За обвинения в пьянстве – подавать в суд!
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
Состоявшееся в начале этой недели общее собрание членов премьер-лиги оценило судейство первого круга как «не соответствующее уровню чемпионата». Поэтому и вопросов к судьям накопилось предостаточно. Мы пригласили на «горячую линию» президента Коллегии футбольных арбитров Николая Левникова. Читатели могли напрямую узнать у нашего гостя о «видеоошибке» арбитра Иванова, обвинениях в адрес рефери со стороны клубов и о том, как судейский корпус собирается исправлять ситуацию во втором круге чемпионата.
1-Й ТАЙМ. ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ
СО СТАДИОНА ВЛАДИКАВКАЗА УЕЗЖАЛ НА БМП
— Здравствуйте, Владимир Михайлович из Москвы беспокоит.
— Здравствуйте, Николай Левников с вами говорит.
— Очень приятно, Николай Владиславович. В середине 90-х на одном из совещаний высшей лиги Валерий Овчинников, руководивший тогда нижегородским «Локомотивом», сказал: «Я судьям давал, даю и буду давать, потому что знаю: соперник даст больше». Ему ответили: дескать, арбитры мало получают. Сейчас гонорар у главного арбитра премьер-лиги 45 тысяч рублей. Но после судейства отдельных матчей, к примеру «Динамо» – «Сатурн», можно подумать, что «давать» снова стали больше…
— Вот до тех пор, пока у нас командами будут руководить тренеры, которые громогласно делают такие заявления, футбол в России не станет лучше. Вы правы, судейство матча, о котором вы говорите, было не на высоте. Но это никак не связано с коррупцией.
— Вы думаете, сейчас нет взяточничества в судейcтве?
— Есть вопросы, которые нас настораживают. Особенно в этом году. Ряд матчей показал, что арбитры ошибаются потому, что не могли обрубить старые связи с клубами, которые у них существовали на протяжении многих лет. В прошлом сезоне я мог сказать, что уверен в полной объективности всех судей.
— Но ведь бывают и другие обстоятельства. Из Владикавказа, например, если поставишь хозяевам пенальти на 90-й минуте, так просто не улетишь – потому и не назначают эти одиннадцатиметровые…
— Почувствовал владикавказскую обстановку на себе. Я дважды судил там матчи «Алании» со «Спартаком»: в 1992 году хозяева уступили 2:5, а во втором была ничья 1:1. В ничейном поединке работал по правилам — показал 8 желтых и 4 красные карточки. И в 1992-м не должно было быть никаких претензий, но уезжал со стадиона на бронетранспортере. Разгоряченная и подогретая неадекватным поведением некоторых работников клуба толпа не давала выйти за пределы стадиона. Милиция просто вывезла нас на БМП в гостиницу.
— Угрозы были?
— Были. И провокации были. Кстати, после той игры я не сразу улетел в Санкт-Петербург. До матча во Владикавказе работал на игре молодежных команд Болгарии и Франции. После него мне подарили маленькую картинку с изображением моего святого – Николая-угодника. Так вот, когда улетал из Осетии и проходил предполетный контроль, мне сказали, что увожу из республики национальное достояние. То, что до этого я прошел контроль с этой картинкой на двух границах — российской и болгарской, значения не имело.
— Добрый день, Вадим Глейдеров из Красногорска. Не хотели, уже будучи президентом КФА, создать свою службу безопасности?
—Думаю, что не стоит этого делать. Да и не знаю страну, где бы была такая служба. К тому же это будет очень дорого стоить. У нас нет таких денег.
КАК ОТСУДИТЬ ДЕНЬГИ У ВСЕГО СТАДИОНА?
— Здравствуйте, это Андрей из Москвы. В последнем туре был случай – два игрока «Сатурна», Амоако и Быстров, едва не подрались прямо на поле. Как быть в таких случаях арбитру?
— Расценивать эту ситуацию как факт недисциплинированного поведения и наказать зачинщика желтой карточкой.
— То есть Амоако должен был получить горчичник?
