучем ни слова. Я себе тогда задал вопрос: «А что же я тут делаю? Как буду изучать язык?» Но ей удалось меня обучить.
— Юмор во Франции специфичный? Над чем там смеются?
— Во всяком случае не над алкоголизмом, не над тунеядством, как в России. Хотя любимые персонажи есть – бельгийцы. Для них они, что для нас – чукчи из анекдотов. Хотя сам я этого никак не пойму. По-моему, бельгийцы культурная и образованная нация.
ПЯТЬ БУТЫЛОК В ПОДАРОК СЕМАКУ
— Алло, Алексей? Это Ирина из Москвы. Знаю, что вы коллекционируете вина. Скажите, сколько вин в вашей коллекции и какие марки – любимые?
— Можно небольшую поправочку сделаю? Я не коллекционер, я дегустатор вин. Это Сергей Семак их собирает. А я пью. Тем более что такая возможность у меня есть.
— Какие вина вам нравятся?
— Больше всего – бордо, потому что я живу в этом регионе. У меня есть возможность пробовать.
— А Семаку что-нибудь дарили?
— Да, конечно. В его коллекции – больше пяти бутылок от Алексея Смертина.
— К вину пристрастились во Франции или раньше, в России?
— Раньше я его не пил. Возможности не было. «Агдам» и «Три семерки» – вот и все вина (улыбается). Выбор невелик.
ФАВОРИТОМ ЧЕМПИОНАТА СЧИТАЮ ЦСКА
— Здравствуйте, Алексей, это Дмитрий из Мытищ. Следите ли вы за чемпионатом России? И если да, то кого считаете главным фаворитом?
— За чемпионатом России слежу, в основном через Интернет. Мне все перипетии очень интересны. Фаворит? В нынешнем чемпионате России это, несомненно, ЦСКА. Не сбрасываю со счетов «Локомотив». А еще – «Динамо».
— Алло, звонит Олеся из Ярославля. С каким настроем вы подойдете к решающим отборочным матчам чемпионата Европы?
— С самым боевым, как и все ребята. Будем надеяться, что мы пробьемся в финальную стадию чемпионата Европы. Меня, по крайней мере, эта надежда не покидает.
— Спасибо за ответ. А можно еще об одном одолжении вас попросить?
— Конечно.
— Не могли бы вы передать привет от Олеси Диме Сычеву?
— Без проблем. Мы созваниваемся с ним после каждой игры, обсуждаем перипетии матчей. Так что обязательно передам ваш привет!
— Алло, это Евгений Смертин?
— Алексей. Но у меня есть брат Евгений. Нас часто путают, поэтому я не обижаюсь.
— Все равно, извините. Кстати, как у брата дела?
— Два дня назад его «попросили» из тренерского штаба «Химок».
— И чем сейчас занимается?
— Пока без работы. Так что, пользуясь случаем, готов дать объявление: кому нужен амбициозный и готовый применять свои знания специалист, обращайтесь (улыбается).
— А какие у вас сейчас с братом отношения?
— Мы друзья. У меня всего два друга – и один из них брат. А в свое время был период, когда из-за разницы в возрасте мы практически не общались. Он уехал в Москву, разговаривали только по телефону, да и то редко. Зато сейчас я могу назвать его настоящим другом. Мы всегда поможем друг другу в беде. Ему я, кстати, первому рассказал о предложении из «Бордо».
— А кто второй друг?
— Он живет в Барнауле и не имеет никакого отношения к футболу. Я вообще очень осторожно отношусь к этому слову – дружба.
2-Й ТАЙМ. ВОПРОСЫ ЖУРНАЛИСТОВ
БЕСПРЕДЕЛ В АЯЧЧО
— Пару слов о французском темпераменте. Как вам местные болельщики? Самые буйные они в Аяччо, не так ли?
— В целом болельщики во Франции вполне нормальные. Буйные они в Марселе, но там нас защищает охрана. В Аяччо же действительно полнейший беспредел. Сам свидетель. Когда мы уходили в подтрибунные помещения, Савио, например, схватили за волосы, а Паулету ударили локтем.
— А после еще и автобус закидали, не так ли?
— Было дело. Но на самом деле это все детский лепет по сравнению с тем, что творилось в Грузии.
— До сих пор помните?
— А как же! Но там во многом виноваты проектировщики стадиона. Представьте: после матча идет огромная толпа, а сзади, разрезая ее, едет автобус. Практически живую реку разгоняет. Будь я на месте болельщика, тоже швырнул бы камень в этот автобус. Шутка (смеется).
— Вы сказали, что в Марселе буйные болельщики. А там, между прочим, Сычев играет…
— Димке очень повезло, что он попал в команду в тот момент, когда она хорошо играла.
— А если плохо?
— Были случаи, когда машины футболистам били.
АНАНАСЫ ПЕРЕД ИГРОЙ
— Кто главный юморист в вашей команде?
