Домингос, которого освистали

Пора, видимо, заканчивать разговор о Домингосе и возвращаться к печальной драме, случившейся с бразильской сборной на чемпионате мира 1938 года. Но для того чтобы невероятность этой драмы стала особенно хорошо понятной, все-таки посвящу Домингосу еще нес
news

НА ФУТБОЛЕ

Пора, видимо, заканчивать разговор о Домингосе и возвращаться к печальной драме, случившейся с бразильской сборной на чемпионате мира 1938 года. Но для того чтобы невероятность этой драмы стала особенно хорошо понятной, все-таки посвящу Домингосу еще несколько строк.

Я уже упоминал, что он, как никто, был тщателен и аккуратен в работе с мячом. Никто не помнит, чтобы даже в самой сложной ситуации Домингос отбил бы мяч не глядя, лишь бы разрядить обстановку. И вдруг однажды в матче «Фламенго» и «Ботафого» в такой ситуации он откинул мяч в аут.

Трибуны разразились неодобрительным свистом. Домингос обиделся. Он привык к овациям и восторгам, а тут вдруг свист!

И он не сдержался: повернулся к трибуне и сделал очень неприличный жест, означающий: «Да пошли вы все!..»

Грянул рев негодования. Это был самый звучный, самый оскорбительный свист, который Домингос когда-нибудь слышал. Очевидцы утверждают, что журналист и болельщик «Флу» Марио Поло потребовал даже во весь голос полицию, чтобы вывести с поля «этого хама и грубияна»!

И что же он сделал в ответ? Как он поступил со своими обидчиками?

Он поступил так, как на его месте не смог бы поступить никто другой: спустя несколько минут, овладев мячом в непосредственной близости от своих ворот — буквально в двух-трех метрах! – обработал его и остановился, поставив на него ногу. И пригласил жестом форвардов «Ботафого»: «Подходите, возьмите у меня этот мяч! Если сможете!»

Трибуны осознали, что происходит, и замерли. Поняли вызов и соперники. Переглянулись и вдруг ринулись к Домингосу. Вся линия атаки во главе со знаменитым Элено де Фрейтасом. У того был свой, особый счет к именитому защитнику. В одном из недавних матчей Домингос превратил этого лучшего «артиллейро» сезона в неуклюжего паяца: серией финтов обыграл его раз, другой, третий, пятый, десятый подряд!.. Трибуны тогда сначала затихли, не веря, что такому унижению может быть подвергнут «великий Элено», а потом, когда взбешенный, потерявший голову и выведенный из равновесия в прямом и переносном смысле слова нападающий рухнул на… простите, задницу, разразились хохотом.

Итак, вся линия атаки, все пятеро форвардов «Ботафого» рванулись к Домингосу. А он спокойно ждал их в нескольких метрах от линии своих ворот и от объятого ужасом вратаря. Дождался — один против пяти! — и начал плести стремительную вязь своих финтов. Миллиметровыми движениями он обыграл одного, другого, третьего… всех по очереди и всех, получается, вместе взятых, после чего неторопливо вышел с мячом из штрафной и послал точнейший пас своему форварду Веве.

Что было дальше? Дальше Домингос повернулся к трибуне, которая его только что освистала, сначала застыл, внимательно глядя на торсиду, потом низко поклонился и сделал рукой широкий круг перед собой. Как испанский идальго, приветствующий то ли соперника перед дуэлью, то ли друга перед пьянкой.

Вся трибуна вскочила на ноги и в порыве благодарности учинила только что освистанному, только что оскорбившему ее Домингосу бурную овацию.

И вот теперь, после того, как вы получили возможность прочувствовать удивительную манеру игры этого величайшего защитника в истории бразильского футбола, пришло наконец время рассказать о самом трагическом эпизоде его биографии — о знаменитом «пенальти на Пиоле» на чемпионате мира-1938. Об этом – в следующей колонке.

СВИДЕТЕЛЬСТВО ОЧЕВИДЦА

«Когда уругвайский «Насьональ» подписал контракт с Домингосом, мы, уругвайские футболисты, да и вся национальная пресса, были разъярены. Почему вдруг пригласили зарубежного защитника, если всем известно, что именно у нас в стране играет лучший в мире игрок этого амплуа – Насацци?

И вот Домингос приезжает, начинает играть. Проходит месяц, другой… На третий все мы поняли, что до приезда к нам Домингоса просто не представляли себе, что такое настоящий защитник».

(Обдулио Варела, капитан сборной Уругвая — чемпиона мира 1950 года).