— Да. Хотя есть оговорка – судья мог и ограничиться замечанием. Но не оставлять этот эпизод без внимания.
— Добрый день! Алексей, 16 лет, из Санкт-Петербурга беспокоит. В России очень распространены некорректные высказывания с трибун в адрес судей. Скажите, пожалуйста, арбитры могут получить моральную компенсацию, подав в суд?
— (Смеется.) Если только вы подскажете способ получения этой компенсации с тридцатитысячной аудитории! Как это сделать, я просто не знаю.
— Еще один вопрос. ФИФА ввело «правило шести секунд» для голкиперов. Но вратари очень редко ему следуют…
— Это правило позволило увеличить чистое игровое время. Арбитрам дано указание – в том случае, если голкипер демонстративно не вводит мяч в игру, наказывать его. Но правило нестрогое – в принципе, наказывают только после 8 секунд задержки мяча. Сергей Кузнецов, бывший игрок сборной СССР, закончил карьеру арбитра именно из-за этого правила. В матче команд первого дивизиона «Сокол» — «Факел», когда решалась судьба выхода в высшую лигу, он назначил за это нарушение свободный удар, после чего и был забит гол. А вратарь, как посчитали эксперты, держал мяч 5,9 секунды.
ИВАНОВ ПРИЗНАЛСЯ В ОШИБКЕ
— Добрый день! Владимир Николаенков беспокоит. Это судья Николай Левников?
— Бывший судья – так правильнее. Сейчас уже руководитель судейской организации.
— Говорят, судейство стало лучше… А как газеты ни почитаешь, судей только наказывают...
— Мы не скрываем, что ошибки есть. Именно благодаря нашей открытости наказания арбитров и стали достоянием гласности. А судейство сегодня, по сравнению с предыдущим годом, стало лучше.
— Еще мне непонятна ситуация с арбитром Валентином Ивановым: смотрел он видеокамеру в кубковом матче «Анжи» – «Ростов» или нет?
— Смотрел. Я в тот вечер был в Ирландии на юношеском турнире. Иванов позвонил мне и подтвердил, что смотрел видеокамеру. Он сказал, что смотрел запись для того, чтобы снять напряжение, которое было на стадионе.
— Благородный поступок! Так зачем его тогда наказали?
— Мы считаем, что он должен был сразу принять решение и не затягивать матч на 23 минуты. Но для КФА Иванов остается лидером судейского корпуса России, что и доказал, отработав полуфинал Лиги чемпионов и финал Кубка конфедераций.
2-Й ТАЙМ. ВОПРОСЫ ЖУРНАЛИСТОВ
СПАСИБО ШАЛИМОВУ И ЧЕРНЫШОВУ
— Количество жалоб от клубов, равно как и дисквалификаций и штрафов арбитрам, в этом сезоне уже превысило все мыслимые нормы. Может быть, судьи и ошибаются так часто, что работают в состоянии постоянного стресса?
— В этом сезоне рассмотрена 21 жалоба, 14 их них удовлетворено. Мы договаривались с клубами перед началом прошлого сезона, что они не будут писать жалобы. Но после ошибки Александра Кожухова в матче «Сатурн» — «Ростов» во втором туре этот договор был нарушен. Сейчас нам удалось провести изменения в дисциплинарном кодексе. Судьи со второго круга не будут дисквалифицироваться за допущенные ошибки. Просто уменьшится количество обслуживаемых ими матчей. И еще одно изменение – отстранение до конца сезона от судейства последует не после двух, как ранее, а трех ошибок.
— Насколько знаем, это не единственное новшество в судействе. Есть еще и запрет на послематчевые высказывания в адрес судей.
— На общем собрании премьер-лиги было принято решение: после матча игроки и тренеры не должны высказываться в адрес арбитра. За нарушение вводится штраф. И мне очень приятно, что еще до этого заседания, сначала Шалимов, а потом и Чернышов заявили о нежелании высказываться в адрес судей. Спасибо им. И второй момент: клубы сами попросили ужесточить требования к поведению тренеров в технической зоне и, судя по всему, теперь не будут болезненно реагировать на удаления как наставников команд, так и запасных игроков на трибуны.