— Фейдуно. Человек с потрясающим чувством юмора. Постоянные танцы, шутки, розыгрыши. Например, за час до игры все разминаются, а он берет пол-ананаса и начинает есть. Шутник. Или начинает одеколоном всего себя растирать. Для чего, интересно? Чтобы пахнуть, что ли, на поле хорошо? Уникальные люди. Музыку слушают на весь автобус. И никто не скажет: прекратите ваши штучки. Все спокойно сидят, кто-то даже подпевает. Полнейшая демократия. Поначалу меня это очень удивляло. А сейчас привык.
— Есть что-то еще из цикла «Приколы раздевалки»?
— Есть игроки, которые могут прийти в разных ботинках, очень смешных, и поставить их на видное место.
— Вы такого себе не позволяли?
— Нет, я скромный.
— Но однажды пришлось разнимать в раздевалке дерущихся партнеров…
— Было дело. Сцепились Дюгарри и Коста. Они еще на поле начали. Мы играли в Бельгии с «Андерлехтом» и у команды ничего не получалось. А Дюгарри к тому же очень часто ошибался. Коста – второй центральный полузащитник. Он бразилец, к тому же молодой, горячий. И в один из моментов он высказал все, что думает о Дюгарри. Обматерил, словом. А Дюгарри подошел к нему и говорит: «Слушай, ты маму мою не трожь! Я понимаю, что ошибаюсь. Но это игра. Кто не ошибается? Пожалуйста, подсказывай по-футбольному. Но маму не трожь». К сожалению, все это переросло в драку. На поле их разняли, но в раздевалке они сидели на одной скамейке и потом сцепились опять. Я пытался сдержать Косту, но он очень массивный и к тому же импульсивный. Тяжело пришлось. Почти вся команда в этой разборке участвовала.
РУССКИЙ ДЕНЬ В БАРЕ ЛАСЛАНДА
— Водку вместе с французами не пили?
— Они водку не пьют.
— Может, и не все знают, что это такое?
— Еще как знают. Но у них другая водка, не такая, как у нас. Есть анисовая, яблочная – 28 градусов. Это не наши 40! Расскажу интересный случай. Играл у нас один футболист, Ласланд. У него есть свой бар. И однажды там решили устроить русский вечер. Готовили специальные блюда. Что-то похожее на пельмени, борщ. Все официанты – в русских нарядах. А в конце подавалась водка. Причем в специальных колбочках. Знаете, в этот момент я сразу вспомнил школу, уроки химии (смеется). А сама водка – градусов 25–28. Причем ты должен выпить, а затем разбить эту колбочку. Вроде как по-русски. Я сразу же начал объяснять, что мы-то как раз пьем водку из стаканов. И не 28-градусную, а сорока.
ВЕЧЕРИНКИ У СМЕРТИНА ДОМА
— В гости к себе одноклубников не приглашали?
— Обязательно. Они очень любят захаживать к нам.
— Встречаете по-русски?
— Как у нас принято. Накрываем стол с огромным выбором блюд. У них все не так – французы в этих делах достаточно рациональные, если не сказать что скупые.
— Вы их тоже пельменями угощали?
— Пельмени? Не помню. Борщ был точно. У меня супруга его готовит очень вкусно. А эти дни вообще из кожи вон лезла, чтобы угодить.
— Получилось?
— На все сто.
ХОЧУ КАЗАТЬСЯ ВЗРОСЛЕЕ
— Недавно вы решили сменить имидж: отпустили небольшую бородку. Решили стать мушкетером?
— Это в Бору перед Швейцарией? Да бритвы просто на базе не было (смеется). Шучу.
— А если серьезно?
— Если серьезно, на подбородке у меня особо волосы не растут. А хочется уже повзрослее быть. А то совсем ребенок. Тогда на базе я две недели не брился.
— Вид, прямо скажем, был незаурядный…
— Да, мушкетер тот еще! Я, кстати, живу недалеко от родины Д’Артаньяна. Был там – в городе Орш. Видел памятник, который установлен этому литературному герою. Это совсем недалеко от региона Арманьяк.
— Тоже название знакомое.
— Да, там делают очень чудный напиток.
— Пробовали?
— А как же! Но в его дегустации уже надо быть аккуратным. Все-таки градусы повыше. А вино французы не воспринимают за алкоголь….
— Можно ли после его потребления садиться за руль?
— Зависит от дозы. Если бутылку на двоих распили – вполне. Это считается нормальным. Меня на дорогах всего два раза останавливали. Но не за винные дела. Просто не был пристегнут ремнями безопасности. Я им тогда сказал, что в России все так ездят (улыбается).
— И что?
— Поверили. Отпустили. Они вообще всему верят. В отличие от нас.
КАТАЛ СУПРУГУ НА «ХАРЛЕЕ»
— Мы плавно перешли на транспортную тему. Насколько известно, ваш любимый вид транспорта – не автомобиль?
— Совершенно верно. Мотоцикл «Харлей Дэвидсон». Гоняю на нем на тренировки.
— А как на это смотрят в клубе? Мотоцикл – штука небезопасная.
— Смотрят сквозь пальцы. У нас демократия. Хотя играй я в другой стране, а может, даже в другом французском клубе, не думаю, что руководство было бы за моего «Харлея».
— Мотоцикл для вас – это что? Удобство передвижения?
