А воз и ныне… где?
В ЦЕНТРЕ ПОЛЯ
Ощущение того, что сборная России, приехавшая на ЧМ-2002, доживает в своем тогдашнем виде последние дни, возникло у большинства поклонников футбола отнюдь не с финальным свистком в матче с бельгийцами в Сидзуоке.
Возраст многих футболистов основы нашей главной команды неумолимо свидетельствовал о том, что перемен не избежать независимо от исхода баталий на полях Японии. Это объективный факт. А субъективно, наверное, едва ли не каждый из нас готов был признать, что до планки, поднятой нашей сборной в 1999-м в матчах с французами и украинцами, в последующие три года она недотягивала.
Не сомневаюсь, что и прежний тренерский штаб, останься он во главе сборной, наверняка встал бы на путь реформ. Свою волю к переменам бывший наставник сборной Олег Романцев в последние полтора года демонстрирует в «Спартаке», правда, там ротация состава и связанные с ней изменения в тактике во многом оказались для него вынужденными из-за того, что клуб распрощался с рядом ветеранов. Однако с приходом в национальную команду Валерия Газзаева изменения в ней пошли по более радикальному пути. Новых лиц в сборной появилось действительно предостаточно. А вот насколько изменилось ЕЕ ЛИЦО?
Все-таки персональный состав по линиям и общая тактическая схема – существенные, но разрозненные черты, которые не составляют цельного портрета сборной. В большей степени его определяет игра команды, замешанная на ее настрое и характере. Эти качества в осенних матчах с ирландцами и албанцами сборная Валерия Газзаева успела проявить. Тогда тренеры полагали, что проблем с психологией не возникнет и в дальнейшем: уж на несколько-то матчей в год команда, составленная из молодых и честолюбивых профессионалов, при любых обстоятельствах будет выходить как на последний бой. Но уже нынешней весной выяснилось, что морально-волевая составляющая сборной отнюдь не является незыблемой. Пару лет назад национальную команду часто обвиняли в недостаточной отмобилизованности на контрольные матчи. Встречи в Шкодере и Тбилиси товарищескими не были, но и в них россияне несокрушимой воли к победе не проявили.
Неудачу в столице Грузии впрямую связал с недостаточным настроем своих подопечных. И одновременно выразил уверенность: в Базеле все будет иначе. Что ж, хотя игра со швейцарцами формально еще не является решающей в турнирном отношении, но, по крайней мере, станет для команды Газзаева первым барьером, который предстоит взять в форс-мажорных обстоятельствах.