— Как разбирались в истории с обвинением белгородским «Салютом» арбитра Кириллова в пьянстве?
— Вообще-то за два неполных сезона моей работы на посту президента КФА это первый случай. Мы провели служебное расследование обстоятельств матча «Спартак» (Луховицы) – «Салют» (Белгород). Пригласили трех судей, инспектора этой встречи. Арбитр был адекватен, но качество судейства на низком уровне. И обвинение белгородцев было сведением личных счетов.
— Как быть судьям в такой ситуации?
— Путь только один. Если есть такое обвинение – пройти освидетельствование – и подавать в суд. Для защиты чести и достоинства. Если этого не сделано, значит, арбитр автоматически подтверждает то, что он был нетрезв.
ГВАРДИС ПЕРЕНАСТРОИЛСЯ
— В начале сезона арбитры пару раз ошиблись в пользу ЦСКА. Сколько раз после этого вам приходилось объяснять, что судьи в межсезонье не готовились на деньги армейцев, как об этом писали в Интернете?
— Я готов и через вашу газету еще раз, ничего не скрывая, все подробно объяснить. У нас есть договор с РФПЛ, в котором написано: лига выделяет средства на оплату труда судей и на проведение учебно-тренировочных сборов. И когда мы провели сборы на Кипре и в Сочи, представили счет премьер-лиге. Виталий Мутко подписал платежку о переводе 2 миллионов рублей со счета РФПЛ на счет Коллегии футбольных арбитров. Содержание одного арбитра стоило лиге 30 долларов в день. Вот и весь сказ. Кстати, во многом из-за поднятой шумихи о том, что якобы судьи помогают ЦСКА, и объясняются ошибки арбитра Гвардиса в недавней игре армейцев в Питере.
— Почему именно этим?
— Во-первых, все судьи читают газеты и четко улавливают общественное мнение. Потому Гвардис и хотел так отсудить матч, чтобы никто его затем не обвинил в помощи ЦСКА. Во-вторых, он, как говорят, перенастроился: хотел доказать всем, что он – один из лучших арбитров.
— А как относитесь к тому, что он сначала отменил гол, а затем все-таки его засчитал?
— Хорошо, что ему хватило мужества сделать это до того, как «Зенит» ввел мяч в игру.
ВИДЕОКАМЕРЕ – НЕТ, БИП-СИСТЕМЕ – ДА
— Сейчас в Европе рассматриваются и входят в моду сразу несколько проектов, связанных с судейством на высшем уровне. Мы называем что-то новое – вы его комментируете. Итак, бип-система.
— Это устройство, с помощью которого главный арбитр может поддерживать связь с помощниками на расстоянии. Помощник подскажет главному, был пенальти или нет. Возьмите матч «Ростов» — «Спартак». Главный арбитр бежит к помощнику и консультируется. Это приводит к негативным моментам: сначала одна команда оспаривает решение, потом другая. Накаляются страсти. При помощи микрофона главный арбитр может мгновенно получить нужную информацию у бокового. То есть это шаг вперед.
— В бундеслиге сейчас матч обслуживает еще и четвертый судья.
— Это потому, что до этого у них не было резервного арбитра. А табличку с добавленным временем или заменами поднимал работник стадиона. У нас для этих целей есть резервный судья.
— Ваше отношение к новшеству — поставить еще одного арбитра за ворота…
— Думаю, что в доли секунды человеческий глаз все равно не способен уследить за полетом мяча.
— Использование видеокамеры при принятии решений.
— Мне казалось, что в ворота поставят видеокамеру, дабы в сложных ситуациях воспользоваться ей. Но в марте на заседании Совета по правилам УЕФА просмотрели кучу подобных моментов. Оказалось, что использование техники приводит к тому, что матч останавливается минут на 15—20. В итоге отказались от нововведений. Футбол без ошибок людей, в него играющих, пресное и скучное зрелище.