— Просто мне это нравится. Я вообще люблю экстрим. Пошло увлечение еще с детства, с деревни. Лет в десять дед усадил меня на «Урал» с коляской. Проехался – и заразился. А во Франции и погода, и дороги позволяют мне ездить на мотоцикле.
— Чаще ездите на мотоцикле или авто?
— На любимом «Харлее». Если погода позволяет.
— А супругу катали?
— Два раза.
МОГ БЫ СТАТЬ «ПОСЛЕДНИМ ГЕРОЕМ»
— Вы разносторонний человек. Могли бы, к примеру, представить себя в проекте «Последний герой»?
— Однозначно — да. Как я уже говорил, люблю экстрим.
— Но это не только экстрим. Важна еще психология общения с людьми.
— А я люблю общаться. Меня тянет к этому. Во Франции у меня недостаток общения. Именно теплого, дружеского. Сам же я легко иду на контакт.
— Могли бы стать неплохим журналистом.
– А меня, кстати, приглашали комментировать матч сборных России и легионеров. Отказался. Захотел просто посмотреть футбол в удовольствие.
— Вы очень упертый по характеру человек. Откуда это качество?
— Думаю, что с рождения. Эта упертость в чем-то даже граничит с вредностью. Я не верю в гороскопы, но говорят, что Тельцам присущи именно такие качества. А еще формирование характера произошло в детстве благодаря моему отцу. Он тоже был требовательный и упертый. Именно он помог в становлении характера мужика. Часто играли в футбол со взрослыми. Меня били по ногам – и приходилось терпеть. Дождь, слякоть на дворе – все равно отец заставлял идти играть в футбол. У каждого ребенка ведь бывают периоды, когда мяч надоедает. Но сейчас я отцу благодарен.
— Вы уверены в завтрашнем дне?
— Я ни в чем не уверен. Только в том, что в данный момент я живой. Что произойдет в следующую минуту, предугадать невозможно.
— Вы в чем-то философ…
— Есть немного (улыбается). Кстати, очень люблю читать. Из писателей импонирует Фаулз – тоже заставляет задуматься о жизни.
— Среди других футболистов белой вороной себя не чувствуете?
— Интеллектуально я не ставлю себя выше и не считаю, что это так. Более того, раньше я стеснялся давать интервью. Сложно было формировать речь, строить фразы. Но постепенно привык. Веду себя более раскрепощенно. И это помогает мне в жизни.
КСТАТИ
Смертин тесно общается со многими музыкантами, в частности с гитаристом Виктором Зинчуком и Дмитрием Ревякиным из группы «Калинов мост». «Мне близка музыка Ревякина, тексты его песен, — говорит Алексей. – К тому же он, как и я, из Сибири». По словам Смертина, отборочный матч между Швейцарией и Россией Ревякин смотрел дома по телевизору, облачившись в футболку Смертина. «Не проиграли — значит примета хорошая», — улыбается Алексей. Что касается Зинчука, то Смертин мечтает научиться играть на гитаре, как он. «Зинчук говорит мне: научи меня в футбол играть, — улыбается Алексей. – А я ему в ответ: «А ты меня на гитаре».
МЕЖДУ ТЕМ
В минувшие выходные Смертин совершил свой первый прыжок с парашютом. Последуют ли его примеру другие футболисты?
АНЕКДОТ ОТ АЛЕКСЕЯ СМЕРТИНА
Женщина пошла за хлебом. Видит, мужик пьяный валяется. Брюки хорошие, ботинки чистые, на руке – часы золотые. Думает: «А что? Заберу домой, к себе». Решила только сначала за хлебом забежать. Купила, выходит из магазина, а мужика – след простыл. И так в сердцах восклицает: «Ну е-мое, как будто год хлеба не ела!»
НАША СПРАВКА
Алексей СМЕРТИН
Родился 1 мая 1975 года.
Выступал за команды: «Динамо» (Барнаул) – 1992–1993, «Заря» (Ленинск-Кузнецкий) – 1994–1997, «Уралан» (Элиста) – 1997–1998, «Локомотив» (Москва) – 1999–2000, с июля 2000 года – в «Бордо» (Франция).
В чемпионатах России провел 65 матчей, забил 10 мячей («Уралан» – 26 игр, 3 гола, «Локомотив» – 39 игр, 7 голов).
Серебряный призер чемпионата России 1999 г.
Обладатель Кубка России-2000.
ЛЮБИМАЯ СТРАНА
РОССИЯ
ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
БАРНАУЛ
ЛЮБИМЫЙ ФИЛЬМ
«КРИМИНАЛЬНОЕ ЧТИВО»
ЛЮБИМЫЙ МУЗЫКАНТ
ЗИНЧУК
ЛЮБИМЫЙ ПЕВЕЦ
РЕВЯКИН
ЛЮБИМАЯ КНИГА
«ДЭНИЭЛ МАРТИН» Д. ФАУЛЗА
ЛЮБИМОЕ БЛЮДО
АНТРЕКОТ С КРАСНЫМ ВИНОМ
ЛЮБИМОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО
МОТОЦИКЛ «ХАРЛЕЙ ДЭВИДСОН»