ГОРЛУКОВИЧ МАТОМ НЕ РУГАЛСЯ. ОН ТАК РАЗГОВАРИВАЛ
— Сейчас практически все матчи премьер-лиги показывает телевидение. Иногда от мата на поле телевизионщики вынуждены отключать интершум. Мат стал едва ли не официальным языком российского чемпионата. Как судьи будут с этим бороться?
— Сейчас язык изменился настолько, что нецензурные выражения стали его полноправной частью: мат в газетах, на телевидении, в книгах… Если бы в обществе было серьезное неприятие этой ситуации, мы бы могли бороться. Посмотрите: главный тренер «Черноморца» Игорь Гамула на послематчевой пресс-конференции через слово выражается! Все посмеялись и забыли. Перед сезоном на сборах мы говорили судьям: за нецензурные высказывания удаляйте с поля! Но в товарищеских матчах есть право замены удаленных. А в официальных матчах этот мат никто не хочет слышать. Ведь в случае удаления последует разбор эпизода с возможным затем недоверием к арбитру.
— Кто, по вашему мнению, главный матерщинник у футболистов?
— (После долгой паузы.) Пожалуй, Горлукович. Постоянно в ходе матча покрикивал на партнеров. Но это рабочие моменты: он матом не ругается, он на таком языке разговаривает.
— Нижегородский арбитр Игорь Егоров тоже не скрывает, что не всегда выбирает выражения.
— Игорь не прав. Судья должен быть не только законодателем, но и воспитателем, педагогом. Он не может позволить себе нецензурных выражений. Да, есть футболисты, с которыми надо поговорить жестко. Рявкнуть даже.
— А кто самый культурный и корректный футболист?
— Андрей Тихонов. Потрясающий игрок! Даже в самые тяжелые моменты, как бы ни складывалась игра для арбитра, никогда не позволит себе оскорблений и мата.
В КАЗИНО У ЕГОРОВА НЕ ИГРАЮ
— Кстати, о Егорове. Он ведь еще и владелец казино в Нижнем Новгороде – бывали у него?
— Видел его хозяйство, когда был в служебной командировке. Что в Егорове нравится – настоящий мужик. Держит слово. Никогда не гнется. В его казино все напоминает, чем он сейчас занимается.
— Поиграть не удалось в его заведении?
— Я не играю в азартные игры после того, как в студенческие годы проиграл много в преферанс. Адреналина мне и в работе хватает.
— А сколько тогда в преферанс проиграли?
— Всю месячную стипендию – сорок рублей (смеется). Поэтому больше – ни-ни.
АНЕКДОТ В ТЕМУ
Умирает футболист, жена стоит рядом. Он спрашивает:
– Признайся, сколько раз ты мне изменяла?
Она говорит: первый раз с тем-то, второй раз с тем-то…
– А третий? – спрашивает умирающий.
– Помнишь, ты играл, а с трибун все кричали, что ты дурак и играть не умеешь?
– Помню.
– А помнишь, — продолжает жена, – что на второй день все изменили свое мнение?
НАША СПРАВКА
ЛЕВНИКОВ Николай Владиславович.
Родился 15 мая 1956 года.
Судья всесоюзной (1990) и международной (1993) категории. Играл за юношескую сборную Белоруссии, ленинградские «Светлану» и «Буревестник». Судейством начал заниматься с 1981 года. В высшем советском дивизионе с 1987 года работал помощником и с 1989-го – главным арбитром. Судил финал Кубка России 1996 года. Неоднократно в списках лучших судей России. Работал на международных турнирах: юношеский чемпионат Европы-91, молодежный чемпионат мира-95, чемпионат Европы-96, Кубок конфедераций-97, чемпионат мира-98. Неоднократно судил матчи Лиги чемпионов.
ЛЮБИМАЯ СТРАНА
Россия
ГОРОД
Санкт-Петербург
ФИЛЬМ
«Однажды в Америке»
АКТЕР
О. Янковский и C. Мигицко
БЛЮДО
Драники
НАПИТОК
Красное вино
АВТОМОБИЛЬ
«Тойота»
ХОББИ
Езда на автомобиле